Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 апреля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю - Паршикова К.В. (доверенность от 03.04.2009), в отсутствие заявителя - общественной организации Хостинского района "Общество ветеранов рыбаков-любителей "Бзугу"", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 (судья Савченко Л.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 (судьи Шимбарева Н.В., Винокур И.Г., Гуденица Т.Г.) по делу N А32-63160/2005-12/1586-2007-12/144, установил следующее.
Общественная организация Хостинского района города Сочи "Общество ветеранов рыбаков-любителей "Бзугу"" (далее - общественная организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сочи Краснодарского края (правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, далее - налоговая инспекция) от 19.05.2005 N 21-28/28 (уточненные требования).
Решением от 28.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.11.2006 Арбитражного суда Краснодарского края, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.04.2007 судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Кассационная инстанция указала на необходимость исследовать фактические обстоятельства, связанные с начислением земельного налога, с учетом доводов участвующих в деле лиц.
Решением суда первой инстанции от 09.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.12.2008, решение налоговой инспекции от 19.05.2005 N 21-28/28 признано недействительным.
Судебные акты мотивированы тем, что общественная организация при исчислении земельного налога не допустила занижение налоговой базы и правильно применила налоговые ставки.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты.
Податель жалобы полагает, что причал с навесом, используемый общественной организацией для хранения плавсредств, не является кооперативным гаражом, в связи с чем при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, на котором он расположен, не подлежит применению коэффициент, установленный для земель, занятых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами. При исчислении земельного налога налогоплательщик занизил площадь используемого земельного участка, в результате чего неправильно определил налоговую базу.
В отзыве на кассационную жалобу общественная организация просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации г. Сочи от 31.08.1995 N 734/1 Добровольному коллективному обществу рыбаков-любителей причала N 296 "Бзугу" (в настоящий момент - общественная организация) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 0,12 га (1 200 кв. м) по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 87/2.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общественной организацией по земельному налогу за период с 01.01.2001 по 30.12.2004, по результатам которой составила акт проверки от 27.01.2005 N 21-21/1 и приняла решение от 19.05.2005 N 21-28/28 о начислении общественной организации 361 847 рублей 19 копеек земельного налога, 138 713 рублей 19 копеек пени и 63 556 рублей 02 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки налоговая инспекция пришла к выводу о том, что общественная организация при исчислении земельного налога за проверяемый период допустила занижение налоговой базы (площади земельного участка) и неправомерно применила налоговые ставки в размере, установленном для земель, занятых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами, в экономико-планировочной зоне Курорт Сочи - Центр - Приморская (С-1-б) (3 процента от ставки налога в соответствующей экономико-планировочной зоне), в то время как следовало применить ставку земельного налога в размере 91 рубля 16 копеек.
Общественная организация оспорила решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации. Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и Законом Краснодарского края от 06.12.1996 N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае" установлены средние ставки земельного налога.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон "О плате за землю"" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году для земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с коэффициентом 1,8.
В статье 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, приведенных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к данному закону. В этой же норме предусмотрено, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Аналогичные положения содержатся в статье 10 Закона Краснодарского края от 06.12.1996 N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае".
В проверяемый период органами местного самоуправления г. Сочи установлены следующие ставки земельного налога для земель, занятых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами, в экономико-планировочной зоне Курорт Сочи - Центр - Приморская (С-1-б): на 2001 год - 0,69 рублей/кв. м, на 2002 год - 1,38 рублей/кв. м, на 2003 год - 1,8 рублей/кв. м и на 2004 год - 2,74 рублей/кв. м (постановления главы г. Сочи от 22.02.2000 N 126, 26.05.2003 N 305 и 23.01.2004 N 108, решение Городского Собрания Сочи от 29.01.2002 N 14).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что расположенный на землях общественной организации причал с навесом используется для хранения плавсредств, общественной организации плавсредства не принадлежат и, по существу, причал является кооперативным гаражом. Следовательно, общественная организация правомерно применила соответствующие ставки земельного налога с учетом поправочных коэффициентов на соответствующие годы.
Кроме того, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2006 по делу N А32-25725/06-34/430, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2007 и постановлением кассационной инстанции от 30.05.2007, признано недействительным решение налоговой инспекции от 13.07.2004 N 03-28/2-17/2-980 о доначислении общественной организации земельного налога за 2004 год, соответствующих пени и штрафа, принятого по результатам камеральной налоговой проверки.
Довод налоговой инспекции о неверном исчислении общественной организацией земельного налога в результате занижения площади используемого им земельного участка исследован судами и обоснованно отклонен, поскольку заинтересованное лицо не представило в материалы дела доказательства, достоверно подтверждающие факты пользования земельным участком большей площади, чем предоставлен налогоплательщику постановлением главы администрации г. Сочи от 31.08.1995 N 734/1. При рассмотрении дела N А32-25725/06-34/430 суды, проверяя обоснованность доначисления земельного налога за 2004 год, установили, что в пользовании общественной организации находится земельный участок площадью 0,12 га.
Доводы кассационной жалобы в целом сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, что в силу требований статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, поэтому подлежат отклонению.
С учетом изложенного основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А32-63160/2005-12/1586-2007-12/144 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.04.2009 ПО ДЕЛУ N А32-63160/2005-12/1586-2007-12/144
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2009 г. по делу
N А32-63160/2005-12/1586-2007-12/144
Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 апреля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю - Паршикова К.В. (доверенность от 03.04.2009), в отсутствие заявителя - общественной организации Хостинского района "Общество ветеранов рыбаков-любителей "Бзугу"", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 (судья Савченко Л.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 (судьи Шимбарева Н.В., Винокур И.Г., Гуденица Т.Г.) по делу N А32-63160/2005-12/1586-2007-12/144, установил следующее.
Общественная организация Хостинского района города Сочи "Общество ветеранов рыбаков-любителей "Бзугу"" (далее - общественная организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сочи Краснодарского края (правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, далее - налоговая инспекция) от 19.05.2005 N 21-28/28 (уточненные требования).
Решением от 28.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.11.2006 Арбитражного суда Краснодарского края, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.04.2007 судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Кассационная инстанция указала на необходимость исследовать фактические обстоятельства, связанные с начислением земельного налога, с учетом доводов участвующих в деле лиц.
Решением суда первой инстанции от 09.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.12.2008, решение налоговой инспекции от 19.05.2005 N 21-28/28 признано недействительным.
Судебные акты мотивированы тем, что общественная организация при исчислении земельного налога не допустила занижение налоговой базы и правильно применила налоговые ставки.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты.
Податель жалобы полагает, что причал с навесом, используемый общественной организацией для хранения плавсредств, не является кооперативным гаражом, в связи с чем при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, на котором он расположен, не подлежит применению коэффициент, установленный для земель, занятых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами. При исчислении земельного налога налогоплательщик занизил площадь используемого земельного участка, в результате чего неправильно определил налоговую базу.
В отзыве на кассационную жалобу общественная организация просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации г. Сочи от 31.08.1995 N 734/1 Добровольному коллективному обществу рыбаков-любителей причала N 296 "Бзугу" (в настоящий момент - общественная организация) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 0,12 га (1 200 кв. м) по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 87/2.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общественной организацией по земельному налогу за период с 01.01.2001 по 30.12.2004, по результатам которой составила акт проверки от 27.01.2005 N 21-21/1 и приняла решение от 19.05.2005 N 21-28/28 о начислении общественной организации 361 847 рублей 19 копеек земельного налога, 138 713 рублей 19 копеек пени и 63 556 рублей 02 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки налоговая инспекция пришла к выводу о том, что общественная организация при исчислении земельного налога за проверяемый период допустила занижение налоговой базы (площади земельного участка) и неправомерно применила налоговые ставки в размере, установленном для земель, занятых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами, в экономико-планировочной зоне Курорт Сочи - Центр - Приморская (С-1-б) (3 процента от ставки налога в соответствующей экономико-планировочной зоне), в то время как следовало применить ставку земельного налога в размере 91 рубля 16 копеек.
Общественная организация оспорила решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации. Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и Законом Краснодарского края от 06.12.1996 N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае" установлены средние ставки земельного налога.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон "О плате за землю"" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году для земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с коэффициентом 1,8.
В статье 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, приведенных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к данному закону. В этой же норме предусмотрено, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Аналогичные положения содержатся в статье 10 Закона Краснодарского края от 06.12.1996 N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае".
В проверяемый период органами местного самоуправления г. Сочи установлены следующие ставки земельного налога для земель, занятых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами, в экономико-планировочной зоне Курорт Сочи - Центр - Приморская (С-1-б): на 2001 год - 0,69 рублей/кв. м, на 2002 год - 1,38 рублей/кв. м, на 2003 год - 1,8 рублей/кв. м и на 2004 год - 2,74 рублей/кв. м (постановления главы г. Сочи от 22.02.2000 N 126, 26.05.2003 N 305 и 23.01.2004 N 108, решение Городского Собрания Сочи от 29.01.2002 N 14).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что расположенный на землях общественной организации причал с навесом используется для хранения плавсредств, общественной организации плавсредства не принадлежат и, по существу, причал является кооперативным гаражом. Следовательно, общественная организация правомерно применила соответствующие ставки земельного налога с учетом поправочных коэффициентов на соответствующие годы.
Кроме того, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2006 по делу N А32-25725/06-34/430, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2007 и постановлением кассационной инстанции от 30.05.2007, признано недействительным решение налоговой инспекции от 13.07.2004 N 03-28/2-17/2-980 о доначислении общественной организации земельного налога за 2004 год, соответствующих пени и штрафа, принятого по результатам камеральной налоговой проверки.
Довод налоговой инспекции о неверном исчислении общественной организацией земельного налога в результате занижения площади используемого им земельного участка исследован судами и обоснованно отклонен, поскольку заинтересованное лицо не представило в материалы дела доказательства, достоверно подтверждающие факты пользования земельным участком большей площади, чем предоставлен налогоплательщику постановлением главы администрации г. Сочи от 31.08.1995 N 734/1. При рассмотрении дела N А32-25725/06-34/430 суды, проверяя обоснованность доначисления земельного налога за 2004 год, установили, что в пользовании общественной организации находится земельный участок площадью 0,12 га.
Доводы кассационной жалобы в целом сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, что в силу требований статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, поэтому подлежат отклонению.
С учетом изложенного основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А32-63160/2005-12/1586-2007-12/144 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОРИН
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
Л.В.ЗОРИН
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)