Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 апреля 2003 года Дело N Ф04/1909-281/А75-2003
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция), оформленного в виде письма от 04.04.2002 N 3958/14/09, о необходимости применения ОАО "Сургутнефтегаз" в 2002 году ставки земельного налога, действовавшей в 2001 году с учетом коэффициента 2, а также об отказе в приеме к учету заявления о дополнении деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы.
Решением суда от 04.07.2002 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.10.2002 решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Судом первой инстанции принято решение от 29.11.2002 о признании решения налоговой инспекции незаконным, как не соответствующего пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной инстанции дело рассматривается повторно.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции вынесены с нарушением норм материального права, ссылаясь на доводы, изложенные в кассационной жалобе, просит их отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что коэффициент не является ни налогом, ни ставкой, т.е. не вносит изменений в налоговое законодательство. Считает, что федеральные законы о федеральном бюджете на 2002 год приняты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, к ним соответственно не могут быть применены положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Также указывает, что данные законы не признаны незаконными в установленном порядке, следовательно, подлежат применению.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" считает решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, письмом от 04.04.2002 N 3958/14/09 налоговая инспекция указала ОАО "Сургутнефтегаз", что в 2002 году ставки земельного налога применяются в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", а заявление о дополнении деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы не может быть принято к учету.
Полагая, что применение данного Закона влечет увеличение налоговых изъятий по земельному налогу в два раза, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение и постановление, арбитражный суд правильно указал на то, что коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете на соответствующий год, увеличивает ставку налога - элемент налогового обязательства.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Кодекса налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Указанные средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налогоплательщики уплачивают земельный налог по дифференцированным ставкам.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Из пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что местные налоги вводятся в действие в соответствии с настоящим Кодексом.
Установление налоговых ставок, порядка исчисления налога как элементов налогообложения согласно положениям статей 1, 2, 17 Налогового кодекса Российской Федерации регулируется исключительно актами о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Статья 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" определяет, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Таким образом, налоговый период по земельному налогу, установленный законодателем, составляет год.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций не противоречат статье 6 Федерального закона от 14.06.94 N 51-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания", так как "другой" - особый порядок вступления законов о налогах и сборах - предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно пунктом 1 статьи 5.
Учитывая, что Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" опубликован 31.12.2001, то момент его вступления выходит за рамки налогового периода, на который был установлен поправочный коэффициент, и распространяется лишь на налоговый период, ограниченный 2003 годом.
Поскольку доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и, по существу, сведены к переоценке выводов суда первой и апелляционной инстанций, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения, считает, что нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
На основании вышеизложенного кассационная инстанция не находит основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 29.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 10.02.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1134-А/02 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.04.2003 N Ф04/1909-281/А75-2003
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 23 апреля 2003 года Дело N Ф04/1909-281/А75-2003
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция), оформленного в виде письма от 04.04.2002 N 3958/14/09, о необходимости применения ОАО "Сургутнефтегаз" в 2002 году ставки земельного налога, действовавшей в 2001 году с учетом коэффициента 2, а также об отказе в приеме к учету заявления о дополнении деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы.
Решением суда от 04.07.2002 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.10.2002 решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Судом первой инстанции принято решение от 29.11.2002 о признании решения налоговой инспекции незаконным, как не соответствующего пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной инстанции дело рассматривается повторно.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции вынесены с нарушением норм материального права, ссылаясь на доводы, изложенные в кассационной жалобе, просит их отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что коэффициент не является ни налогом, ни ставкой, т.е. не вносит изменений в налоговое законодательство. Считает, что федеральные законы о федеральном бюджете на 2002 год приняты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, к ним соответственно не могут быть применены положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Также указывает, что данные законы не признаны незаконными в установленном порядке, следовательно, подлежат применению.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" считает решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, письмом от 04.04.2002 N 3958/14/09 налоговая инспекция указала ОАО "Сургутнефтегаз", что в 2002 году ставки земельного налога применяются в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", а заявление о дополнении деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы не может быть принято к учету.
Полагая, что применение данного Закона влечет увеличение налоговых изъятий по земельному налогу в два раза, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение и постановление, арбитражный суд правильно указал на то, что коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете на соответствующий год, увеличивает ставку налога - элемент налогового обязательства.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Кодекса налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Указанные средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налогоплательщики уплачивают земельный налог по дифференцированным ставкам.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Из пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что местные налоги вводятся в действие в соответствии с настоящим Кодексом.
Установление налоговых ставок, порядка исчисления налога как элементов налогообложения согласно положениям статей 1, 2, 17 Налогового кодекса Российской Федерации регулируется исключительно актами о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Статья 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" определяет, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Таким образом, налоговый период по земельному налогу, установленный законодателем, составляет год.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций не противоречат статье 6 Федерального закона от 14.06.94 N 51-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания", так как "другой" - особый порядок вступления законов о налогах и сборах - предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно пунктом 1 статьи 5.
Учитывая, что Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" опубликован 31.12.2001, то момент его вступления выходит за рамки налогового периода, на который был установлен поправочный коэффициент, и распространяется лишь на налоговый период, ограниченный 2003 годом.
Поскольку доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и, по существу, сведены к переоценке выводов суда первой и апелляционной инстанций, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения, считает, что нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
На основании вышеизложенного кассационная инстанция не находит основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 10.02.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1134-А/02 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)