Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2010 ПО ДЕЛУ N А19-298/10

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2010 г. по делу N А19-298/10


Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2010 года.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Ткаченко Э.В., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Третьяковой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "Инвест-Проект" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 апреля 2010 года по делу N А19-298/10 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "Инвест-Проект" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области о признании незаконным решения от 17.08.2009 N 11-50/17, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, (суд первой инстанции: Зволейко О.Л.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было,
от инспекции: Столбихиной Ю.А., по доверенности от 31.12.2009 N 04-20/20367,
от Управления: не было,

установил:

Заявитель о Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "Инвест-Проект" - обратилось с требованием о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области от 17.08.2009 N 11-50/17.
Дело рассмотрено с участием в качестве третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Суд первой инстанции решением от 14 апреля 2010 в удовлетворении заявленных требований отказал. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о том, что налогоплательщиком в рассматриваемом периоде неправомерно включена в состав расходов по налогу на прибыль организаций сумма акцизов в размере 634051 руб. (24259876 - 23625825).
Не согласившись с решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая, что спорные акцизы могли быть отнесены на расходы 2005 года лишь при условии соответствия критерию ст. 264 НК РФ, то есть связь с производством и реализацией, произведенными в 2005 году. При реализации обществом нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, исчисленная и уплаченная в бюджет налогоплательщиком сумма акциза не включается в стоимость передаваемых нефтепродуктов (подпункт 3 п. 4 ст. 199 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемый период). Указанная сумма относится к вычетам, но лишь при условии представления налогоплательщиком налоговому органу надлежащих документов (п. 8 ст. 201 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ), а именно: копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство, и реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.
Таким образом, обществом при определении налоговой базы за 2005 год правомерно не учитывались в качестве расходов акцизы, поскольку указанные акцизы не являются налогами, связанными с производством и реализацией, как это установлено ст. 264 НК РФ.
Перечисленные в п. 8 ст. 201 НК РФ документы, содержащие отметку налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов, были получены обществом в 2006 году (надлежащие доказательства чему имеются в материалах дела), в связи с чем при определении налоговой базы за 2006 год суммы акцизов, исчисленных и оплаченных обществом в 2005 году, были правомерно отнесены к вычету.
Из изложенного видно, что ст. ст. 200 и 201 НК РФ в редакции, действовавшей до 01 января 2007 года, устанавливали специальную процедуру применения вычета по акцизу, а также ограничения и условия для ее применения. Именно так определена названная процедура согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в Определении от 03.07.2007 N 512-0-0, как направленная на недопущение злоупотреблений, связанных с занижением налога или уклонения от налогообложения.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции не обосновал, насколько соответствовали бы ст. ст. 200 и 201 НК РФ в редакции, действовавшей до 01 января 2007 года, действия общества в случае отнесения им акцизов на расходы при исчислении налога на прибыль за 2005 год при отсутствии надлежащих документов: реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов (п. 8 ст. 201 НК РФ), которые, как было указано выше, были получены обществом лишь в 2006 году.
Действия общества соответствуют требованиям НК РФ, кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Судом первой инстанции дана неправильная оценка доводам общества о неправомерном применении налоговым органом ст. 202 НК РФ. Между тем, ст. 202 НК РФ регулирует применение и исчисление акциза к уплате, и, соответственно, применение вычетов по акцизам. В свою очередь, налогоплательщик применил налоговый вычет в сумме 634051 рубль не по акцизам, а уменьшил налоговую базу по налогу на прибыль организаций, что регулируется иными нормами налогового законодательства.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечил.
Представитель инспекции доводы апелляционной жалобы общества оспорил по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, по результатам которой 08.07.2009 составлен акт N 11-49/17 и 17.08.2009 принято решение N 11-50/17, которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126, п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ в общей сумме 17044 руб., доначислены налоги в общей сумме 2135495 руб., (в том числе налог на прибыль в сумме 152172 руб.), начислены пени за неуплату налогов - 36717,65 руб. соответственно.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области от 22.10.2009 N 26-16/49256 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменений.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным, исходя из следующего.
Общество является плательщиком налога на прибыль согласно главе 25 части второй НК РФ.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов - обоснованных и документально подтвержденных затрат, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ), подразделяемых на внереализационные расходы и расходы, связанные с производством и реализацией, которые, в свою очередь, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (ст. 253 НК РФ).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:
2) в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со статьей 176.1 настоящего Кодекса, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций;
4) в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
6) в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в статьях 255, 263 и 291 настоящего Кодекса;
7) в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в статье 255 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 13, ст. 192 Налогового кодекса РФ акцизы относятся к федеральным налогам и сборам, налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.
Таким образом, акциз как федеральный налог согласно ст. 264 НК РФ уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль при условии соответствия критерию, обозначенному в статье 264 НК РФ (начисление в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается и судом под сомнение не ставится.
Начисление акцизов регулируется главой 22 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 183 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация нефтепродуктов налогоплательщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 202 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 настоящего Кодекса, сумма акциза, определяемая в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса.
В силу пп. 3 п. 4 ст. 199 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, имеющим свидетельство и передающим (реализующим) подакцизные нефтепродукты лицу, имеющему свидетельство, исчисленная в соответствии с порядком, установленным ст. 202 Налогового кодекса РФ, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Из указанных выше норм следует, что при реализации налогоплательщиком подакцизных нефтепродуктов покупателям, имеющим свидетельства, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль должно производиться на момент начисления акциза, подлежащего уплате в бюджет в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат.
В соответствии с подпунктом 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) - для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей.
Как установлено материалами дела и судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства, обществом в состав расходов по налогу на прибыль за 2006 год включена сумма акцизов в размере 24259876 руб., приходящаяся на реализацию нефтепродуктов в 2006 году лицам, не имеющим свидетельства. Приобретение указанных нефтепродуктов производилось как в 2005 году (начислен акциз в размере 634051 руб.), так и в 2006 году (начислен акциз в размере 23625825 руб.), что обществом не оспаривается.
Согласно налоговым декларациям в 2006 году налогоплательщиком заявлены следующие суммы:
- - сумма акциза, исчисленная по операциям получения нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в размере 31600375 рублей;
- - сумма вычетов при реализации нефтепродуктов лицам, имеющим свидетельство в размере 7974550 руб. В 2006 году к уплате в бюджет исчислена сумма акциза в размере 23 625825 руб.
Таким образом, на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в 2006 году могли быть отнесены акцизы, начисленные в данном налоговом периоде в сумме 23625825 руб. Акцизы в сумме 634051 руб., начисленные в 2005 году, подлежат отнесению в состав затрат 2005 года.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что включению в состав расходов по налогу на прибыль за 2006 год подлежит сумма акциза, начисленная к уплате на основании налоговых деклараций по акцизам за январь - декабрь 2006 года в сумме 23625825 руб.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения дела в суде первой инстанции, судом первой инстанции им дана верная оценка. Указанные доводы судом отклонены.
Выводы суда первой инстанции в совокупности с выводами апелляционного суда в полной мере основаны на оценке всех доказательств и доводов налогоплательщика, в том числе отраженных в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 апреля 2010 года по делу N А19-298/10, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 апреля 2010 года по делу N А19-298/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "Инвест-Проект" из федерального бюджета РФ 1000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению от 28.05.2010 N 150 государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий
Т.О.ЛЕШУКОВА

Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)