Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 января 2004 г. Дело N А41-К2-23510/03
Арбитражный суд Московской области при участии в заседании от истца: А. - доверенность от 06.11.03, Л. - доверенность от 06.11.03; от ответчика: Г. - ведущий специалист, доверенность N 5 от 25.06.2003, рассмотрев в судебном заседании дело по иску предпринимателя Я. к МРИ МНС РФ N 7 по Московской области о возврате излишне уплаченных НДС и НСП,
УСТАНОВИЛ:
предприниматель без образования юридического лица Я. обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском об обязании МРИ МНС РФ N 7 по Московской области произвести возврат излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в размере 50234 руб., пени по НДС в размере 983 руб. 39 коп., налога с продаж в сумме 291391 руб. и пени по нему в сумме 1134 руб. 75 коп.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что введение налога с продаж и налога на добавленную стоимость не ухудшает положения предпринимателя, применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями означает замену уплаты подоходного налога и не освобождает от уплаты налога с продаж.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено ходатайство о привлечении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Коломенское финансовое управление для пояснения вопроса, касающегося возврата налога с продаж.
Ходатайство ответчика арбитражным судом отклонено, поскольку в соответствии со ст. 78 НК РФ решение о возврате налога принимается Налоговой инспекцией.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.
Я. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, 21.01.2000.
В течение 2001 г., 2002 г. и 2003 г. она начисляла в бюджет налог на добавленную стоимость и налог с продаж и представляла в Налоговую инспекцию декларации по указанным налогам.
31.07.2003 истцом было подано заявление в МРИ МНС N 7 по Московской области о возврате излишне уплаченных налога на добавленную стоимость и налога с продаж либо зачете в счет будущих платежей в бюджет.
Указанное заявление налогоплательщика МРИ МНС РФ N 7 по МО оставлено без ответа по существу поставленного вопроса.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.
До вступления в действие части второй Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого предпринимательства в соответствии со ст. 3 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", согласно ст. 2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость.
С 01.01.2001 в соответствии со ст. 143 НК РФ индивидуальные предприниматели отнесены к плательщикам указанного налога.
С 01.01.2001 также введен в действие на территории Московской области налог с продаж, плательщиками которого являются предприниматели.
Однако согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Статья 143 НК РФ и Закон Московской области "О налоге с продаж" создают для субъектов малого предпринимательства менее благоприятные условия, так как на него как на налогоплательщика возлагается ряд обязанностей, предусмотренных ст. 23 НК РФ, по ведению учета объекта налогообложения, представлению отчетности, уплате налога.
Кроме того, стоимость товаров (работ, услуг) индивидуального предпринимателя при увеличении ее на налог на добавленную стоимость и налог с продаж значительно возрастает, что приводит к снижению их конкурентоспособности.
Статья 9 вышеуказанного Закона является действующей, что подтверждается Определением Конституционного Суда РФ N 111-О от 01.07.99 и подлежит применению, так как устанавливает специальный налоговый режим для определенной категории субъектов.
Исходя из общих принципов права, специальная норма имеет преимущественное значение перед общей нормой.
При изложенных обстоятельствах истец не признается плательщиком налога с продаж до истечения четырехлетнего срока со дня его государственной регистрации.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что ответчик в 2001 г., 2002 г. и 2003 г. применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Указанная система в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" представляет собой замену одной системы налогообложения другой - упрощенной, которая согласно ст. 18 НК РФ является специальной системой налогообложения.
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности..." не предусматривает учета, исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж предпринимателем.
Т.о., с момента перехода предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, общая система налогообложения, элементами которой является налог с продаж, не применяется.
Данная позиция суда подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности N 11-П от 19.06.2003.
Т.о., суммы уплаченных истцом в бюджет налога с продаж, НДС и пени за несвоевременную уплату НДС за спорный период являются излишне уплаченными и подлежат возврату истцу в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Условия, предусмотренные указанной нормой для осуществления возврата, истцом выполнены.
Сумма, требуемая к возврату, подтверждена надлежащими документами - платежными поручениями и квитанциями Сбербанка и не оспаривается ответчиком.
При изложенных обстоятельствах требования истца об обязании МРИ МНС РФ N 5 по Московской области возвратить излишне уплаченные НДС за 2001 г., 2002 г. и 2003 г. в сумме 50234 руб., пени по нему в сумме 983 руб. 39 коп. и налог с продаж в сумме 1134 руб. 75 коп. подлежат удовлетворению, как основанные на действующем законодательстве.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 319 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Обязать МРИ МНС РФ N 7 по Московской области возвратить предпринимателю Я. из бюджета излишне уплаченные НДС за 2001 г. - 2003 г. в сумме 291391 руб. 72 коп., пени по нему в сумме 983 руб. и налог с продаж в сумме 291391 руб. 72 коп., пени по нему в сумме 1134 руб. 75 коп. в 10-дневный срок после вступления решения в законную силу.
Исполнительный лист выдать в порядке ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в тридцатидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.01.2004 ПО ДЕЛУ N А41-К2-23510/03
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 января 2004 г. Дело N А41-К2-23510/03
Арбитражный суд Московской области при участии в заседании от истца: А. - доверенность от 06.11.03, Л. - доверенность от 06.11.03; от ответчика: Г. - ведущий специалист, доверенность N 5 от 25.06.2003, рассмотрев в судебном заседании дело по иску предпринимателя Я. к МРИ МНС РФ N 7 по Московской области о возврате излишне уплаченных НДС и НСП,
УСТАНОВИЛ:
предприниматель без образования юридического лица Я. обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском об обязании МРИ МНС РФ N 7 по Московской области произвести возврат излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в размере 50234 руб., пени по НДС в размере 983 руб. 39 коп., налога с продаж в сумме 291391 руб. и пени по нему в сумме 1134 руб. 75 коп.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что введение налога с продаж и налога на добавленную стоимость не ухудшает положения предпринимателя, применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями означает замену уплаты подоходного налога и не освобождает от уплаты налога с продаж.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено ходатайство о привлечении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Коломенское финансовое управление для пояснения вопроса, касающегося возврата налога с продаж.
Ходатайство ответчика арбитражным судом отклонено, поскольку в соответствии со ст. 78 НК РФ решение о возврате налога принимается Налоговой инспекцией.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.
Я. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, 21.01.2000.
В течение 2001 г., 2002 г. и 2003 г. она начисляла в бюджет налог на добавленную стоимость и налог с продаж и представляла в Налоговую инспекцию декларации по указанным налогам.
31.07.2003 истцом было подано заявление в МРИ МНС N 7 по Московской области о возврате излишне уплаченных налога на добавленную стоимость и налога с продаж либо зачете в счет будущих платежей в бюджет.
Указанное заявление налогоплательщика МРИ МНС РФ N 7 по МО оставлено без ответа по существу поставленного вопроса.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.
До вступления в действие части второй Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого предпринимательства в соответствии со ст. 3 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", согласно ст. 2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость.
С 01.01.2001 в соответствии со ст. 143 НК РФ индивидуальные предприниматели отнесены к плательщикам указанного налога.
С 01.01.2001 также введен в действие на территории Московской области налог с продаж, плательщиками которого являются предприниматели.
Однако согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Статья 143 НК РФ и Закон Московской области "О налоге с продаж" создают для субъектов малого предпринимательства менее благоприятные условия, так как на него как на налогоплательщика возлагается ряд обязанностей, предусмотренных ст. 23 НК РФ, по ведению учета объекта налогообложения, представлению отчетности, уплате налога.
Кроме того, стоимость товаров (работ, услуг) индивидуального предпринимателя при увеличении ее на налог на добавленную стоимость и налог с продаж значительно возрастает, что приводит к снижению их конкурентоспособности.
Статья 9 вышеуказанного Закона является действующей, что подтверждается Определением Конституционного Суда РФ N 111-О от 01.07.99 и подлежит применению, так как устанавливает специальный налоговый режим для определенной категории субъектов.
Исходя из общих принципов права, специальная норма имеет преимущественное значение перед общей нормой.
При изложенных обстоятельствах истец не признается плательщиком налога с продаж до истечения четырехлетнего срока со дня его государственной регистрации.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что ответчик в 2001 г., 2002 г. и 2003 г. применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Указанная система в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" представляет собой замену одной системы налогообложения другой - упрощенной, которая согласно ст. 18 НК РФ является специальной системой налогообложения.
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности..." не предусматривает учета, исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж предпринимателем.
Т.о., с момента перехода предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, общая система налогообложения, элементами которой является налог с продаж, не применяется.
Данная позиция суда подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности N 11-П от 19.06.2003.
Т.о., суммы уплаченных истцом в бюджет налога с продаж, НДС и пени за несвоевременную уплату НДС за спорный период являются излишне уплаченными и подлежат возврату истцу в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Условия, предусмотренные указанной нормой для осуществления возврата, истцом выполнены.
Сумма, требуемая к возврату, подтверждена надлежащими документами - платежными поручениями и квитанциями Сбербанка и не оспаривается ответчиком.
При изложенных обстоятельствах требования истца об обязании МРИ МНС РФ N 5 по Московской области возвратить излишне уплаченные НДС за 2001 г., 2002 г. и 2003 г. в сумме 50234 руб., пени по нему в сумме 983 руб. 39 коп. и налог с продаж в сумме 1134 руб. 75 коп. подлежат удовлетворению, как основанные на действующем законодательстве.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 319 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Обязать МРИ МНС РФ N 7 по Московской области возвратить предпринимателю Я. из бюджета излишне уплаченные НДС за 2001 г. - 2003 г. в сумме 291391 руб. 72 коп., пени по нему в сумме 983 руб. и налог с продаж в сумме 291391 руб. 72 коп., пени по нему в сумме 1134 руб. 75 коп. в 10-дневный срок после вступления решения в законную силу.
Исполнительный лист выдать в порядке ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в тридцатидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)