Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 25.05.2009 ПО ДЕЛУ N А09-3803/2008-31-20

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2009 г. по делу N А09-3803/2008-31-20


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Импортпродукт" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по делу N А09-3803/2008-31-20,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Импортпродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Брянской таможни от 07.05.2008 N 19-14/11620 об отказе в возврате денежных средств, уплаченных за акцизные марки в качестве авансового платежа на общую сумму 4 027 390 руб. 50 коп. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 решение суда отменено. Заявление общества о признании незаконным решения Брянской таможни от 07.05.2008 N 19-14/11620 об отказе в возврате денежных средств на общую сумму 4 027 390 руб. 50 коп. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Импортпродукт" 24.04.2008 обратилось в Брянскую таможню с заявлением о возврате денежных средств в общей сумме 4 110 414 руб., внесенных платежными поручениями на счет Брянской таможни в качестве авансового платежа по акцизу.
Письмом от 07.05.2008 N 19-14/11620 Брянская таможня отказала обществу в возврате денежных средств.
Основанием для отказа послужили выводы о том, что перечисленные денежные средства не являются авансовыми платежами, поскольку были уплачены обществом как плата за акцизные марки на алкогольную продукцию и израсходованы на покупку акцизных марок.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Импортпродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства, оплаченные обществом за акцизные марки в 2005 году, не были приняты к вычетам в 2006 году при таможенном оформлении алкогольной продукции, ввиду того, что обязанность по уплате акциза у общества не возникла по не зависящим от него обстоятельствам, а следовательно, являются излишне уплаченными таможенными платежами и подлежат возврату.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизными товарами признается алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента за исключением виноматериалов).
Согласно п. 1 ст. 185 НК РФ при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке: при выпуске подакцизных товаров для свободного обращения и при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны акциз уплачивается в полном объеме; при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реэкспорта акциз не уплачивается.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками, а указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Статьей 13 Закона N 171-ФЗ определено, что ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, порядок регулирования импорта алкогольной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации.




В соответствии с указанным законом Правительство Российской Федерации Постановлением от 31.10.2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" утвердило Правила нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, Правила маркировки алкогольной продукции акцизными марками, а также форму отчета об использовании выданных акцизных марок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" определено, что при получении акцизных марок организация берет на себя обязательство об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением, предусматривающее:
а) нанесение на алкогольную продукцию акцизных марок в установленном порядке;
б) возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;
в) представление отчета об использовании выданных акцизных марок;
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2005 году общество получило в Брянской таможне для маркировки алкогольной продукции, подлежащей ввозу с территории Республики Молдова на территорию Российской Федерации, акцизные марки, уплатив их стоимость в сумме 4 027 390 руб. 50 коп., что подтверждается квитанциями о получении акцизных марок.
Порядок ввоза на таможенную территорию России алкогольной продукции определен Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.12.2000 N 1230 и утвержденной им Инструкцией о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками (далее - Инструкция).
В силу п. 6 Инструкции денежные средства за марки плательщик вносит в качестве авансового платежа в размере, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом сумма авансового платежа, внесенная при покупке акцизной марки, подлежит вычету при окончательном расчете суммы акциза при таможенном оформлении маркированного товара
В случае повреждения марок (в процессе их нанесения на товар, хранения или транспортировки, снятия с товара, который не будет ввезен на таможенную территорию Российской Федерации и (или) выпущен для свободного обращения и др.) импортер до истечения срока, указанного в обязательстве импортера, обязан осуществить возврат всех поврежденных марок в уполномоченный таможенный орган, осуществивший их выдачу (п. 83 Инструкции).
Пунктом 89 Инструкции установлено, что уполномоченный таможенный орган, принявший от импортера возвращенные поврежденные и (или) неиспользованные марки, возвращает импортеру денежные средства, уплаченные им при покупке марок, за вычетом 50% от стоимости марок, указанных в пункте 6 настоящей Инструкции, для покрытия расходов по изготовлению марок, их транспортировке, хранению, страхованию и уничтожению. При этом возврат указанных денежных средств производится в случае, если марки возвращены в порядке, определенном настоящей Инструкцией, и заявление плательщика на возврат подано не позднее трех лет со дня платежа данных денежных средств.
Возврат денежных средств за возвращенные неиспользованные и (или) поврежденные марки производится уполномоченным таможенным органом в валюте Российской Федерации не позднее месяца со дня поступления заявления о возврате.
На основании письменного заявления плательщика денежные средства могут быть зачтены в счет уплаты за новые марки или уплаты акцизов (п. 90 Инструкции).
Как следует из материалов дела, акцизные марки были приобретены обществом и нанесены на импортируемую алкогольную продукцию с целью выпуска для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, в Брянскую таможню представлены отчеты об использовании акцизных марок, составленные по установленной Инструкцией форме.
В связи с запретом ввоза алкогольной продукции и виноматериалов из Республики Молдова на территорию Российской Федерации в зоне деятельности Брянской таможни скопилась указанная алкогольная продукция, поступившая в адрес ООО "Импортпродукт".
Руководствуясь письмом ФТС России от 25.04.2006 N 01-06/14113 "О реэкспорте алкогольной продукции", общество вывезло вышеуказанную маркированную алкогольную продукцию в соответствии с таможенным режимом реэкспорта.
В соответствии со ст. 239 ТК РФ реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Как следует из положений пп. 2 п. 2 ст. 185 НК РФ, если подакцизные товары, ранее ввезенные на территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории в таможенном режиме реэкспорта (обратного вывоза), то акциз, уплаченный при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежит возврату в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом.
Согласно п. 108 Инструкции в случае заявления к таможенному режиму реэкспорта маркированного товара, марки, нанесенные на такой товар, подлежат повреждению способом, исключающим возможность их использования для реализации товара на территории Российской Федерации.
Между тем, как усматривается из материалов дела, марки, нанесенные на импортируемый обществом товар способом, исключающим возможность их использования для реализации товара на территории Российской Федерации, при реэкспорте повреждены не были.
В нарушение п. 89 Инструкции, утвержденной Приказом ГТК РФ от 28.12.2000 N 1230, а также письма ФТС РФ от 26.07.2006 N 01-06/26254, в соответствии с которыми денежные средства, уплаченные импортером при покупке марок, подлежат возврату за вычетом 50% стоимости акцизных марок при условии возврата в таможенные органы импортерами неиспользованных или поврежденных акцизных марок, полученных в установленном порядке до 1 января 2006 года, неиспользованные акцизные марки не были сняты с алкогольной продукции и не были возвращены таможенному органу, выдавшему их.
Учитывая изложенное, отказ Брянской таможни в возврате ООО "Импортпродукт" денежных средств, уплаченных в качестве авансового платежа в счет предстоящих таможенных платежей, в размере 4 027 390 руб. 50 коп. правомерен.
Нарушений норм процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по делу N А09-3803/2008-31-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Импортпродукт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)