Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2006 ПО ДЕЛУ N А82-2126/2006-14

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2006 г. по делу N А82-2126/2006-14


Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.И. Черных,
судей: Л.Н.Лобановой, М.В. Немчаниновой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Черных,
при участии представителя Общества: Семенова С.В. - по доверенности от 25.07.2006 г.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01 июня 2006 года по делу N А82-2126/2006-14, принятое судьей М.В. Сурововой, по заявлению ООО "Транссервис" к Межрайонной Инспекции ФНС России N 5 по Ярославской области о признании незаконным уведомления от 11.01.2006 г. N 258,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее - ООО "Транссервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ярославской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по Ярославской области, Инспекция, налоговый орган) от 11.01.2006 г. N 258 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2006 г. заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Межрайонная ИФНС России N 5 по Ярославской области обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что, поскольку, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения было подано ООО "Транссервис" в налоговый орган после получения им свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на налоговый учет, следовательно, Общество не имеет правовых оснований для применения упрощенной системы налогообложения в 2005 г.; порядок перехода на упрощенную систему налогообложения регулируется законодательством, действующим в момент обращения с заявлением, то есть, в редакции Федерального закона от 29.12.2004 г. N 205-ФЗ.
ООО "Транссервис" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Транссервис" в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Ярославской области надлежащим образом извещена о месте и времени слушания дела, своих представителей в суд не направила.
Законность принятого Арбитражным судом Ярославской области судебного акта проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Транссервис" является юридическим лицом, зарегистрировано 15.12.2005 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 15.12.2005 г. серия 76 N 001842373; 15.12.2005 г. ООО "Транссервис" было поставлено на налоговый учет, что подтверждается свидетельством о постановке на налоговый учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 15.12.2005 г. серия 76 N 000676779.
19.12.2005 г. ООО "Транссервис" направило в Межрайонную ИФНС России N 5 по Ярославской области заявление о применении упрощенной системы налогообложения.
Уведомлением от 11.01.2005 г. N 258 Межрайонная ИФНС России N 5 по Ярославской области, рассмотрев заявление ООО "Транссервис" и руководствуясь положениями статей 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, уведомила Общество о невозможности применения им с 15.12.2005 г. упрощенной системы налогообложения, поскольку заявление о переходе было подано в налоговый орган с нарушением срока, установленного статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Не согласившись с уведомлением налогового органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области о признании его незаконным.
Арбитражный суд Ярославской области удовлетворяя требования ООО "Транссервис" руководствовался статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакциях Федерального закона от 29.12.2004 г. N 205-ФЗ и Федерального закона от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ и исходил из того, что ООО "Транссервис" обратилось в налоговый орган с заявлением о применении специального режима налогообложения на четвертый день после своей государственной регистрации и постановки на налоговый учет, то есть в пределах и срока подачи заявления о постановке на налоговый учет по прежде действовавшему порядку, и срока подачи такого заявления, установленного с 01.01.2006 г.
Рассмотрев апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции считает ее не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 205-ФЗ). В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Срок подачи организациями заявления о постановке на налоговый учет - в течение 10 дней после их государственной регистрации - содержался в пункте 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом Российской Федерации от 23.12.2003 г. N 185-ФЗ.
В соответствии с пунктом "в" части 4 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 23.12.2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" редакция пункта 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации изменена. Согласно измененной редакции постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что исключает для налогоплательщика обязанность подачи заявления о постановке на налоговый учет.
Согласно данному порядку, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 10 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановка юридических лиц на налоговый учет осуществляется на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц, подачи заявления о постановке на налоговый учет юридическим лицом по месту его нахождения не требуется.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (абзац 2 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с этим положением Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2006 г., приведена статья 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, и в новой редакции она предусматривает, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на налоговый учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что обязанность подачи заявления о постановке налогоплательщика на налоговый учет была отменена с 01.01.2004 г., то есть постановка на налоговый учет производилась без заявления налогоплательщика на основании сведений Единого государственного реестра юридически лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Следовательно, в указанный выше период времени законодательно не был установлен срок, в течение которого организация должна была представить в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
В связи с отменой у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности подавать заявления о постановке на налоговый учет с 01.01.2004 г. и невнесением соответствующих уточнений в редакцию статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации в части порядка реализации вновь созданными предприятиями права на применение упрощенной системы налогообложения, в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Как видно из материалов дела, ООО "Транссервис" было зарегистрировано 15.12.2004 г., заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения Общество подало в налоговый орган 19.12.2004 г. после получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица и когда организация получила возможность выбирать ту или иную систему налогообложения, то есть в течение 4 дней со дня регистрации, поэтому срок для подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщиком не пропущен.
Предусмотренных пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации ограничения в применении организацией упрощенной системы налогообложения налоговым органом не установлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции правомерно признал незаконным уведомление Межрайонной ИФНС России N 5 по Ярославской области от 11.01.2006 г. N 258 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения ООО "Транссервис".
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы отклоняются как не соответствующие налоговому законодательству.
Второй арбитражный апелляционной суд находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции также не допущено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.06.2006 года по делу N А82-2126/2006-14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
М.В.НЕМЧАНИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)