Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Вышняк Н.Г., судей Гросула Ю.В., Петровой С.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (ул. Мусоргского, д. 10А, г. Калининград, 236022) о пересмотре в порядке надзора постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А21-4283/2009 Арбитражного суда Калининградской области и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2010 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Советский целлюлозно-бумажный завод" (Заводской пер., д. 2, г. Советск, Калининградская область, 238750) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области о признании недействительными решений от 05.02.2009 N 180, 181, 182, 183.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Советский целлюлозно-бумажный завод" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (далее - инспекция) о признании недействительными решений от 05.02.2009 N 180, 181, 182, 183.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.07.2009 обществу отказано в удовлетворении требований.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемые решения инспекции признаны недействительными.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 04.02.2010 оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекцией ставится вопрос о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций как принятых с нарушением норм материального права.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, судебная коллегия не усматривает оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Спор касается обязанности общества уплачивать водный налог за 3, 4 кварталы 2007 года и 1, 2 кварталы 2008 года.
По мнению инспекции, осуществляя поверхностный забор воды из бассейна реки Неман в спорный период после прекращения срока действия лицензии от 05.01.2004 на водопользование и соответствующего договора, общество является плательщиком водного налога до момента заключения договора водопользования или получения решения о водопользовании по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом Российской Федерации.
Признавая недействительными оспариваемые решения инспекции, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что в силу пункта 2 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются налогоплательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введение в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Статьей 11 Кодекса предусмотрено два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водных объектов в пользование, на основании которых взимается плата за пользование водным объектом (статьи 20, 21 Кодекса).
Согласно статье 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ действие лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до 01.01.2007, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, либо в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, установленным статьей 10 Кодекса.
На основании названных нормативно правовых положений, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что после 01.01.2007 водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введение в действие нового Водного кодекса Российской Федерации, уплачивают водный налог до момента истечения срока действия таких лицензий и договоров. После 01.01.2007 водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов, оформляют правоустанавливающие документы в соответствии с требованиями Кодекса, на основании которых уплачивают плату неналогового характера, что исключает взимание водного налога.
С учетом изложенного, установив истечение на начало 3 квартала 2007 года срока действия лицензии общества от 05.01.2004 на водопользование, суды пришли к выводу об отсутствии у общества в спорный период обязанности по уплате водного налога.
При этом суды подчеркнули, что осуществление обществом пользования поверхностным водным объектом без правоустанавливающих документов, предусмотренных Кодексом, свидетельствует о нарушении им водного законодательства, но не порождает обязанности по уплате водного налога.
Доводы инспекции, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, не подтверждают неправильного применения судами законодательства.
В связи с изложенным дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А21-4283/2009 Арбитражного суда Калининградской области для пересмотра в порядке надзора постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2010 отказать.
Председательствующий судья
Н.Г.ВЫШНЯК
Судья
Ю.В.ГРОСУЛ
Судья
С.М.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 04.06.2010 N ВАС-6724/10 ПО ДЕЛУ N А21-4283/2009
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2010 г. N ВАС-6724/10
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Вышняк Н.Г., судей Гросула Ю.В., Петровой С.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (ул. Мусоргского, д. 10А, г. Калининград, 236022) о пересмотре в порядке надзора постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А21-4283/2009 Арбитражного суда Калининградской области и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2010 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Советский целлюлозно-бумажный завод" (Заводской пер., д. 2, г. Советск, Калининградская область, 238750) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области о признании недействительными решений от 05.02.2009 N 180, 181, 182, 183.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Советский целлюлозно-бумажный завод" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (далее - инспекция) о признании недействительными решений от 05.02.2009 N 180, 181, 182, 183.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.07.2009 обществу отказано в удовлетворении требований.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемые решения инспекции признаны недействительными.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 04.02.2010 оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекцией ставится вопрос о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций как принятых с нарушением норм материального права.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, судебная коллегия не усматривает оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Спор касается обязанности общества уплачивать водный налог за 3, 4 кварталы 2007 года и 1, 2 кварталы 2008 года.
По мнению инспекции, осуществляя поверхностный забор воды из бассейна реки Неман в спорный период после прекращения срока действия лицензии от 05.01.2004 на водопользование и соответствующего договора, общество является плательщиком водного налога до момента заключения договора водопользования или получения решения о водопользовании по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом Российской Федерации.
Признавая недействительными оспариваемые решения инспекции, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что в силу пункта 2 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются налогоплательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введение в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Статьей 11 Кодекса предусмотрено два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водных объектов в пользование, на основании которых взимается плата за пользование водным объектом (статьи 20, 21 Кодекса).
Согласно статье 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ действие лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до 01.01.2007, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, либо в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, установленным статьей 10 Кодекса.
На основании названных нормативно правовых положений, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что после 01.01.2007 водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введение в действие нового Водного кодекса Российской Федерации, уплачивают водный налог до момента истечения срока действия таких лицензий и договоров. После 01.01.2007 водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов, оформляют правоустанавливающие документы в соответствии с требованиями Кодекса, на основании которых уплачивают плату неналогового характера, что исключает взимание водного налога.
С учетом изложенного, установив истечение на начало 3 квартала 2007 года срока действия лицензии общества от 05.01.2004 на водопользование, суды пришли к выводу об отсутствии у общества в спорный период обязанности по уплате водного налога.
При этом суды подчеркнули, что осуществление обществом пользования поверхностным водным объектом без правоустанавливающих документов, предусмотренных Кодексом, свидетельствует о нарушении им водного законодательства, но не порождает обязанности по уплате водного налога.
Доводы инспекции, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, не подтверждают неправильного применения судами законодательства.
В связи с изложенным дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А21-4283/2009 Арбитражного суда Калининградской области для пересмотра в порядке надзора постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2010 отказать.
Председательствующий судья
Н.Г.ВЫШНЯК
Судья
Ю.В.ГРОСУЛ
Судья
С.М.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)