Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 31 августа 2004 года Дело N Ф09-2810/04-ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Пермодежда" на решение от 19.04.2004 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-1872/04 по иску ОАО "Пермодежда" к Департаменту имущественных отношений администрации Пермской области; третье лицо - специализированное государственное учреждение "Фонд имущества Пермской области"; о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора, и установлении цены выкупа в 2764891 руб. 07 коп.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента имущественных отношений Пермской области - Баев А.Н., доверенность от 14.01.2004 N 5.
Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда и ходатайств не заявлено.
ОАО "Пермодежда" обратилось в Арбитражный суд Пермской области с иском (с учетом уточнений) к Департаменту имущественных отношений Пермской области о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, и установлении цены выкупа в 2764891 руб. 07 коп.
Решением от 19.04.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
ОАО "Пермодежда" с решением не согласно, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая судебный акт, ОАО "Пермодежда" ссылается на то, что суд не применил закон, подлежащий применению, поскольку по его мнению, исчисление цены выкупа земельного участка урегулировано следующими нормативными актами: Законом Пермской области от 27.11.2002 N 495-91 "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков", Решением Пермской городской Думы от 28.04.1998 N 81 "Об утверждении порядка взимания земельного налога на территории г. Перми", согласно которому дифференцированная ставка земельного налога для территориально-экономической зоны данного земельного участка равна 23,86 руб. / кв. м. ОАО "Пермодежда" полагает, что применение коэффициентов индексации средней ставки земельного налога, ежегодно устанавливаемых федеральным законодательством при расчете выкупной цены земельного участка недопустимо, т.к. Закон Пермской области "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков" говорит только о дифференцированной ставке земельного налога, кроме того, указанные коэффициенты индексации применяются только в рамках налоговых правоотношений, а правоотношения по выкупу земельного участка регулируются нормами гражданского законодательства. Заявитель также указывает на то, что указанные коэффициенты являются срочными, следовательно, их действие прекращается по истечении последней даты регулируемого соответствующими нормами периода времени.
Проверив законность судебного акта в порядке ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в собственности ОАО "Пермодежда" находятся здания, расположенные на земельном участке, находящемся по адресу: г. Пермь, ул. Лодыгина, 29, кадастровый номер 59:01:4413618:0003. Право собственности подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 05.05.2000 N АА385499, АА 385796, АА 385500.
При заключении договора по выкупу данного земельного участка между ОАО "Пермодежда" и Департаментом имущественных отношений Пермской области возникли разногласия относительно цены земельного участка.
Департамент имущественных отношений Пермской области в п. 2.1 проекта договора, направленного ОАО "Пермодежда", указал цену земельного участка в размере 9951522 руб. 03 коп. ОАО "Пермодежда" в протоколе разногласий указало сумму выкупа земельного участка в размере 2764891 руб. 07 коп.
ОАО "Пермодежда" свой расчет выкупной цены земельного участка, представленный в исковом заявлении, обосновывает исходя из следующего.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" цена земли устанавливается субъектом РФ. В Пермской области цена земли установлена Законом Пермской области от 27.11.2002 N 495-91 "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков", согласно которому в муниципальном образовании г. Пермь, цена квадратного метра земли при выкупе равна ставке земельного налога, действующей на начало календарного года умноженной на 8.
Согласно Решению Пермской городской Думы от 28.04.1998 N 81 "Об утверждении порядка взимания земельного налога на территории г. Перми" дифференцированная ставка земельного налога для территориально-экономической зоны "Крохалева", в которой находится земельный участок, равна 23,86 руб. / кв. м.
ОАО "Пермодежда" произвело расчет стоимости выкупаемого земельного участка по следующей схеме: 14484,97 x 23,86 x 8, где:
- - 14484,97 кв. м - площадь земельного участка;
- - 23,86 - ставка земельного налога;
- - 8 - коэффициент, установленный в г. Перми.
Арбитражный суд правомерно признал произведенный ОАО "Пермодежда" расчет выкупной стоимости земельного участка неверным, обоснованно указав, что обществом не учтено, что ставки налога, установленные в 1998 году, впоследствии индексировались федеральными законами в связи с изменением условий хозяйствования.
Статьей 1 ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" для всех категорий земель установлен коэффициент 2 для применения в 2002 г. ставок земельного налога, действующих в 2001 г. Для применения в 2003 г. ставок земельного налога, действующих в 2002 г., ст. 7 ФЗ от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" определен коэффициент 1,8.
Поскольку земельный налог в соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы" отнесен к местным налогам, арбитражный суд правильно указал, что представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать правила дифференцирования его средних ставок.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент имущественных отношений при исчислении стоимости земельного участка правильно определил ставку земельного налога в размере 85,896 руб. путем перемножения размера земельного налога на указанные выше коэффициенты (23,86 x 2 x 1,8 = 85,896 руб.), следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требования ОАО "Пермодежда" об установлении цены выкупа земельного участка в размере 2764891 руб. 07 коп., рассчитанной исходя из неправильно определенной ставки земельного налога.
Довод ОАО "Пермодежда" о том, что правоотношения по выкупу земельного участка регулируются нормами гражданского законодательства, а коэффициенты индексации средней ставки земельного налога применяются только в рамках налоговых правоотношений, не обоснован. В силу ст. 41, 43 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, относятся к неналоговым доходам бюджета и подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Правоотношения по приватизации земельного участка в части обеспечения доходов соответствующего бюджета за счет средств, поступающих от продажи государственного имущества, регулируются бюджетным законодательством.
Утверждение ОАО "Пермодежда" о том, что указанные коэффициенты являются срочными, следовательно, их действие прекращается по истечении последней даты регулируемого соответствующими нормами периода времени, отклоняется. Статьей 7 ФЗ от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" установлен коэффициент применения в 2003 году ставок земельного налога, действующих в 2002 году - 1,8. Следовательно, размер земельного налога в 2003 году определяется путем последовательного умножения коэффициентов 2 и 1,8 на размер земельного налога, установленный в 2001 г.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Пермской области является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 19.04.2004 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-1872/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2004 N Ф09-2810/04-ГК ПО ДЕЛУ N А50-1872/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 31 августа 2004 года Дело N Ф09-2810/04-ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Пермодежда" на решение от 19.04.2004 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-1872/04 по иску ОАО "Пермодежда" к Департаменту имущественных отношений администрации Пермской области; третье лицо - специализированное государственное учреждение "Фонд имущества Пермской области"; о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора, и установлении цены выкупа в 2764891 руб. 07 коп.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента имущественных отношений Пермской области - Баев А.Н., доверенность от 14.01.2004 N 5.
Процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда и ходатайств не заявлено.
ОАО "Пермодежда" обратилось в Арбитражный суд Пермской области с иском (с учетом уточнений) к Департаменту имущественных отношений Пермской области о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, и установлении цены выкупа в 2764891 руб. 07 коп.
Решением от 19.04.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
ОАО "Пермодежда" с решением не согласно, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая судебный акт, ОАО "Пермодежда" ссылается на то, что суд не применил закон, подлежащий применению, поскольку по его мнению, исчисление цены выкупа земельного участка урегулировано следующими нормативными актами: Законом Пермской области от 27.11.2002 N 495-91 "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков", Решением Пермской городской Думы от 28.04.1998 N 81 "Об утверждении порядка взимания земельного налога на территории г. Перми", согласно которому дифференцированная ставка земельного налога для территориально-экономической зоны данного земельного участка равна 23,86 руб. / кв. м. ОАО "Пермодежда" полагает, что применение коэффициентов индексации средней ставки земельного налога, ежегодно устанавливаемых федеральным законодательством при расчете выкупной цены земельного участка недопустимо, т.к. Закон Пермской области "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков" говорит только о дифференцированной ставке земельного налога, кроме того, указанные коэффициенты индексации применяются только в рамках налоговых правоотношений, а правоотношения по выкупу земельного участка регулируются нормами гражданского законодательства. Заявитель также указывает на то, что указанные коэффициенты являются срочными, следовательно, их действие прекращается по истечении последней даты регулируемого соответствующими нормами периода времени.
Проверив законность судебного акта в порядке ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в собственности ОАО "Пермодежда" находятся здания, расположенные на земельном участке, находящемся по адресу: г. Пермь, ул. Лодыгина, 29, кадастровый номер 59:01:4413618:0003. Право собственности подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 05.05.2000 N АА385499, АА 385796, АА 385500.
При заключении договора по выкупу данного земельного участка между ОАО "Пермодежда" и Департаментом имущественных отношений Пермской области возникли разногласия относительно цены земельного участка.
Департамент имущественных отношений Пермской области в п. 2.1 проекта договора, направленного ОАО "Пермодежда", указал цену земельного участка в размере 9951522 руб. 03 коп. ОАО "Пермодежда" в протоколе разногласий указало сумму выкупа земельного участка в размере 2764891 руб. 07 коп.
ОАО "Пермодежда" свой расчет выкупной цены земельного участка, представленный в исковом заявлении, обосновывает исходя из следующего.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" цена земли устанавливается субъектом РФ. В Пермской области цена земли установлена Законом Пермской области от 27.11.2002 N 495-91 "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков", согласно которому в муниципальном образовании г. Пермь, цена квадратного метра земли при выкупе равна ставке земельного налога, действующей на начало календарного года умноженной на 8.
Согласно Решению Пермской городской Думы от 28.04.1998 N 81 "Об утверждении порядка взимания земельного налога на территории г. Перми" дифференцированная ставка земельного налога для территориально-экономической зоны "Крохалева", в которой находится земельный участок, равна 23,86 руб. / кв. м.
ОАО "Пермодежда" произвело расчет стоимости выкупаемого земельного участка по следующей схеме: 14484,97 x 23,86 x 8, где:
- - 14484,97 кв. м - площадь земельного участка;
- - 23,86 - ставка земельного налога;
- - 8 - коэффициент, установленный в г. Перми.
Арбитражный суд правомерно признал произведенный ОАО "Пермодежда" расчет выкупной стоимости земельного участка неверным, обоснованно указав, что обществом не учтено, что ставки налога, установленные в 1998 году, впоследствии индексировались федеральными законами в связи с изменением условий хозяйствования.
Статьей 1 ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" для всех категорий земель установлен коэффициент 2 для применения в 2002 г. ставок земельного налога, действующих в 2001 г. Для применения в 2003 г. ставок земельного налога, действующих в 2002 г., ст. 7 ФЗ от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" определен коэффициент 1,8.
Поскольку земельный налог в соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы" отнесен к местным налогам, арбитражный суд правильно указал, что представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать правила дифференцирования его средних ставок.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент имущественных отношений при исчислении стоимости земельного участка правильно определил ставку земельного налога в размере 85,896 руб. путем перемножения размера земельного налога на указанные выше коэффициенты (23,86 x 2 x 1,8 = 85,896 руб.), следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требования ОАО "Пермодежда" об установлении цены выкупа земельного участка в размере 2764891 руб. 07 коп., рассчитанной исходя из неправильно определенной ставки земельного налога.
Довод ОАО "Пермодежда" о том, что правоотношения по выкупу земельного участка регулируются нормами гражданского законодательства, а коэффициенты индексации средней ставки земельного налога применяются только в рамках налоговых правоотношений, не обоснован. В силу ст. 41, 43 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, относятся к неналоговым доходам бюджета и подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Правоотношения по приватизации земельного участка в части обеспечения доходов соответствующего бюджета за счет средств, поступающих от продажи государственного имущества, регулируются бюджетным законодательством.
Утверждение ОАО "Пермодежда" о том, что указанные коэффициенты являются срочными, следовательно, их действие прекращается по истечении последней даты регулируемого соответствующими нормами периода времени, отклоняется. Статьей 7 ФЗ от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" установлен коэффициент применения в 2003 году ставок земельного налога, действующих в 2002 году - 1,8. Следовательно, размер земельного налога в 2003 году определяется путем последовательного умножения коэффициентов 2 и 1,8 на размер земельного налога, установленный в 2001 г.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Пермской области является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.04.2004 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-1872/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)