Судебные решения, арбитраж

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2012 ПО ДЕЛУ N А33-18925/2010

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2012 г. по делу N А33-18925/2010


Резолютивная часть постановления объявлена "11" марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" марта 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Таймыргаз" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" мая 2011 года по делу N А33-18925/2010, принятое судьей Щелоковой О.С.,

установил:

открытое акционерное общество "Таймыргаз" (далее - общество, заявитель, ИНН 84010060298401006029, ОГРН 1028400000067) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее - инспекция, ответчик, ИНН 2465087255) с заявлением о признании недействительными решения от 08.07.2010 N 8 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части:
- - доначисления и предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 218 493 рубля 80 копеек;
- - доначисления и предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 542 912 рубля 64 копейки;
- - уменьшения налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению в сумме 18 232 592 рубля 96 копеек;
- - доначисления и предложения уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 3 318 164 рубля 80 копеек;
- - начисления пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 712 716 рублей 85 копеек;
- - привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 480 674 рубля 82 копейки;
- требования N 92 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" по состоянию на 04.10.2010 в части предложения уплатить:
- - налог на добычу полезных ископаемых в сумме 3 318 164 рубля 80 копеек;
- - пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 712 716 рублей 85 копеек;
- - штраф по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 480 674 рубля 82 копейки. Решением суда от 13 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю от 08.07.2010 N 8 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительным в части доначисления и предложения уплатить 218 493 рубля 80 копеек налога на прибыль. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество и налоговый орган обратились с апелляционными жалобами.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2012 года решение суда от "13" мая 2011 года по делу N А33-18925/2010 отменено. Принят новый судебный акт. Заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным оспариваемое решение от 08.07.2010 N 8 в части доначисления и предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 2862 рубля 80 копеек, по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 3 318 164 рубля 80 копеек, начисления пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 712 716 рублей 85 копеек, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 480 674 рубля 82 копейки. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С ответчика в пользу открытого акционерного общества "Таймыргаз" взыскано 3000 рублей судебных расходов. Заявителю из федерального бюджета возвращено 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 07.06.2011 N 2534.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 на основании статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено судебное заседание для вынесения дополнительного постановления в связи с тем, что при рассмотрении апелляционной жалобы не принято решение по требованию общества о признании недействительным требования N 92 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" по состоянию на 04.10.2010 в части предложения уплатить:
- - налог на добычу полезных ископаемых в сумме 3 318 164 рубля 80 копеек;
- - пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 712 716 рублей 85 копеек;
- - штраф по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 480 674 рубля 82 копейки. Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда www.3aas.arbitr.ru, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом на основании решения от 29.06.2009 N 65 проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Таймыргаз" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
По результатам проверки составлен акт проверки от 23.04.2010 N 8, в котором налоговым органом отражены следующие нарушения налогового законодательства:
- - при проверке правильности исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль установлены нарушения, выразившиеся в необоснованном применении налоговых вычетов и отнесении к расходам затрат по счетам-фактурам, выставленным обществами Торговый дом "Универсал", "Аврора". Выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий обстоятельства не подтверждают реальность хозяйственных операций между обществом и указанными контрагентами, расходы не являются экономически оправданными и документально подтвержденными;
- - при проверке правильности исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) установлено, что в нарушение пункта 6 статьи 169, статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, содержащих подписи руководителя и главного бухгалтера, выполненные факсимильным способом;
- - при проверке правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) установлено, что налогоплательщик необоснованно при применении пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении определения расчетной стоимости песка включил в расчет затраты по добыче газа горючего природного и газового конденсата, произведя расчет налога путем приведения всех полезных ископаемых к общей (единой) единице измерения. Данное нарушение привело к занижению налога на добычу полезных ископаемых в отношении добычи песка строительного.
Уведомлением от 12.04.2010 N 09-28/03776 налогоплательщик приглашен на 28.04.2010 в инспекцию для подписания и получения акта проверки, ознакомления с материалами проведенных мероприятий налогового контроля.
28.04.2010 акт проверки вручен заместителю главного бухгалтера общества Щетининой Т.А. по доверенности 12.02.2010 N ТГ/29/2010. Представитель налогоплательщика ознакомлен с документами, истребованными у контрагентов общества, в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, протоколами допросов свидетелей, проведенными в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса Российской Федерации, результатами проведенной почерковедческой экспертизы в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса Российской Федерации (протокол ознакомления от 28.04.2010).
Налогоплательщиком представлены возражения от 21.05.2010 N ТГ/3067/02.
07.06.2010 представители налогоплательщика ознакомлены с документами, истребованными в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и иными документами, полученными в рамках выездной налоговой проверки (протокол ознакомления от 07.06.2010).
Уведомлением от 31.05.2010 N 09-28/05239 налогоплательщик приглашен на 08.06.2010 для рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, акта от 30.04.2010 N 8, возражений налогоплательщика 08.06.2010 проводилось при участии представителей заявителя (протокол рассмотрения возражений и материалов проверки от 08.06.2010).
По результатам рассмотрения материалов проверки вынесены решения N 81 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и N 82 о продлении срока рассмотрения материалов проверки
Уведомлением от 29.06.2010 N 09/28/05846 налогоплательщик приглашен на ознакомление с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.
Уведомлением от 29.06.2010 N 09/28/05847 налогоплательщик приглашен на рассмотрение материалов выездной налоговой проверки.
06.07.2010 представители налогоплательщика ознакомлены с документами, полученными в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Возражений по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля от налогоплательщика не поступило (протокол ознакомления от 06.07.2010).
08.06.2010 при участии представителя общества налоговым органом рассмотрены материалы выездной налоговой проверки (протокол рассмотрения материалов проверки от 08.07.2010).
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, акта от 30.04.2010 N 8, возражений налогоплательщика, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом вынесено решение от 08.07.2010 N 8 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", на основании которого обществу "Таймыргаз" предложено уплатить, в том числе:
- - налог на прибыль за 2006, 2007, 2008 годы в общей сумме 218 493 рубля 80 копеек;
- - налог на добавленную стоимость за январь, апрель, сентябрь 2006 года, февраль 2007 года, 1 квартал 2008 года в общей сумме 2 563 372 рубля 55 копеек;
- - уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость в общей сумме 22 273 007 рублей 24 копейки;
- - налог на добычу полезных ископаемых за июль 2006 года, сентябрь, декабрь 2007 года, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2008 года в общей сумме 3 340 730 рублей 63 копейки.
В порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени, в том числе за нарушение сроков уплаты налога на добычу полезных ископаемых в общей сумме 717 372 рубля 43 копейки, общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в общей сумме 485 187 рублей 99 копеек.
Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (далее - Управление) с апелляционной жалобой на решение от 08.07.2010 N 8.
Управлением вынесено решение от 22.09.2010 N 12-0902, которым апелляционная жалоба общества удовлетворена частично: исключен налог на добавленную стоимость в сумме 6 060 874 рубля 19 копеек, налог на добычу полезных ископаемых в сумме 22 565 рублей 80 копеек, соответствующие пени и штрафы.
Требованием от 04.10.2010 N 92 "Об уплате налога, пени, штрафа", выставленным обществу на основании решения, предложено в срок до 18.10.2010 в добровольном порядке уплатить доначисленные по результатам выездной налоговой проверки НДПИ в сумме 3 318 164 рубля 80 копеек, пени по налогу в сумме 712 716 рублей 85 копеек, штраф в размере 480 674 рубля 82 копейки, а также пени по налогу на доходы физических лиц.
Считая решение от 08.07.2010 N 8 и требование от 04.10.2010 N 92 нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, общество "Таймыргаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных актов государственного органа в оспариваемой части недействительными.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, решением инспекции от 08.07.2010 N 8 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" обществу предложено уплатить, в том числе:
- - налог на добычу полезных ископаемых за июль 2006 года, сентябрь, декабрь 2007 года, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2008 года в общей сумме 3 340 730 рублей 63 копейки;
- - начислены пени за нарушение сроков уплаты налога на добычу полезных ископаемых в общей сумме 717 372 рубля 43 копейки;
- - общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в общей сумме 485 187 рублей 99 копеек.
Решением управления от 22.09.2010 N 12-0902 исключен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 22 565 рублей 80 копеек, соответствующие пени и штрафы.
Основанием для начисления обществу указанных сумм НДПИ, пени и штрафа послужил вывод налогового органа о том, что общество необоснованно при применении пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении определения расчетной стоимости песка включило в расчет затраты по добыче газа горючего природного и газового конденсата и произвело расчет налога путем приведения всех полезных ископаемых к общей (единой) единице измерения, что привело к занижению налога на добычу полезных ископаемых в отношении песка строительного.
Суд апелляционной инстанции в постановлении от 10.02.2012 пришел к выводу о неправомерности выводов налогового органа и о том, что порядок расчета стоимости строительного песка, примененный обществом, соответствует пункту 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядку заполнения налоговой декларации по НДПИ, учетной политике общества, заявитель правомерно учитывает все косвенные расходы, относящиеся и связанные с добычей всех полезных ископаемых при определении расчетной стоимости строительного песка пропорционально его доле в общем количестве добытых полезных ископаемых. Методика расчета стоимости ДПИ, применяемая обществом, позволяет определять налоговую базу в отношении каждого вида добытого полезного ископаемого согласно статье 338 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку налоговая база НДПИ по строительному песку в спорный период определена обществом правильно, то суд апелляционной инстанции в постановлении от 10.02.2012 по настоящему делу пришел к выводу об отсутствии оснований для доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 318 164 рубля 80 копеек, пени по налогу в сумме 712 716 рублей 85 копеек, штрафа в размере 480 674 рубля 82 копейки, в связи с чем, признал недействительным оспариваемое решение инспекции от 08.07.2010 N 8 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в указанной части.
Обществом также заявлено требование о признании недействительным требования N 92 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" по состоянию на 04.10.2010 в части предложения уплатить:
- - налог на добычу полезных ископаемых в сумме 3 318 164 рубля 80 копеек;
- - пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 712 716 рублей 85 копеек;
- - штраф по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 480 674 рубля 82 копейки. Основанием для вынесения указанного требования является решение налогового органа от
08.07.2010 N 8 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, до вступления этого решения в законную силу по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение.
Учитывая, что по требованию общества судом апелляционной инстанции не принято решение, основанием выставления требования N 92 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" по состоянию на 04.10.2010 в части предложения уплатить:
- - налог на добычу полезных ископаемых в сумме 3 318 164 рубля 80 копеек;
- - пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 712 716 рублей 85 копеек;
- - штраф по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 480 674 рубля 82 копейки, является решение налогового органа от 08.07.2010 N 8 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", признанное судом апелляционной инстанции недействительным в указанной части постановлением от 10.02.2012 по настоящему делу, то следует вынести дополнительное постановление об удовлетворении требований общества в указанной части и признать недействительным требование N 92 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" по состоянию на 04.10.2010 в части предложения уплатить:
- - налог на добычу полезных ископаемых в сумме 3 318 164 рубля 80 копеек;
- - пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 712 716 рублей 85 копеек;
- - штраф по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 480 674 рубля 82 копейки. Расходы по уплате государственной пошлины распределены судом апелляционной инстанции в постановлении от 10.02.2012 по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 178, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

Вынести дополнительное постановление по делу А33-18925/2010 по требованию открытого акционерного общества "Таймыргаз" о признании недействительным требования N 92 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" по состоянию на 04.10.2010 в части предложения уплатить:
- - налог на добычу полезных ископаемых в сумме 3 318 164 рубля 80 копеек;
- - пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 712 716 рублей 85 копеек;
- - штраф по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 480 674 рубля 82 копейки. Признать недействительным требование N 92 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" по состоянию на 04.10.2010 в части предложения уплатить:
- - налог на добычу полезных ископаемых в сумме 3 318 164 рубля 80 копеек;
- - пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 712 716 рублей 85 копеек;
- - штраф по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 480 674 рубля 82 копейки.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Л.А.ДУНАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)