Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2007 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.А.Шестаковой
судей И.Г.Медведевой, Н.М.Поповой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.И.Агеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14093/07) МИ ФНС РФ N 16 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2007 по делу N А56-11144/2007 (судья И.А.Исаева), принятое
по заявлению ООО "Мясной терминал"
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: И.В.Верховодов по дов. от 29.01.07 б/н,
от ответчика: Н.Ю.Лытова по дов. от 10.09.07, Комитет финансов - С.А.Кузьменков по дов. от 10.12.06
общество с ограниченной ответственностью "Мясной терминал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 02.03.2007 N 1477.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2007 требования общества были удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой указал о неправильном применении судом норм материального права и о несоответствии выводов суда установленным обстоятельствам.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Изучив представленные доказательства, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку представленного обществом уточненного расчета по налогу на имущество за 1 квартал 2006 года. В ходе проверки инспекция пришла к выводу о неправомерном применении обществом при исчислении налога на имущество льготной ставки 1,1 процента, установленной ст. 11-6 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" (в редакции Законов Санкт-Петербурга от 16.12.2004 N 620-88).
Решением от 02.03.2007 N 1477, принятым по результатам проверки, обществу доначислено и предложено уплатить в срок, указанный в требовании, 974407 руб. налога и 20595,76 руб. пени, начисленных за нарушение срока уплаты этого налога, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет. Общество обжаловало решение налогового органа в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования, подтвердив правомерность применения обществом налоговой ставки 13,5 процента при исчислении налога на имущество юридического лица.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как видно из материалов дела, в уточненном расчете по налогу на имущество за 3 месяца 2006 года общество исчислило налог на имущество по пониженной налоговой ставке 1,1 процента, установленной пунктом 1 статьи 11-6 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" (в редакции Законов Санкт-Петербурга от 16.12.2004 N 620-88). Согласно ст. 380 п. 1 НК РФ налоговые ставки по данному налогу устанавливаются субъектами РФ и не могут превышать 2.2 процента стоимости имущества налогоплательщика.
Пунктом 1 статьи 11-6 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон N 81-11) установлены пониженные размеры ставки налога на имущество организаций, для юридических лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным положениями названной статьи, в размере 15,5 процента, если они осуществили вложения, начиная с 01.01.05 на территории Санкт-Петербурга в основные средства для производственных целей на сумму не менее 150 млн руб. При этом для целей названного Закона под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
Право на применение пониженной ставки налога на имущество организаций, согласно статье 11-6 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" предоставляется юридическим лицам, отвечающим одновременно всем указанным в Законе требованиям. В статье 11-4 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" установлен порядок расчета суммы вложений.
Объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика (за исключением объектов основных средств, полученных по договору лизинга) и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов основных средств - в размере увеличения первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета.
Сумма вложений уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может участвовать в указанном расчете только один раз.
При проверке правомерности применения обществом пониженной ставки налога на имущество налоговая инспекция пришла к выводу о несоблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных п. 3, 5 статьи 11-4 и статьей 11-6 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах". Так, в законе указано, что пониженной ставкой облагаются "вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли)".
Налоговый орган считает, что поскольку обществом осуществлены вложения в основные средства, предназначенные для последующей передачи в аренду третьим лицам, а не для использования их в производственных целях (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга), они не могут быть квалифицированы как вложения для производственных целей, и налогоплательщик не вправе применять пониженную ставку налога.
Согласно статье 11-4 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" пониженная ставка применяется при осуществлении вложений в основные средства, предназначенные для использования в производственных целях, под которыми понимается не только собственное производство товаров, но и выполнение работ, оказание услуг.
Как правильно указано судом, с учетом правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.1999 N ГКПИ 98-808, 809 и пункте 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О, сдача (предоставление) имущества в аренду может расцениваться как оказание услуг. Этот вывод суда не противоречит и нормам главы 25 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду включаются в состав внереализационных доходов организаций, если они не учитываются ими в составе доходов от реализации. В том случае, когда сдача имущества в аренду является для налогоплательщика основным источником получения дохода в виде получаемой арендной платы, ее следует относить к доходам от реализации.
Поскольку сдача в аренду имущества является фактически основной деятельностью общества, то указанные вложения связаны с производственной деятельностью общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" расчет суммы вложений, как уже указано, базируется на данных бухгалтерского учета основных средств.
Данные бухгалтерского учета используются для определения первоначальной стоимости учитываемых на балансе налогоплательщика объектов основных средств при расчете суммы вложений и исчисления базы по налогу на имущество.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у налогоплательщика права на применение установленной статьей 11-6 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" пониженной ставки налога на имущество организаций при осуществлении вложений в основные средства, предназначенные для последующей сдачи в аренду третьим лицам.
Налоговая инспекция также признала незаконным применение обществом пониженной ставки по налогу в связи с несоблюдением обществом требований пункта 2 статьи 11-6 Закона Санкт-Петербурга об осуществлении налогоплательщиком затрат в основные средства до 01 января 2005 года, поскольку законом определен период их осуществления после 1 января 2005 года.
Согласно материалам дела общество применило пониженную ставку по налогу на имущество в размере 1,1 процента, заявив об осуществлении им вложений в основные средства в сумме 357833507 руб.
При этом общество указывает и налоговым органом не оспаривается, что отражено в материалах дела, материалах налоговой проверки и протоколе судебного заседания, что размер вложений в основные средства, осуществленных в 2005 году - 157791775,14 руб., т.е. все равно превышает 150 млн руб.
Таким образом, применение обществом пониженной ставки по налогу на имущество в 2005 году, применительно к остаточной стоимости основных средств, сформированной по данным бухгалтерского учета с учетом увеличения их стоимости в результате вложений предыдущих налоговых периодов, не противоречит закону.
Налоговый орган в результате проверки пришел к выводу о неправомерном включении обществом в расчет суммы вложений, дающих право на применение пониженной налоговой ставки стоимости приобретенных машин и оборудования, которые ранее эксплуатировались на территории Санкт-Петербурга и стоимости технологического оборудования, которое является вкладом единственного участника и учредителя в уставный капитал Общества.
Вопрос касался суммы вложений в основные средства и включения их в сумму вложений, определяемую для целей применения пониженной налоговой ставки, в отношении формирования стоимости основных средств, приобретенных у ООО "Краун Инвесментс Петербург", и суммы вложений в виде стоимости средств, переданных учредителем ЗАО "Митлэнд Лоджистикс Дистрибьюшен", на сумму 38244144,93 руб., ввезенных на территорию РФ в 2004 году.
В отношении основных средств, ранее приобретенных у ООО "Краун Инвесментс Петербург", общество не оспаривает, что эти основные средства действительно ранее эксплуатировались на территории Санкт-Петербурга.
Однако, во-первых, даже без учета стоимости основных средств, сумма вложений в которые осуществлялась ранее 2005 года, как уже указано, сумма вложений в основные средства в 2005 году превышает установленный законом предел, и, таким образом, льготная ставка для целей исчисления налога на имущество может быть применена, имея в виду методологию начисления налогооблагаемой базы и исчисления стоимости основных средств по данным бухгалтерского учета, установленных ПБУ 6/01, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.03.01 N 26 н.
Во-вторых, поскольку объекты основных средств введены в эксплуатацию в 2006 году, стоимость их сформирована правомерно применительно к порядку определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, льгота обществом использована правомерно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2007 по делу N А56-11144/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИ ФНС РФ N 16 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с МИ ФНС РФ N 16 по Санкт-Петербургу госпошлину в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ШЕСТАКОВА М.А.
Судьи
МЕДВЕДЕВА И.Г.
ПОПОВА Н.М.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2007 ПО ДЕЛУ N А56-11144/2007
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2007 г. по делу N А56-11144/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2007 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.А.Шестаковой
судей И.Г.Медведевой, Н.М.Поповой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.И.Агеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14093/07) МИ ФНС РФ N 16 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2007 по делу N А56-11144/2007 (судья И.А.Исаева), принятое
по заявлению ООО "Мясной терминал"
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: И.В.Верховодов по дов. от 29.01.07 б/н,
от ответчика: Н.Ю.Лытова по дов. от 10.09.07, Комитет финансов - С.А.Кузьменков по дов. от 10.12.06
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мясной терминал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 02.03.2007 N 1477.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2007 требования общества были удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой указал о неправильном применении судом норм материального права и о несоответствии выводов суда установленным обстоятельствам.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Изучив представленные доказательства, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку представленного обществом уточненного расчета по налогу на имущество за 1 квартал 2006 года. В ходе проверки инспекция пришла к выводу о неправомерном применении обществом при исчислении налога на имущество льготной ставки 1,1 процента, установленной ст. 11-6 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" (в редакции Законов Санкт-Петербурга от 16.12.2004 N 620-88).
Решением от 02.03.2007 N 1477, принятым по результатам проверки, обществу доначислено и предложено уплатить в срок, указанный в требовании, 974407 руб. налога и 20595,76 руб. пени, начисленных за нарушение срока уплаты этого налога, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет. Общество обжаловало решение налогового органа в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования, подтвердив правомерность применения обществом налоговой ставки 13,5 процента при исчислении налога на имущество юридического лица.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как видно из материалов дела, в уточненном расчете по налогу на имущество за 3 месяца 2006 года общество исчислило налог на имущество по пониженной налоговой ставке 1,1 процента, установленной пунктом 1 статьи 11-6 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" (в редакции Законов Санкт-Петербурга от 16.12.2004 N 620-88). Согласно ст. 380 п. 1 НК РФ налоговые ставки по данному налогу устанавливаются субъектами РФ и не могут превышать 2.2 процента стоимости имущества налогоплательщика.
Пунктом 1 статьи 11-6 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон N 81-11) установлены пониженные размеры ставки налога на имущество организаций, для юридических лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным положениями названной статьи, в размере 15,5 процента, если они осуществили вложения, начиная с 01.01.05 на территории Санкт-Петербурга в основные средства для производственных целей на сумму не менее 150 млн руб. При этом для целей названного Закона под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
Право на применение пониженной ставки налога на имущество организаций, согласно статье 11-6 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" предоставляется юридическим лицам, отвечающим одновременно всем указанным в Законе требованиям. В статье 11-4 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" установлен порядок расчета суммы вложений.
Объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика (за исключением объектов основных средств, полученных по договору лизинга) и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов основных средств - в размере увеличения первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета.
Сумма вложений уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может участвовать в указанном расчете только один раз.
При проверке правомерности применения обществом пониженной ставки налога на имущество налоговая инспекция пришла к выводу о несоблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных п. 3, 5 статьи 11-4 и статьей 11-6 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах". Так, в законе указано, что пониженной ставкой облагаются "вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли)".
Налоговый орган считает, что поскольку обществом осуществлены вложения в основные средства, предназначенные для последующей передачи в аренду третьим лицам, а не для использования их в производственных целях (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга), они не могут быть квалифицированы как вложения для производственных целей, и налогоплательщик не вправе применять пониженную ставку налога.
Согласно статье 11-4 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" пониженная ставка применяется при осуществлении вложений в основные средства, предназначенные для использования в производственных целях, под которыми понимается не только собственное производство товаров, но и выполнение работ, оказание услуг.
Как правильно указано судом, с учетом правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.1999 N ГКПИ 98-808, 809 и пункте 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О, сдача (предоставление) имущества в аренду может расцениваться как оказание услуг. Этот вывод суда не противоречит и нормам главы 25 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду включаются в состав внереализационных доходов организаций, если они не учитываются ими в составе доходов от реализации. В том случае, когда сдача имущества в аренду является для налогоплательщика основным источником получения дохода в виде получаемой арендной платы, ее следует относить к доходам от реализации.
Поскольку сдача в аренду имущества является фактически основной деятельностью общества, то указанные вложения связаны с производственной деятельностью общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" расчет суммы вложений, как уже указано, базируется на данных бухгалтерского учета основных средств.
Данные бухгалтерского учета используются для определения первоначальной стоимости учитываемых на балансе налогоплательщика объектов основных средств при расчете суммы вложений и исчисления базы по налогу на имущество.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у налогоплательщика права на применение установленной статьей 11-6 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" пониженной ставки налога на имущество организаций при осуществлении вложений в основные средства, предназначенные для последующей сдачи в аренду третьим лицам.
Налоговая инспекция также признала незаконным применение обществом пониженной ставки по налогу в связи с несоблюдением обществом требований пункта 2 статьи 11-6 Закона Санкт-Петербурга об осуществлении налогоплательщиком затрат в основные средства до 01 января 2005 года, поскольку законом определен период их осуществления после 1 января 2005 года.
Согласно материалам дела общество применило пониженную ставку по налогу на имущество в размере 1,1 процента, заявив об осуществлении им вложений в основные средства в сумме 357833507 руб.
При этом общество указывает и налоговым органом не оспаривается, что отражено в материалах дела, материалах налоговой проверки и протоколе судебного заседания, что размер вложений в основные средства, осуществленных в 2005 году - 157791775,14 руб., т.е. все равно превышает 150 млн руб.
Таким образом, применение обществом пониженной ставки по налогу на имущество в 2005 году, применительно к остаточной стоимости основных средств, сформированной по данным бухгалтерского учета с учетом увеличения их стоимости в результате вложений предыдущих налоговых периодов, не противоречит закону.
Налоговый орган в результате проверки пришел к выводу о неправомерном включении обществом в расчет суммы вложений, дающих право на применение пониженной налоговой ставки стоимости приобретенных машин и оборудования, которые ранее эксплуатировались на территории Санкт-Петербурга и стоимости технологического оборудования, которое является вкладом единственного участника и учредителя в уставный капитал Общества.
Вопрос касался суммы вложений в основные средства и включения их в сумму вложений, определяемую для целей применения пониженной налоговой ставки, в отношении формирования стоимости основных средств, приобретенных у ООО "Краун Инвесментс Петербург", и суммы вложений в виде стоимости средств, переданных учредителем ЗАО "Митлэнд Лоджистикс Дистрибьюшен", на сумму 38244144,93 руб., ввезенных на территорию РФ в 2004 году.
В отношении основных средств, ранее приобретенных у ООО "Краун Инвесментс Петербург", общество не оспаривает, что эти основные средства действительно ранее эксплуатировались на территории Санкт-Петербурга.
Однако, во-первых, даже без учета стоимости основных средств, сумма вложений в которые осуществлялась ранее 2005 года, как уже указано, сумма вложений в основные средства в 2005 году превышает установленный законом предел, и, таким образом, льготная ставка для целей исчисления налога на имущество может быть применена, имея в виду методологию начисления налогооблагаемой базы и исчисления стоимости основных средств по данным бухгалтерского учета, установленных ПБУ 6/01, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.03.01 N 26 н.
Во-вторых, поскольку объекты основных средств введены в эксплуатацию в 2006 году, стоимость их сформирована правомерно применительно к порядку определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, льгота обществом использована правомерно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2007 по делу N А56-11144/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИ ФНС РФ N 16 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с МИ ФНС РФ N 16 по Санкт-Петербургу госпошлину в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ШЕСТАКОВА М.А.
Судьи
МЕДВЕДЕВА И.Г.
ПОПОВА Н.М.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)