Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.04.2008 ПО ДЕЛУ N А56-20392/2007

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2008 г. по делу N А56-20392/2007


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Морозовой Н.А., при участии от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская лесотехническая академия С.М.Кирова" Баулина П.Б. (доверенность от 10.05.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Воротилова В.Н. (доверенность от 01.08.2007 N 17/20488), Косьминой И.А. (доверенность от 09.07.2007 N 17/43), рассмотрев 16.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2007 по делу N А56-20392/2007 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская лесотехническая академия С.М.Кирова" (далее - СПбГЛТА, академия) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 18.06.2007 N 208.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2007, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, заявление академии удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда как вынесенное по неполно исследованным обстоятельствам дела и отказать СПбГЛТА в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства:
- - признав оспариваемое постановление инспекции недействительным, суд не исследовал вопрос о законности требования об уплате налога, неисполнение которого в установленный срок повлекло вынесение решения о взыскании задолженности за счет денежных средств академии на счетах в банке (обоснованность которого также не была проверена судом) и принятие постановления от 18.06.2007 N 208. В то же время решение и постановление о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика могут быть признаны судом недействительными только в случае несоответствия требования об уплате недоимки, во исполнение которого они были приняты, действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора, пеней) либо вследствие допущения налоговым органом при их вынесении существенных нарушений норм действующего законодательства, касающихся содержания и процедуры направления данных ненормативных актов;
- - действующим законодательством, по мнению инспекции, не устанавливается прямой запрет на взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика - бюджетной организации на счетах в банках и за счет его иного имущества в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при условии, что такое взыскание обращено не на лицевой счет такой организации, открытый в казначействе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией (выступающей по настоящему делу ответчиком), Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области, Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару Республики Коми в сентябре 2006 - феврале 2007 года была проведена выездная налоговая проверка заявителя, а также его филиалов и структурных подразделений (Адлерского филиала СПбГЛТА, Сыктывкарского лесного института - филиала СПбГЛТА, Лисинского учебно-опытного лесхоза - филиала СПбГЛТА) по вопросам соблюдения этими организациями законодательства о налогах и сборах - правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, налога с продаж, налога на операции с ценными бумагами, единого налога на вмененный доход, уплачиваемого при осуществлении определенных видов деятельности (далее - ЕНВД), транспортного налога, налога на рекламу, земельного налога, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.01.2003 по 01.09.2006, единого социального налога (далее - ЕСН) за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, а также соблюдения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле за период с 01.01.2003 по 31.03.2006. В ходе проверки выявлен ряд правонарушений, отраженных в акте проверки от 05.04.2007 N 02/12.
На основании указанного акта, с учетом представленных академией возражений, налоговым органом принято решение от 14.05.2007 N 02/18 (л.д. 10 - 43) о привлечении СПбГЛТА к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором заявителю предложено уплатить не полностью уплаченные налоги в общей сумме 9 698 541 руб. 46 коп., в том числе 1 252 712 руб. налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет; 2 865 375 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга; 927 790 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Краснодарского края; 3 946 929 руб. налога на добавленную стоимость; 2 401 руб. транспортного налога; 135 430 руб. ЕНВД; 3 912 руб. НДФЛ по головной организации; 179 734 руб. НДФЛ по Адлерскому филиалу; 256 961 руб. 64 коп. ЕСН (ФБ) по Адлерскому филиалу; 2 193 руб. 23 коп. ЕСН (ФСС) по головной организации; 36 871 руб. 52 коп. ЕСН (ФСС) по Адлерскому филиалу; 5 471 руб. 78 коп. ЕСН (ФФОМС) по Адлерскому филиалу; 29 574 руб. 29 коп. ЕСН (ТФОМС) по Адлерскому филиалу; 53 186 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по Адлерскому филиалу; пени за их несвоевременную уплату в сумме 3 045 796 руб. 37 коп.; налоговые санкции на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, пункта 1 статьи 126 НК РФ, пункта 2 статьи 120 НК РФ, статьи 123 НК РФ в общей сумме 1 771 423 руб. 66 коп.
Во исполнение указанного решения налоговым органом направлены заявителю следующие требования:
- - требование N 267 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 30.05.2007 (л.д. 57 - 59), в котором академии в срок до 09.06.2007 предложено уплатить в бюджет недоимку по НДФЛ, ЕСН, транспортному налогу, налогу на имущество, налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, страховым взносам в общей сумме 9 563 111 руб. 46 коп., пени в сумме 2 997 705 руб. 37 коп. и 1 744 337 руб. 65 коп. налоговых санкций по перечисленным налогам (взносам);
- - требование N 268 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 30.05.2007 (л.д. 60), в котором СПбГЛТА предложено в срок до 09.06.2007 перечислить в бюджет 135 430 руб. ЕНВД, 48 091 руб. пеней и 27 086 руб. налоговых санкций по этому налогу.
В связи с неисполнением в добровольном порядке названных требований налоговый орган на основании статьи 46 НК РФ вынес решения от 13.06.2007 N 2854 и 2855 (л.д. 84, 85) о взыскании указанных сумм налогов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и выставлены инкассовые поручения от 13.06.2007 N 24886 - 24918 (перечень с расшифровкой сумм имеется в материалах дела - л.д. 119 - 120).
Инспекция 18.06.2007 в порядке статьи 47 НК РФ вынесла постановление N 208 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в рамках сумм, указанных в том числе в требованиях от 30.05.2007 N 267 и 268, с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. Общая сумма налогов, пеней и налоговых санкций, подлежащая взысканию с академии согласно данному постановлению, составила 14 442 206 руб. 31 коп.
Постановлением от 20.06.2007 N 1/17202/1089/54/2007 (л.д. 77) Управление Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Санкт-Петербургу на основании постановления инспекции от 18.06.2007 N 208 возбудило в отношении СПбГЛТА исполнительное производство.
Академия не согласилась с постановлением инспекции от 18.06.2007 N 208 и обжаловала его в арбитражный суд.
Признав указанный ненормативный акт налогового органа недействительным, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять правомерные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание с этих счетов и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
При этом в абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента - организации или предпринимателя.
В пункте 7 статьи 46 НК РФ указано, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. Данное положение статьи 46 НК РФ применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сборов и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (пункты 9 и 10 статьи 46 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
Вместе с тем, как установлено судом, в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) заявитель является бюджетным учреждением, которое использует бюджетные средства через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства. Это обстоятельство подтверждается Уставом СПбГЛТА, письмами от 19.10.2007 N 03-30/3509, от 12.12.2005 N 3141, сообщением от 24.03.2006 N 04-14/680 Отделения по Выборгскому району Управления Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу (л.д. 87 - 104, 128, 130, 131).
Согласно статье 239 БК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Согласно пунктам 2 и 3 данной нормы обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2007, в отношении обеспечения исполнения организациями, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов), обязанности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и взыскания с этих организаций указанных платежей.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ из статьи 46 НК РФ исключены положения о недопустимости обращения взыскания налога с бюджетных счетов в банках и одновременно в статью 45 (пункты 2 и 8) НК РФ внесены изменения, касающиеся определения перечня оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке.
В частности, в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 45 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
Такой порядок взыскания указанных платежей является исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных статьями 46 - 48 НК РФ.
В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" также разъяснил, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 НК РФ.
Таким образом, суд сделал обоснованный вывод о том, что налоговым органам не предоставлено право на списание в бесспорном порядке денежных средств с федеральных бюджетных учреждений, каковым является заявитель, либо обращение взыскания на имущество во исполнение обязанности таких налогоплательщиков по уплате налогов (сборов), пеней и налоговых санкций, и право на принудительное взыскание может быть реализовано только в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции также обращает внимание Инспекции на следующее.
Федеральная налоговая служба в порядке статьи 34.2 НК РФ направила в налоговые органы письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2, в котором прямо указано на то, что "поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, в силу пункта 2 статьи 45 Кодекса, взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 Кодекса. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункта 1 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Кодекса взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу решений судов.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии со статьями 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции, должны исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3 статьи 30, пункты 1 и 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, а также реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов (пункты 1 и 2 статьи 33 Кодекса)".
С учетом изложенного принятое по делу решение суда является законным и обоснованным и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2007 по делу N А56-20392/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи
О.А.КОРПУСОВА
Н.А.МОРОЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)