Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 18 июня 2007 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Братск-Сиб-АВТОВАЗ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области
о признании незаконным решения от 30.03.2007 г. N 01-20,
при участии представителей
- от заявителя: Жуганов В.Н. (руководитель ликвидационной комиссии);
- от налогового органа: не явились;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" (далее ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 30.03.2007 г. N 01-20 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В судебном заседании представитель ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда своего представителя не направил, заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Из материалов дела следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области на основании решения от 16.02.2007 г. N 01-1635 проведена выездная налоговая проверка ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по следующим налогам: налога на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей; налога на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в Единую систему газоснабжения; налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ; налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы; единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов; единого социального налога, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет; единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ; земельного налога, взимаемого по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, зачисляемого в бюджеты городских округов; налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ; налога на прибыль организаций, зачислявшегося до 01.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемого на территориях городских округов; налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии за период с 15.02.2005 г. по 31.12.2006 г.
В ходе выездной налоговой проверки установлены следующие нарушения законодательства о налогах и сборах:
1) неуплата единого социального налога (ЕСН), в качестве работодателя, в размере 4 672 руб. 72 коп., в том числе:
за 2005 г. в сумме 1 843 руб. 92 коп. по сроку уплаты 15.04.2006 г.:
- - в федеральный бюджет - 1 418 руб. 40 коп.;
- - в Фонд социального страхования - 226 руб. 94 коп.;
- - в Федеральный ФОМС - 56 руб. 74 коп.;
- - в территориальный ФОМС - 141 руб. 84 коп.;
- за 2006 г.: в сумме 2 828 руб. 80 коп. по сроку уплаты 15.04.2007 г.:
- - в федеральный бюджет - 2 160 руб.;
- - в Фонд социального страхования - 313 руб. 20 коп.;
- - в Федеральный ФОМС - 118 руб. 80 коп.;
- - в территориальный ФОМС - 216 руб.;
2) неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 - 2006 гг. в сумме 2 504 руб. 80 коп., в том числе:
- за 2005 г. в сумме 992 руб. 80 коп., в том числе: на финансирование страховой части трудовой пенсии 0 992 руб. 80 коп.;
- за 2006 г. в сумме 1 512 руб., в том числе: на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 1 512 руб.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 07.03.2007 г. N 01-20, по результатам рассмотрения которого заместителем руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области принято решение от 30.03.2007 г. N 01-20 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" привлечено к налоговой ответственности:
по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога за 2005 г. в виде штрафа в размере 368 руб. 79 коп., в том числе:
- - в части федерального бюджета - 283 руб. 68 коп. (1 418 руб. 40 коп. x 20%);
- - в части ФСС - 45 руб. 38 коп. (226 руб. 94 коп. x 20%);
- - в части Федерального ФОМС - 11 руб. 35 коп. (56 руб. 74 коп. x 20%);
- - в части территориального ФОМС - 28 руб. 37 коп. (141 руб. 84 коп. x 20%);
- по пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за неуплату сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 г. в виде штрафа в размере 198 руб. 58 коп. (992 руб. 88 коп. x 20%).
Общая сумма налоговых санкций по решению налоговой инспекции составила 567 руб. 36 коп.
Указанным решением ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" предложено уплатить:
1) налоговые санкции в размере 567 руб. 36 коп.;
2) неуплаченные (не полностью уплаченные) налоги в общей сумме 7 156 руб. 80 коп., в том числе:
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 3 месяца (квартальный) 2005 г. - 19 руб. 44 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 6 месяцев (квартальный) 2005 г. - 38 руб. 88 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 9 месяцев (квартальный) 2005 г. - 40 руб. 32 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 12 месяцев (квартальный) 2005 г. - 43 руб. 20 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 3 месяца (квартальный) 2006 г. - 43 руб. 20 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 6 месяцев (квартальный) 2006 г. - 54 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 9 месяцев (квартальный) 2006 г. - 59 руб. 40 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 12 месяцев (квартальный) 2006 г. - 59 руб. 40 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 3 месяца (квартальный) 2005 г. - 194 руб. 40 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 6 месяцев (квартальный) 2005 г. - 388 руб. 80 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 9 месяцев (квартальный) 2005 г. - 403 руб. 20 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 12 месяцев (квартальный) 2005 г. - 432 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 3 месяца (квартальный) 2006 г. - 432 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 6 месяцев (квартальный) 2006 г. - 540 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 9 месяцев (квартальный) 2006 г. - 594 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 12 месяцев (квартальный) 2006 г. - 594 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 3 месяца (квартальный) 2005 г. - 7 руб. 77 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 6 месяцев (квартальный) 2005 г. - 15 руб. 54 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 9 месяцев (квартальный) 2005 г. - 16 руб. 12 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 12 месяцев (квартальный) 2005 г. - 11 руб. 52 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 3 месяца (квартальный) 2006 г. - 23 руб. 76 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 6 месяцев (квартальный) 2006 г. - 29 руб. 70 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 9 месяцев (квартальный) 2006 г. - 32 руб. 67 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 12 месяцев (квартальный) 2006 г. - 38 руб. 43 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 3 месяца (квартальный) 2005 г. - 31 руб. 11 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 6 месяцев (квартальный) 2005 г. - 62 руб. 22 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 9 месяцев (квартальный) 2005 г. - 64 руб. 52 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 12 месяцев (квартальный) 2005 г. - 69 руб. 12 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 3 месяца (квартальный) 2006 г. - 62 руб. 64 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 6 месяцев (квартальный) 2006 г. - 78 руб. 30 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 9 месяцев (квартальный) 2006 г. - 86 руб. 13 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 12 месяцев (квартальный) 2006 г. - 86 руб. 13 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 3 месяца (квартальный) 2005 г. - 136 руб. 08 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 6 месяцев (квартальный) 2005 г. - 272 руб. 16 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 9 месяцев (квартальный) 2005 г. - 282 руб. 24 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 12 месяцев (квартальный) 2005 г. - 302 руб. 40 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 3 месяца (квартальный) 2006 г. - 302 руб. 40 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 6 месяцев (квартальный) 2006 г. - 378 руб.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 9 месяцев (квартальный) 2006 г. - 415 руб. 80 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 12 месяцев (квартальный) 2006 г. - 415 руб. 80 коп.;
3) пени за несвоевременную уплату налогов (сборов) в общей сумме 1 005 руб. 02 коп., в том числе:
- - по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, - 50 руб. 41 коп.;
- - по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, - 503 руб. 29 коп.;
- - по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, - 21 руб. 20 коп.;
- - по ЕСН, зачисляемому в ФСС, - 77 руб. 81 коп.;
- - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, - 352 руб. 31 коп.
В обоснование принято решения налоговой инспекцией указано следующее.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" является налогоплательщиком единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В нарушение названных норм, ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" не исчисляло и не уплачивало в бюджет единый социальный налог, а также не начисляло страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, с выплат директору общества Степанову В.И.
В ходе проверки налоговой инспекцией, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями и дополнениями от 29.12.2004 г.), с учетом северного (1,50) и районного (1,30) коэффициентов, а также из расчета 4-часового рабочего дня, установленного как совместителю (Степанов В.И. имеет постоянное место работы на другом предприятии ООО "Опма"), рассчитана сумма заработной платы директора Степанова В.И. за период с 15.02.2005 г. по 31.12.2006 г., с которой исчислены единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за проверяемый период.
Не согласившись с решением налогового органа, ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным, указав в обоснование своих требований следующее.
В связи с отсутствием производственно-хозяйственной деятельности ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" на протяжении 2005 - 2006 гг. представляло в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую и налоговую отчетность, отражающую неначисление и невыплату заработной платы, т.е. в проверяемый период обществом выплаты и иные вознаграждения, в пользу физических лиц не производились. Следовательно, налоговый орган не вправе самостоятельно определять единый социальный налог, исходя из сумм, которые должен был выплатить налогоплательщик, с учетом установленного прожиточного минимума. В связи с отсутствием базы для начисления страховых взносов общество правомерно их не перечисляло.
На основании изложенного ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" просило признать незаконным решение Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 30.03.2007 г. N 01-20 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В представленном отзыве от 29.05.2007 г. N 08-12/ налоговый орган с требованиями заявителя не согласился, указав, что между обществом и директором ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" Степановым В.И. существовали трудовые отношения, выполнялись служебные обязанности, следовательно, директор общества должен был получать заработную плату не ниже прожиточного минимума, установленного трудовым законодательством, и общество должно исчислять и уплачивать единый социальный налог. Факт исполнения полномочий директором Степановым В.И. подтверждается наличием соответствующих подписей в налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговый орган. По данным бухгалтерской и налоговой отчетности за проверяемый период с 15.02.2005 г. по 31.12.2006 г. заработная плата директору не начислялась и не выплачивалась. Инспекция считает, что Степанову В.И. нецелесообразно на протяжении длительного времени являться директором общества, исполнять служебные обязанности, не получая за это материального вознаграждения.
На основании вышеизложенного Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области просила в удовлетворении заявленных требований ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" отказать.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
В соответствии пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии пунктом 2 статьи 237 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Закона N 167-ФЗ. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
В силу статьи 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании статьи 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки установлены статьей 89 Налогового кодекса РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 100 Налогового кодекса РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, в котором должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
В случае вынесения по результатам рассмотрения материалов проверки решения о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения в нем согласно пункту 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В силу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Как следует из оспариваемого решения и отзыва налогового органа, по данным бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ", за проверяемый период с 15.02.2005 г. по 31.12.2006 г. заработная плата директору не начислялась и не выплачивалась, единый социальный налог не исчислен и не уплачен.
В ходе выездной проверки налоговым органом определена налоговая база по единому социальному налогу как сумма выплат директору ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" Степанову В.И., которая за период с 15.02.2005 г. по 31.12.2006 г. составила 17 892 руб. (за 2005 г. - 7 092 руб., за 2006 г. - 10 800 руб.).
Налоговый орган определил сумму выплат, произведенных ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" в пользу Степанова В.И., в размере 17 892 руб., основываясь на том, что в силу положений пункта 2 статьи 7, статьи 37 Конституции РФ, статей 133, 421 Трудового кодекса РФ, между ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" и Степановым В.И. возникли и имели место трудовые отношения.
Налоговый орган полагал, что Степанову В.И. должна была выплачиваться заработная плата в размерах, не менее указанных в статье 133 Трудового кодекса РФ, со всеми вытекающими из этого факта налоговыми последствиями, т.е. не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании размеров минимального размера оплаты труда, установленных Федеральным законом от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями и дополнениями от 29.12.2004 г.), с учетом северного (1,50) и районного (1,30) коэффициентов, а также из расчета 4-часового рабочего дня, установленного как совместителю, налоговой инспекцией расчетным путем установлена сумма выплат, произведенных налогоплательщиком в пользу Степанова В.И., в размере 17 892 руб., в том числе: за февраль 2005 г. - 324 руб., за период с марта по август 2005 г. - по 648 руб., за период с сентября по декабрь 2005 г. - по 720 руб., за период с января по апрель 2006 г. - по 720 руб., за период с мая по декабрь 2006 г. - по 990 руб.
Суд полагает, что применение расчетного метода для доначисления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование противоречит положениям статей 54, 31 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Следовательно, налоговая база определяется налогоплательщиками прежде всего на основании регистров бухгалтерского учета.
В соответствии с подпунктом 7 статьи 31 Налогового кодекса РФ доначисление налогов не на основании первичных документов, а на основании прочей информации, означает использование налоговым органом расчетного пути определения суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиком в бюджет. Согласно названной норме использование расчетного метода ограничено нижеследующими случаями:
- - отказ налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
- - непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
- - отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Как указано в акте выездной налоговой проверки от 07.03.2007 г. N 01-20 по требованию о представлении документов от 16.02.2007 г. N 01-01 ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" представлены копия учредительного договора, копия протокола N 1 от 10.02.2005 г. общего внеочередного собрания участников. Согласно объяснению ликвидатора ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" другие документы у общества отсутствуют по причине отсутствия деятельности.
Как следует из выписки по расчетному счету ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ", выданной банком "Братский АНКБ" ОАО, за период с 11.03.2005 г. по 09.02.2007 г. операций по расчетному счету не производилось. За указанный период поступления на расчетный счет ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" составляют только 10 000 руб. (при открытии счета 14.03.2005 г.), являющихся уставным капиталом общества. Списание денежных средств со счета производилось 14.03.2005 г. - 2 000 руб. (за открытие и ведение картотеки), 26.05.2005 г. - 200 руб. (за выдачу справки по запросу клиента).
В акте выездной налоговой проверки от 07.03.2007 г. N 01-20 отражено, что фактически за проверяемый период организация деятельность не осуществляла (пункт 1.7), проверка проведена сплошным методом проверки бухгалтерской и налоговой отчетности. Согласно бухгалтерской, представленной ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ", за 2005 - 2006 гг. выручка от реализации за 2005 - 2006 гг. составляет 0 руб., себестоимость - 0 руб., прочие операционные доходы и расходы - 0 руб., внереализационные доходы и расходы - 0 руб., прибыль - 0 руб. Нарушений в порядке формирования названных показателей не установлено.
Таким образом, отсутствие деятельности, а следовательно, и отсутствие выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц в проверяемый период, соответствует данным бухгалтерской и налоговой отчетности, по которой налоговым органом нарушений не установлено. Следовательно, налоговая база для исчисления единого социального налога и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, отсутствуют.
В силу главы 10 Трудового кодекса РФ наличие трудовых отношений должно подтверждаться заключенным в установленном порядке трудовым договором.
Налоговым органом доказательств заключенного трудового договора между Степановым А.И. и ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" не представлено. Согласно пояснениям представителя заявителя трудовой договор со Степановым В.И. не заключался.
Довод налоговой инспекции о том, что Степанову В.И. нецелесообразно на протяжении длительного времени являться директором общества, исполнять служебные обязанности, не получая за это материального вознаграждения, является несостоятельным и не основан на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 30.03.2007 г. N 01-20.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требования ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 руб., уплаченная при подаче иска.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 30.03.2007 г. N 01-20 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Братск-Сиб-АВТОВАЗ".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.06.2007 ПО ДЕЛУ N А19-7573/07-50
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2007 г. по делу N А19-7573/07-50
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 18 июня 2007 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Братск-Сиб-АВТОВАЗ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области
о признании незаконным решения от 30.03.2007 г. N 01-20,
при участии представителей
- от заявителя: Жуганов В.Н. (руководитель ликвидационной комиссии);
- от налогового органа: не явились;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" (далее ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 30.03.2007 г. N 01-20 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В судебном заседании представитель ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда своего представителя не направил, заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Из материалов дела следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области на основании решения от 16.02.2007 г. N 01-1635 проведена выездная налоговая проверка ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по следующим налогам: налога на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей; налога на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в Единую систему газоснабжения; налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ; налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы; единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов; единого социального налога, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет; единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ; земельного налога, взимаемого по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, зачисляемого в бюджеты городских округов; налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ; налога на прибыль организаций, зачислявшегося до 01.01.2005 г. в местные бюджеты, мобилизуемого на территориях городских округов; налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии за период с 15.02.2005 г. по 31.12.2006 г.
В ходе выездной налоговой проверки установлены следующие нарушения законодательства о налогах и сборах:
1) неуплата единого социального налога (ЕСН), в качестве работодателя, в размере 4 672 руб. 72 коп., в том числе:
за 2005 г. в сумме 1 843 руб. 92 коп. по сроку уплаты 15.04.2006 г.:
- - в федеральный бюджет - 1 418 руб. 40 коп.;
- - в Фонд социального страхования - 226 руб. 94 коп.;
- - в Федеральный ФОМС - 56 руб. 74 коп.;
- - в территориальный ФОМС - 141 руб. 84 коп.;
- за 2006 г.: в сумме 2 828 руб. 80 коп. по сроку уплаты 15.04.2007 г.:
- - в федеральный бюджет - 2 160 руб.;
- - в Фонд социального страхования - 313 руб. 20 коп.;
- - в Федеральный ФОМС - 118 руб. 80 коп.;
- - в территориальный ФОМС - 216 руб.;
2) неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 - 2006 гг. в сумме 2 504 руб. 80 коп., в том числе:
- за 2005 г. в сумме 992 руб. 80 коп., в том числе: на финансирование страховой части трудовой пенсии 0 992 руб. 80 коп.;
- за 2006 г. в сумме 1 512 руб., в том числе: на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 1 512 руб.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 07.03.2007 г. N 01-20, по результатам рассмотрения которого заместителем руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области принято решение от 30.03.2007 г. N 01-20 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" привлечено к налоговой ответственности:
по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога за 2005 г. в виде штрафа в размере 368 руб. 79 коп., в том числе:
- - в части федерального бюджета - 283 руб. 68 коп. (1 418 руб. 40 коп. x 20%);
- - в части ФСС - 45 руб. 38 коп. (226 руб. 94 коп. x 20%);
- - в части Федерального ФОМС - 11 руб. 35 коп. (56 руб. 74 коп. x 20%);
- - в части территориального ФОМС - 28 руб. 37 коп. (141 руб. 84 коп. x 20%);
- по пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за неуплату сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 г. в виде штрафа в размере 198 руб. 58 коп. (992 руб. 88 коп. x 20%).
Общая сумма налоговых санкций по решению налоговой инспекции составила 567 руб. 36 коп.
Указанным решением ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" предложено уплатить:
1) налоговые санкции в размере 567 руб. 36 коп.;
2) неуплаченные (не полностью уплаченные) налоги в общей сумме 7 156 руб. 80 коп., в том числе:
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 3 месяца (квартальный) 2005 г. - 19 руб. 44 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 6 месяцев (квартальный) 2005 г. - 38 руб. 88 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 9 месяцев (квартальный) 2005 г. - 40 руб. 32 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 12 месяцев (квартальный) 2005 г. - 43 руб. 20 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 3 месяца (квартальный) 2006 г. - 43 руб. 20 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 6 месяцев (квартальный) 2006 г. - 54 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 9 месяцев (квартальный) 2006 г. - 59 руб. 40 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, за 12 месяцев (квартальный) 2006 г. - 59 руб. 40 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 3 месяца (квартальный) 2005 г. - 194 руб. 40 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 6 месяцев (квартальный) 2005 г. - 388 руб. 80 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 9 месяцев (квартальный) 2005 г. - 403 руб. 20 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 12 месяцев (квартальный) 2005 г. - 432 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 3 месяца (квартальный) 2006 г. - 432 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 6 месяцев (квартальный) 2006 г. - 540 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 9 месяцев (квартальный) 2006 г. - 594 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, за 12 месяцев (квартальный) 2006 г. - 594 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 3 месяца (квартальный) 2005 г. - 7 руб. 77 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 6 месяцев (квартальный) 2005 г. - 15 руб. 54 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 9 месяцев (квартальный) 2005 г. - 16 руб. 12 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 12 месяцев (квартальный) 2005 г. - 11 руб. 52 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 3 месяца (квартальный) 2006 г. - 23 руб. 76 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 6 месяцев (квартальный) 2006 г. - 29 руб. 70 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 9 месяцев (квартальный) 2006 г. - 32 руб. 67 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, за 12 месяцев (квартальный) 2006 г. - 38 руб. 43 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 3 месяца (квартальный) 2005 г. - 31 руб. 11 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 6 месяцев (квартальный) 2005 г. - 62 руб. 22 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 9 месяцев (квартальный) 2005 г. - 64 руб. 52 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 12 месяцев (квартальный) 2005 г. - 69 руб. 12 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 3 месяца (квартальный) 2006 г. - 62 руб. 64 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 6 месяцев (квартальный) 2006 г. - 78 руб. 30 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 9 месяцев (квартальный) 2006 г. - 86 руб. 13 коп.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФСС, за 12 месяцев (квартальный) 2006 г. - 86 руб. 13 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 3 месяца (квартальный) 2005 г. - 136 руб. 08 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 6 месяцев (квартальный) 2005 г. - 272 руб. 16 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 9 месяцев (квартальный) 2005 г. - 282 руб. 24 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 12 месяцев (квартальный) 2005 г. - 302 руб. 40 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 3 месяца (квартальный) 2006 г. - 302 руб. 40 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 6 месяцев (квартальный) 2006 г. - 378 руб.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 9 месяцев (квартальный) 2006 г. - 415 руб. 80 коп.;
- - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 12 месяцев (квартальный) 2006 г. - 415 руб. 80 коп.;
3) пени за несвоевременную уплату налогов (сборов) в общей сумме 1 005 руб. 02 коп., в том числе:
- - по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, - 50 руб. 41 коп.;
- - по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, - 503 руб. 29 коп.;
- - по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, - 21 руб. 20 коп.;
- - по ЕСН, зачисляемому в ФСС, - 77 руб. 81 коп.;
- - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, - 352 руб. 31 коп.
В обоснование принято решения налоговой инспекцией указано следующее.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" является налогоплательщиком единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В нарушение названных норм, ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" не исчисляло и не уплачивало в бюджет единый социальный налог, а также не начисляло страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, с выплат директору общества Степанову В.И.
В ходе проверки налоговой инспекцией, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями и дополнениями от 29.12.2004 г.), с учетом северного (1,50) и районного (1,30) коэффициентов, а также из расчета 4-часового рабочего дня, установленного как совместителю (Степанов В.И. имеет постоянное место работы на другом предприятии ООО "Опма"), рассчитана сумма заработной платы директора Степанова В.И. за период с 15.02.2005 г. по 31.12.2006 г., с которой исчислены единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за проверяемый период.
Не согласившись с решением налогового органа, ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным, указав в обоснование своих требований следующее.
В связи с отсутствием производственно-хозяйственной деятельности ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" на протяжении 2005 - 2006 гг. представляло в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую и налоговую отчетность, отражающую неначисление и невыплату заработной платы, т.е. в проверяемый период обществом выплаты и иные вознаграждения, в пользу физических лиц не производились. Следовательно, налоговый орган не вправе самостоятельно определять единый социальный налог, исходя из сумм, которые должен был выплатить налогоплательщик, с учетом установленного прожиточного минимума. В связи с отсутствием базы для начисления страховых взносов общество правомерно их не перечисляло.
На основании изложенного ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" просило признать незаконным решение Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 30.03.2007 г. N 01-20 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В представленном отзыве от 29.05.2007 г. N 08-12/ налоговый орган с требованиями заявителя не согласился, указав, что между обществом и директором ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" Степановым В.И. существовали трудовые отношения, выполнялись служебные обязанности, следовательно, директор общества должен был получать заработную плату не ниже прожиточного минимума, установленного трудовым законодательством, и общество должно исчислять и уплачивать единый социальный налог. Факт исполнения полномочий директором Степановым В.И. подтверждается наличием соответствующих подписей в налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговый орган. По данным бухгалтерской и налоговой отчетности за проверяемый период с 15.02.2005 г. по 31.12.2006 г. заработная плата директору не начислялась и не выплачивалась. Инспекция считает, что Степанову В.И. нецелесообразно на протяжении длительного времени являться директором общества, исполнять служебные обязанности, не получая за это материального вознаграждения.
На основании вышеизложенного Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области просила в удовлетворении заявленных требований ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" отказать.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
В соответствии пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии пунктом 2 статьи 237 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Закона N 167-ФЗ. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
В силу статьи 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании статьи 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки установлены статьей 89 Налогового кодекса РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 100 Налогового кодекса РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, в котором должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
В случае вынесения по результатам рассмотрения материалов проверки решения о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения в нем согласно пункту 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В силу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Как следует из оспариваемого решения и отзыва налогового органа, по данным бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ", за проверяемый период с 15.02.2005 г. по 31.12.2006 г. заработная плата директору не начислялась и не выплачивалась, единый социальный налог не исчислен и не уплачен.
В ходе выездной проверки налоговым органом определена налоговая база по единому социальному налогу как сумма выплат директору ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" Степанову В.И., которая за период с 15.02.2005 г. по 31.12.2006 г. составила 17 892 руб. (за 2005 г. - 7 092 руб., за 2006 г. - 10 800 руб.).
Налоговый орган определил сумму выплат, произведенных ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" в пользу Степанова В.И., в размере 17 892 руб., основываясь на том, что в силу положений пункта 2 статьи 7, статьи 37 Конституции РФ, статей 133, 421 Трудового кодекса РФ, между ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" и Степановым В.И. возникли и имели место трудовые отношения.
Налоговый орган полагал, что Степанову В.И. должна была выплачиваться заработная плата в размерах, не менее указанных в статье 133 Трудового кодекса РФ, со всеми вытекающими из этого факта налоговыми последствиями, т.е. не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании размеров минимального размера оплаты труда, установленных Федеральным законом от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями и дополнениями от 29.12.2004 г.), с учетом северного (1,50) и районного (1,30) коэффициентов, а также из расчета 4-часового рабочего дня, установленного как совместителю, налоговой инспекцией расчетным путем установлена сумма выплат, произведенных налогоплательщиком в пользу Степанова В.И., в размере 17 892 руб., в том числе: за февраль 2005 г. - 324 руб., за период с марта по август 2005 г. - по 648 руб., за период с сентября по декабрь 2005 г. - по 720 руб., за период с января по апрель 2006 г. - по 720 руб., за период с мая по декабрь 2006 г. - по 990 руб.
Суд полагает, что применение расчетного метода для доначисления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование противоречит положениям статей 54, 31 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Следовательно, налоговая база определяется налогоплательщиками прежде всего на основании регистров бухгалтерского учета.
В соответствии с подпунктом 7 статьи 31 Налогового кодекса РФ доначисление налогов не на основании первичных документов, а на основании прочей информации, означает использование налоговым органом расчетного пути определения суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиком в бюджет. Согласно названной норме использование расчетного метода ограничено нижеследующими случаями:
- - отказ налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
- - непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
- - отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Как указано в акте выездной налоговой проверки от 07.03.2007 г. N 01-20 по требованию о представлении документов от 16.02.2007 г. N 01-01 ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" представлены копия учредительного договора, копия протокола N 1 от 10.02.2005 г. общего внеочередного собрания участников. Согласно объяснению ликвидатора ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" другие документы у общества отсутствуют по причине отсутствия деятельности.
Как следует из выписки по расчетному счету ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ", выданной банком "Братский АНКБ" ОАО, за период с 11.03.2005 г. по 09.02.2007 г. операций по расчетному счету не производилось. За указанный период поступления на расчетный счет ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" составляют только 10 000 руб. (при открытии счета 14.03.2005 г.), являющихся уставным капиталом общества. Списание денежных средств со счета производилось 14.03.2005 г. - 2 000 руб. (за открытие и ведение картотеки), 26.05.2005 г. - 200 руб. (за выдачу справки по запросу клиента).
В акте выездной налоговой проверки от 07.03.2007 г. N 01-20 отражено, что фактически за проверяемый период организация деятельность не осуществляла (пункт 1.7), проверка проведена сплошным методом проверки бухгалтерской и налоговой отчетности. Согласно бухгалтерской, представленной ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ", за 2005 - 2006 гг. выручка от реализации за 2005 - 2006 гг. составляет 0 руб., себестоимость - 0 руб., прочие операционные доходы и расходы - 0 руб., внереализационные доходы и расходы - 0 руб., прибыль - 0 руб. Нарушений в порядке формирования названных показателей не установлено.
Таким образом, отсутствие деятельности, а следовательно, и отсутствие выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц в проверяемый период, соответствует данным бухгалтерской и налоговой отчетности, по которой налоговым органом нарушений не установлено. Следовательно, налоговая база для исчисления единого социального налога и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, отсутствуют.
В силу главы 10 Трудового кодекса РФ наличие трудовых отношений должно подтверждаться заключенным в установленном порядке трудовым договором.
Налоговым органом доказательств заключенного трудового договора между Степановым А.И. и ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" не представлено. Согласно пояснениям представителя заявителя трудовой договор со Степановым В.И. не заключался.
Довод налоговой инспекции о том, что Степанову В.И. нецелесообразно на протяжении длительного времени являться директором общества, исполнять служебные обязанности, не получая за это материального вознаграждения, является несостоятельным и не основан на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 30.03.2007 г. N 01-20.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требования ООО "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 руб., уплаченная при подаче иска.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 30.03.2007 г. N 01-20 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Братск-Сиб-АВТОВАЗ".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Братск-Сиб-АВТОВАЗ" государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Г.ПОЗДНЯКОВА
Н.Г.ПОЗДНЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)