Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 января 2006 года Дело N А66-4220/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Шевченко А.В. и Абакумовой И.Д., при участии от муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Ковалевой С.А. (доверенность от 29.08.2005) и Кондратьевой В.Ю. (доверенность от 29.08.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области Кирсеневой А.В. (доверенность от 14.09.2005 N 04-76), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области на решение от 29.06.2005 (судья Перкина В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 12.09.2005 (судьи Кожемятова Л.Н., Владимирова Г.А., Орлова В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4220/2005,
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - Предприятие, МУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 16.02.2005 N 14-19/17 в части начисления 1456392,53 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, удержанного, но не перечисленного в бюджет, и 213451,04 руб. пеней за нарушение сроков уплаты единого социального налога, а также в части привлечения Предприятия к налоговой ответственности по статье 123 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафов 249524 руб. и 19615,6 руб. соответственно за налоговые нарушения, совершенные в период конкурсного производства: неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению, и неуплату единого социального налога.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2005 заявленные Предприятием требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2005 решение суда от 29.06.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Предприятию в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 1 статьи 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить принятые по данному делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Предприятия просили оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 27.08.2002 по делу N 3741 МУП "Водоканал" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
В декабре 2004 года - январе 2005 года налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Предприятием в бюджет единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, а также правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, полноты и своевременности представления в налоговый орган справок о доходах физических лиц за период с 27.03.2002 по 14.12.2004.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 01.02.2005 N 14-19/13.
Так, налоговая инспекция установила неуплату налогоплательщиком 743498,84 руб. единого социального налога за 2001 и 2003 годы. Предприятие в указанный период не включило в налоговую базу по единому социальному налогу выплаты, произведенные в пользу физических лиц - работников организации. Кроме того, Предприятие в проверяемый период несвоевременно и не в полном объеме перечислило в бюджет удержанные суммы налога на доходы физических лиц.
На основании акта проверки налоговой инспекцией принято решение от 16.02.2005 N 14-19/17, которым Предприятию доначислены налог на доходы с физических лиц, единый социальный налог, а также 1669843,57 руб. пеней за нарушение сроков уплаты единого социального налога и налога на доходы физических лиц, удержанного, но не перечисленного в бюджет (соответственно 213451,04 руб. и 1456392,53 руб. пеней). Кроме того, Предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет, в виде взыскания 249524 руб. штрафа, и по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату единого социального налога в виде взыскания 19615,6 руб. штрафа.
По результатам проверки налоговая инспекция направила конкурсному управляющему кредиторское требование от 03.03.2005 N 10-06/1659. Конкурсный управляющий признал обоснованным и принял к исполнению требование налогового органа об уплате задолженности по налогам, сборам и платежам во внебюджетные фонды, образовавшейся как на дату открытия конкурсного производства, так и после его открытия. В то же время в удовлетворении требования налогового органа об уплате пеней и штрафов конкурсный управляющий отказал, сославшись на положения статьи 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно названной статье с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.
Налоговый орган не обжаловал отказ конкурсного управляющего в установленном порядке. Но с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления пеней и наложения предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации штрафов обратилось в арбитражный суд Предприятие.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя. Суды пришли к выводу, что в силу положений статьи 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после признания судом Предприятия банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства налоговый орган не имел правовых оснований для начисления пеней на суммы выявленной задолженности по обязательным платежам (независимо от периода ее образования), а также привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судебные инстанции, принимая решение и постановление, правомерно руководствовались положениями Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ), который действовал в период признания судом Предприятия банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства (27.08.2002). Суды обоснованно сослались на то, что, несмотря на введение в действие с 03.12.2002 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при открытии процедуры конкурсного производства до вступления в силу Федерального Закона N 127-ФЗ подлежат применению нормы Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ. На это прямо указано в части 3 статьи 233 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В данном случае МУП "Водоканал" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство по решению суда от 27.08.2002, следовательно, при рассмотрении настоящего дела подлежат применению положения Закона N 6-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Закона N 6-ФЗ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
- - прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;
- - все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Поскольку в состав задолженности должника включается также задолженность по обязательным платежам - налогам, сборам и иным обязательным взносам в бюджет соответствующего уровня или внебюджетные фонды, то с момента принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление пеней и на этот вид задолженности.
Следовательно, после принятия арбитражным судом решения от 27.08.2002 о признании МУП "Водоканал" банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства налоговый орган не вправе был начислять пени на выявленную задолженность по обязательным платежам, а также налагать на Предприятие штрафы, предусмотренные статьями 123 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены принятых по данному делу решения и постановления судов и удовлетворения жалобы налоговой инспекции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 29.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.09.2005 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4220/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.01.2006 N А66-4220/2005
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2006 года Дело N А66-4220/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Шевченко А.В. и Абакумовой И.Д., при участии от муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Ковалевой С.А. (доверенность от 29.08.2005) и Кондратьевой В.Ю. (доверенность от 29.08.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области Кирсеневой А.В. (доверенность от 14.09.2005 N 04-76), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области на решение от 29.06.2005 (судья Перкина В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 12.09.2005 (судьи Кожемятова Л.Н., Владимирова Г.А., Орлова В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4220/2005,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - Предприятие, МУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 16.02.2005 N 14-19/17 в части начисления 1456392,53 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, удержанного, но не перечисленного в бюджет, и 213451,04 руб. пеней за нарушение сроков уплаты единого социального налога, а также в части привлечения Предприятия к налоговой ответственности по статье 123 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафов 249524 руб. и 19615,6 руб. соответственно за налоговые нарушения, совершенные в период конкурсного производства: неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению, и неуплату единого социального налога.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2005 заявленные Предприятием требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2005 решение суда от 29.06.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Предприятию в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 1 статьи 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить принятые по данному делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Предприятия просили оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 27.08.2002 по делу N 3741 МУП "Водоканал" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
В декабре 2004 года - январе 2005 года налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Предприятием в бюджет единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, а также правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, полноты и своевременности представления в налоговый орган справок о доходах физических лиц за период с 27.03.2002 по 14.12.2004.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 01.02.2005 N 14-19/13.
Так, налоговая инспекция установила неуплату налогоплательщиком 743498,84 руб. единого социального налога за 2001 и 2003 годы. Предприятие в указанный период не включило в налоговую базу по единому социальному налогу выплаты, произведенные в пользу физических лиц - работников организации. Кроме того, Предприятие в проверяемый период несвоевременно и не в полном объеме перечислило в бюджет удержанные суммы налога на доходы физических лиц.
На основании акта проверки налоговой инспекцией принято решение от 16.02.2005 N 14-19/17, которым Предприятию доначислены налог на доходы с физических лиц, единый социальный налог, а также 1669843,57 руб. пеней за нарушение сроков уплаты единого социального налога и налога на доходы физических лиц, удержанного, но не перечисленного в бюджет (соответственно 213451,04 руб. и 1456392,53 руб. пеней). Кроме того, Предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет, в виде взыскания 249524 руб. штрафа, и по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату единого социального налога в виде взыскания 19615,6 руб. штрафа.
По результатам проверки налоговая инспекция направила конкурсному управляющему кредиторское требование от 03.03.2005 N 10-06/1659. Конкурсный управляющий признал обоснованным и принял к исполнению требование налогового органа об уплате задолженности по налогам, сборам и платежам во внебюджетные фонды, образовавшейся как на дату открытия конкурсного производства, так и после его открытия. В то же время в удовлетворении требования налогового органа об уплате пеней и штрафов конкурсный управляющий отказал, сославшись на положения статьи 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно названной статье с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.
Налоговый орган не обжаловал отказ конкурсного управляющего в установленном порядке. Но с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления пеней и наложения предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации штрафов обратилось в арбитражный суд Предприятие.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя. Суды пришли к выводу, что в силу положений статьи 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после признания судом Предприятия банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства налоговый орган не имел правовых оснований для начисления пеней на суммы выявленной задолженности по обязательным платежам (независимо от периода ее образования), а также привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судебные инстанции, принимая решение и постановление, правомерно руководствовались положениями Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ), который действовал в период признания судом Предприятия банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства (27.08.2002). Суды обоснованно сослались на то, что, несмотря на введение в действие с 03.12.2002 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при открытии процедуры конкурсного производства до вступления в силу Федерального Закона N 127-ФЗ подлежат применению нормы Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ. На это прямо указано в части 3 статьи 233 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В данном случае МУП "Водоканал" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство по решению суда от 27.08.2002, следовательно, при рассмотрении настоящего дела подлежат применению положения Закона N 6-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Закона N 6-ФЗ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
- - прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;
- - все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Поскольку в состав задолженности должника включается также задолженность по обязательным платежам - налогам, сборам и иным обязательным взносам в бюджет соответствующего уровня или внебюджетные фонды, то с момента принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление пеней и на этот вид задолженности.
Следовательно, после принятия арбитражным судом решения от 27.08.2002 о признании МУП "Водоканал" банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства налоговый орган не вправе был начислять пени на выявленную задолженность по обязательным платежам, а также налагать на Предприятие штрафы, предусмотренные статьями 123 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены принятых по данному делу решения и постановления судов и удовлетворения жалобы налоговой инспекции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.09.2005 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4220/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
ШЕВЧЕНКО А.В.
АБАКУМОВА И.Д.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
ШЕВЧЕНКО А.В.
АБАКУМОВА И.Д.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)