Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления от 26 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 2 апреля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.10.2007, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007
по делу N А80-206/2007 (А80-220/2007)
по заявлению Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения налогового органа
по встречному заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
к Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа
о взыскании обязательных платежей и санкций
Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.08.2007 N 24 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Инспекция заявила встречное требование о взыскании с департамента налоговых санкций по статье 123 НК РФ, доначисленного на основании оспариваемого решения налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и пени по нему.
Определением суда от 27.09.2007 оба дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением суда от 15.10.2007, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007, заявленные департаментом требования удовлетворены со ссылкой на несоответствие оспариваемого ненормативного акта требованиям Налогового кодекса РФ. В удовлетворении встречных требований налогового органа отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, компенсационные выплаты за неиспользованное санаторно-курортное лечение, выплаты, связанные с проездом работников к месту использования отпуска и обратно являются в действительности гарантийными выплатами и подлежат обложению НДФЛ.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу отклоняет приведенные в ней доводы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка департамента по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления НДФЛ за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. По результатам проверки 25.07.2007 составлен акт N 24, на основании которого, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение от 29.08.2007 N 24 о привлечении департамента к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неперечисление сумм НДФЛ за 2004 - 2006 годы в виде штрафа в размере 185 555 руб., доначислении названного налога в сумме 927 774 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 183 756,88 руб.
Налогоплательщик, полагая решение налогового органа незаконным и нарушающим его права, оспорил его в судебном порядке.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования департамента о признании недействительным решения налогового органа и отказывая в удовлетворении встречных требований налогового органа о взыскании обязательных платежей и санкций, исходил из следующего.
Статьей 52 Кодекса о государственной гражданской службе Чукотского автономного округа установлены гарантии, в том числе по льготному санаторно-курортному обслуживанию государственных служащих, а статьей 54 Кодекса установлены порядок и условия предоставления данной гарантии и предусмотрено право государственного служащего на компенсацию за неиспользованное санаторно-курортное лечение.
Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит понятие компенсационных выплат, суд обеих инстанций в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ обоснованно руководствовался статьей 164 Трудового кодекса РФ, которая определяет компенсации как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законодательством обязанностей.
В статье 217 НК РФ перечислены выплаты, не подлежащие обложению НДФЛ, к которым в числе других относятся все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Арбитражный суд, установив, что компенсационные выплаты за неиспользованное санаторно-курортное лечение, предусмотренные государственным гражданским служащим Чукотского автономного округа, полностью соответствуют требованиям статьи 217 НК РФ, пришел к правильному выводу о необоснованном включении налоговым органом данных выплат в налогооблагаемую базу по НДФЛ и доначислении данного налога.
Признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления департаменту сумм НДФЛ в связи с включением в налоговую базу компенсационных выплат, связанных с проездом работников к месту использования отпуска и обратно, а также выплат, связанных с оплатой проезда членам семьи работника к месту использования отпуска и обратно, суд также пришел к правильному выводу о необоснованности такого доначисления.
Статьей 325 Трудового кодекса РФ, статьей 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", частью 3 статьи 2 Закона Чукотского автономного округа "О некоторых гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из окружного бюджета Чукотского автономного округа и расположенных в Чукотском автономном округе" предусмотрено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что расходы по проезду работников департамента и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно подтверждаются надлежащими документами.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что спорные суммы являются компенсационными выплатами и не подлежат обложению НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа обоснованно признано недействительным, а в удовлетворении требований инспекции о взыскании с департамента обязательных платежей и санкций на основании данного решения - отказано.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка. Основания для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 15.10.2007, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007 по делу N А80-206/2007 (А80-220/2007) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 02.04.2008 N Ф03-А80/08-2/708 ПО ДЕЛУ N А80-206/2007, А80-220/2007
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2008 г. N Ф03-А80/08-2/708
Резолютивная часть постановления от 26 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 2 апреля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.10.2007, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007
по делу N А80-206/2007 (А80-220/2007)
по заявлению Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения налогового органа
по встречному заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
к Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа
о взыскании обязательных платежей и санкций
Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.08.2007 N 24 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Инспекция заявила встречное требование о взыскании с департамента налоговых санкций по статье 123 НК РФ, доначисленного на основании оспариваемого решения налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и пени по нему.
Определением суда от 27.09.2007 оба дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением суда от 15.10.2007, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007, заявленные департаментом требования удовлетворены со ссылкой на несоответствие оспариваемого ненормативного акта требованиям Налогового кодекса РФ. В удовлетворении встречных требований налогового органа отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, компенсационные выплаты за неиспользованное санаторно-курортное лечение, выплаты, связанные с проездом работников к месту использования отпуска и обратно являются в действительности гарантийными выплатами и подлежат обложению НДФЛ.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу отклоняет приведенные в ней доводы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка департамента по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления НДФЛ за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. По результатам проверки 25.07.2007 составлен акт N 24, на основании которого, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение от 29.08.2007 N 24 о привлечении департамента к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неперечисление сумм НДФЛ за 2004 - 2006 годы в виде штрафа в размере 185 555 руб., доначислении названного налога в сумме 927 774 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 183 756,88 руб.
Налогоплательщик, полагая решение налогового органа незаконным и нарушающим его права, оспорил его в судебном порядке.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования департамента о признании недействительным решения налогового органа и отказывая в удовлетворении встречных требований налогового органа о взыскании обязательных платежей и санкций, исходил из следующего.
Статьей 52 Кодекса о государственной гражданской службе Чукотского автономного округа установлены гарантии, в том числе по льготному санаторно-курортному обслуживанию государственных служащих, а статьей 54 Кодекса установлены порядок и условия предоставления данной гарантии и предусмотрено право государственного служащего на компенсацию за неиспользованное санаторно-курортное лечение.
Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит понятие компенсационных выплат, суд обеих инстанций в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ обоснованно руководствовался статьей 164 Трудового кодекса РФ, которая определяет компенсации как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законодательством обязанностей.
В статье 217 НК РФ перечислены выплаты, не подлежащие обложению НДФЛ, к которым в числе других относятся все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Арбитражный суд, установив, что компенсационные выплаты за неиспользованное санаторно-курортное лечение, предусмотренные государственным гражданским служащим Чукотского автономного округа, полностью соответствуют требованиям статьи 217 НК РФ, пришел к правильному выводу о необоснованном включении налоговым органом данных выплат в налогооблагаемую базу по НДФЛ и доначислении данного налога.
Признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления департаменту сумм НДФЛ в связи с включением в налоговую базу компенсационных выплат, связанных с проездом работников к месту использования отпуска и обратно, а также выплат, связанных с оплатой проезда членам семьи работника к месту использования отпуска и обратно, суд также пришел к правильному выводу о необоснованности такого доначисления.
Статьей 325 Трудового кодекса РФ, статьей 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", частью 3 статьи 2 Закона Чукотского автономного округа "О некоторых гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из окружного бюджета Чукотского автономного округа и расположенных в Чукотском автономном округе" предусмотрено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что расходы по проезду работников департамента и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно подтверждаются надлежащими документами.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что спорные суммы являются компенсационными выплатами и не подлежат обложению НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа обоснованно признано недействительным, а в удовлетворении требований инспекции о взыскании с департамента обязательных платежей и санкций на основании данного решения - отказано.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка. Основания для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 15.10.2007, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007 по делу N А80-206/2007 (А80-220/2007) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)