Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 марта 2006 года Дело N Ф04-800/2006(20135-А27-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области на решение от 01.11.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23873/2005-6 по заявлению открытого акционерного общества "Шахтоуправление "Сибирское" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области,
Открытое акционерное общество "Шахтоуправление "Сибирское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области (далее - Инспекция) от 20.05.2005 N 957/870.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2005 заявление ОАО "Шахтоуправление "Сибирское" удовлетворено частично, признано недействительным решение Инспекции от 20.05.2005 N 957/870 в части доначисления ОАО "Шахтоуправление "Сибирское" 3308791 руб. налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 152204 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога в виде взыскания штрафа в размере 661758 руб. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года в размере 330779 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы полагает, что налогоплательщик имеет право применить налоговую ставку 0 процентов только в отношении 15,8 процента добытого полезного ископаемого, а оставшаяся часть должна облагаться по ставке 4 процента. Следовательно, по мнению налогового органа, при переводе нормативные потери должны быть пересчитаны на фактическую добычу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы налогового органа, просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года ОАО "Шахтоуправление "Сибирское".
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение от 20.05.2005 N 957/870, которым Общество было привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде взыскания штрафа в размере 661758 руб. и за несвоевременное представление налоговой декларации по НДПИ за декабрь 2004 года в виде взыскания штрафа в размере 330879 руб.
Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить доначисленную сумму налога на добычу полезных ископаемых в размере 3308791 руб., соответствующие пени, сумму налоговых санкций.
Основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначисления налога и пени послужило, по мнению налогового органа, занижение количества добытого полезного ископаемого в налоговой декларации налогоплательщика за декабрь 2004 года на 124458 тонн или 82719765 руб., то есть на сумму потерь у геологических нарушений и общешахтных потерь.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, частично удовлетворяя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 338, 340 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку Общество количество добытых полезных ископаемых определяло прямым методом, следовательно, в силу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого правомерно определено с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого согласно положениям данной статьи признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
В пункте 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что обложение налогом на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
В силу пункта 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящих Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 Приказом МПР РФ от 28.12.2004 N 745 по согласованию с Кузнецким управлением Федерального горного и промышленного надзора России утверждены нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения при добыче полезных ископаемых на 2004 год по ОАО "Шахтоуправление "Сибирское" в размере 15,8 процента.
По мнению Инспекции, количество нормативных потерь, пересчитанных на фактическую добычу полезного ископаемого, подлежащее налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, пересчитанных из тонн угля в чистых угольных пачках, составляет 72485 тонн, количество добытого полезного ископаемого, подлежащее налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, - 502875 тонн, в то время как налогоплательщиком по налоговым декларациям за январь - декабрь 2004 года количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 2 статьи 342 Кодекса, заявлено в размере 378417 тонн.
С данным выводом налогового органа не представляется возможным согласиться, так как при расчете налога на добычу полезного ископаемого Инспекцией в налоговую базу были включены все потери, в то время как Приказом МПР РФ от 28.12.2004 N 745 ОАО "Шахтоуправление "Сибирское" были утверждены только эксплуатационные потери, что прямо следует из его текста.
Между тем в представленной налогоплательщиком в Инспекцию и в материалы дела форме N 11-шрп, расшифровывающей виды и суммы потерь угля за 2004 год, указано 3 вида потерь полезного ископаемого: эксплуатационные, общешахтные и потери у геологических нарушений, что соответствует определению потерь, данному в Указаниях по нормированию, планированию, экономической оценке потерь угля в недрах по Кузнецкому бассейну от 30.11.1990, Инструкции по нормированию и планированию потерь угля в недрах на шахтах ОАО "Компания "Кузбассуголь" от 27.12.2001 и Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996.
Согласно разделу 2 Указаний от 30.11.1990 и разделу 2 Инструкции от 27.12.2001 эксплуатационные потери - потери, обусловленные системой разработки, способом, техникой и технологией отработки запасов (в целиках, оставляемых у подготовительных выработок и в очистном пространстве, у границ выемочных участков, в местах пожаров, завалов и затоплений; в пачках угля, оставляемых в почве, кровле пластов, между выемочными слоями, при селективной выемке; потери отбитого угля). Потери у геологических нарушений возникают там, где отработка запасов угля невозможна и небезопасна из-за тектонических нарушений и сложных гидрогеологических условий разрабатываемых участков и пластов. Потери общешахтные - возникающие в общешахтных предохранительных целиках, границы которых утверждены в порядке, установленном Правилами охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях и Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах.
На основании пункта 2 абзаца 2 Инструкции от 27.12.2001 и пункта 2 абзаца 2, пункта 3.1.1 Указаний от 30.11.1990 нормированию подлежат эксплуатационные потери.
При определении фактических общешахтных потерь и потерь из-за геологических нарушений согласно пунктам 3.5, 3.6 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996, пунктам 2, 7 и 8 Инструкции по нормированию и планированию потерь угля в недрах на шахтах ОАО "Компания "Кузбассуголь" общешахтные потери и потери из-за геологических нарушений не нормируются и переводятся в фактические потери в том отчетном периоде, в котором заканчиваются подходы к ним.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Аналогичная норма содержится в части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что не включенные заявителем в налоговую базу общешахтные и у геологических нарушений потери можно отнести к фактическим из-за утраты подходов к ним, Инспекцией не представлено.
В соответствии с пунктом 6.2 Указаний от 30.11.1990 сверхнормативные потери определяются в форме 11-шрп. Согласно данной форме за 2004 год у Общества эксплуатационные потери составили 51400 тонн (11,8%), общешахтные потери - 0 тонн, у геологических нарушений - 112000 тонн, сверхнормативные потери отсутствуют.
Арбитражный суд, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, обоснованно сделал вывод о том, что ОАО "Шахтоуправление "Сибирское" обоснованно не включило в налоговую базу за декабрь 2004 года количество угля, составляющего общешахтные потери и потери геологических нарушений.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 01.11.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23873/2005-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 01.03.2006 N Ф04-800/2006(20135-А27-31) ПО ДЕЛУ N А27-23873/2005-6
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2006 года Дело N Ф04-800/2006(20135-А27-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области на решение от 01.11.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23873/2005-6 по заявлению открытого акционерного общества "Шахтоуправление "Сибирское" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Шахтоуправление "Сибирское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области (далее - Инспекция) от 20.05.2005 N 957/870.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2005 заявление ОАО "Шахтоуправление "Сибирское" удовлетворено частично, признано недействительным решение Инспекции от 20.05.2005 N 957/870 в части доначисления ОАО "Шахтоуправление "Сибирское" 3308791 руб. налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 152204 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога в виде взыскания штрафа в размере 661758 руб. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года в размере 330779 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы полагает, что налогоплательщик имеет право применить налоговую ставку 0 процентов только в отношении 15,8 процента добытого полезного ископаемого, а оставшаяся часть должна облагаться по ставке 4 процента. Следовательно, по мнению налогового органа, при переводе нормативные потери должны быть пересчитаны на фактическую добычу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы налогового органа, просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года ОАО "Шахтоуправление "Сибирское".
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение от 20.05.2005 N 957/870, которым Общество было привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде взыскания штрафа в размере 661758 руб. и за несвоевременное представление налоговой декларации по НДПИ за декабрь 2004 года в виде взыскания штрафа в размере 330879 руб.
Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить доначисленную сумму налога на добычу полезных ископаемых в размере 3308791 руб., соответствующие пени, сумму налоговых санкций.
Основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначисления налога и пени послужило, по мнению налогового органа, занижение количества добытого полезного ископаемого в налоговой декларации налогоплательщика за декабрь 2004 года на 124458 тонн или 82719765 руб., то есть на сумму потерь у геологических нарушений и общешахтных потерь.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, частично удовлетворяя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 338, 340 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку Общество количество добытых полезных ископаемых определяло прямым методом, следовательно, в силу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого правомерно определено с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого согласно положениям данной статьи признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
В пункте 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что обложение налогом на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
В силу пункта 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящих Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 Приказом МПР РФ от 28.12.2004 N 745 по согласованию с Кузнецким управлением Федерального горного и промышленного надзора России утверждены нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения при добыче полезных ископаемых на 2004 год по ОАО "Шахтоуправление "Сибирское" в размере 15,8 процента.
По мнению Инспекции, количество нормативных потерь, пересчитанных на фактическую добычу полезного ископаемого, подлежащее налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, пересчитанных из тонн угля в чистых угольных пачках, составляет 72485 тонн, количество добытого полезного ископаемого, подлежащее налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, - 502875 тонн, в то время как налогоплательщиком по налоговым декларациям за январь - декабрь 2004 года количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 2 статьи 342 Кодекса, заявлено в размере 378417 тонн.
С данным выводом налогового органа не представляется возможным согласиться, так как при расчете налога на добычу полезного ископаемого Инспекцией в налоговую базу были включены все потери, в то время как Приказом МПР РФ от 28.12.2004 N 745 ОАО "Шахтоуправление "Сибирское" были утверждены только эксплуатационные потери, что прямо следует из его текста.
Между тем в представленной налогоплательщиком в Инспекцию и в материалы дела форме N 11-шрп, расшифровывающей виды и суммы потерь угля за 2004 год, указано 3 вида потерь полезного ископаемого: эксплуатационные, общешахтные и потери у геологических нарушений, что соответствует определению потерь, данному в Указаниях по нормированию, планированию, экономической оценке потерь угля в недрах по Кузнецкому бассейну от 30.11.1990, Инструкции по нормированию и планированию потерь угля в недрах на шахтах ОАО "Компания "Кузбассуголь" от 27.12.2001 и Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996.
Согласно разделу 2 Указаний от 30.11.1990 и разделу 2 Инструкции от 27.12.2001 эксплуатационные потери - потери, обусловленные системой разработки, способом, техникой и технологией отработки запасов (в целиках, оставляемых у подготовительных выработок и в очистном пространстве, у границ выемочных участков, в местах пожаров, завалов и затоплений; в пачках угля, оставляемых в почве, кровле пластов, между выемочными слоями, при селективной выемке; потери отбитого угля). Потери у геологических нарушений возникают там, где отработка запасов угля невозможна и небезопасна из-за тектонических нарушений и сложных гидрогеологических условий разрабатываемых участков и пластов. Потери общешахтные - возникающие в общешахтных предохранительных целиках, границы которых утверждены в порядке, установленном Правилами охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях и Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах.
На основании пункта 2 абзаца 2 Инструкции от 27.12.2001 и пункта 2 абзаца 2, пункта 3.1.1 Указаний от 30.11.1990 нормированию подлежат эксплуатационные потери.
При определении фактических общешахтных потерь и потерь из-за геологических нарушений согласно пунктам 3.5, 3.6 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996, пунктам 2, 7 и 8 Инструкции по нормированию и планированию потерь угля в недрах на шахтах ОАО "Компания "Кузбассуголь" общешахтные потери и потери из-за геологических нарушений не нормируются и переводятся в фактические потери в том отчетном периоде, в котором заканчиваются подходы к ним.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Аналогичная норма содержится в части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что не включенные заявителем в налоговую базу общешахтные и у геологических нарушений потери можно отнести к фактическим из-за утраты подходов к ним, Инспекцией не представлено.
В соответствии с пунктом 6.2 Указаний от 30.11.1990 сверхнормативные потери определяются в форме 11-шрп. Согласно данной форме за 2004 год у Общества эксплуатационные потери составили 51400 тонн (11,8%), общешахтные потери - 0 тонн, у геологических нарушений - 112000 тонн, сверхнормативные потери отсутствуют.
Арбитражный суд, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, обоснованно сделал вывод о том, что ОАО "Шахтоуправление "Сибирское" обоснованно не включило в налоговую базу за декабрь 2004 года количество угля, составляющего общешахтные потери и потери геологических нарушений.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 01.11.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23873/2005-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)