Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 февраля 2004 года Дело N А72-9231/03-Л649
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Ульяновска
на решение от 11.12.2003 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9231/03-Л649
по заявлению Открытого акционерного общества "Промстройкомплект", г. Ульяновск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Ульяновска о признании незаконными требований от 13.10.2003 N 1856 и от 04.11.2003 N 2186 об уплате налога и обязании проведения зачета излишне уплаченных сумм земельного налога, о признании недействительным решения налогового органа от 10.07.2003 N 321-04,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 11 декабря 2003 г. Арбитражного суда Ульяновской области исковые требования ОАО "Промстройкомплект" удовлетворены. Требования ИМНС Российской Федерации по Железнодорожному району г. Ульяновска N 1856 от 13.10.2003 и N 2186 от 04.11.2003 признаны незаконными.
Суд обязал Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Ульяновска произвести зачет излишне уплаченных сумм в размере 36996,60 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Данное решение суд обосновал тем, что повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, которые действуют в определенные этими же законами промежутки времени, за исключением тех норм, действие которых сохраняются в силу прямого указания в законе, не является элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер, безусловно влияя только на порядок исчисления налога, а не ставки.
Суд признал, что органом местного самоуправления предоставлено право дифференцировать ставки земельного налога, и установление дополнительных повышающих коэффициентов для налогоплательщиков к установленным ставкам налога действующим законодательством не предусмотрено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу и направить дело на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что в соответствии со ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Промстройкомплект" направило в ИМНС Российской Федерации по Железнодорожному району г. Ульяновска уточненные декларации по земельному налогу за 2001 - 2003 гг., согласно которым излишне уплаченная сумма земельного налога составила 36996,60 руб.
На основании ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком 09.09.2003 в налоговый орган направлено заявление о проведении зачета указанной суммы в счет предстоящих платежей по налогу на землю.
Ответчиком в адрес предприятия были выставлены требования N 1856 от 13.10.2003 и N 2186 от 04.11.2003 об уплате земельного налога и пени за период 2001 - 2003 гг. в общей сумме 199689,89 руб.
В обоснование своего решения налоговый орган сослался на то обстоятельство, что налогоплательщик неверно исчислил налог на землю за 2001 - 2003 гг., а именно занизил налоговую ставку в результате нарушения Федерального закона N 163 от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", согласно которому ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применялись в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2. По данным Налоговой инспекции, в 2002 г. действовала ставка 7,60 руб. за 1 кв. м. Заявитель за 2002 г. применил ставку в размере 3 руб. за 1 кв. м, в результате чего ответчиком доначислен налог за 2002 г. в размере 101297 руб.
Арбитражный суд Ульяновской области, удовлетворяя исковые требования заявителя, сделал вывод о том, что обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Следовательно, повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, которые действуют в определенные этими же законами промежутки времени, за исключением тех норм, действие которых сохраняется в силу прямого указания в законе, не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер.
Кассационная инстанция выводы суда признает ошибочными в силу того, что в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1994 г.
До 2002 г. ставки земельного налога индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" и Федеральными законами от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 год.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуемое решение суда первой инстанции принято при неправильном истолковании вышеуказанных нормативных актов, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 287 и ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11 декабря 2003 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9231/03-Л649 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Дело направить в Арбитражный суд Ульяновской области на новое рассмотрение в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2004 ПО ДЕЛУ N А72-9231/03-Л649
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 26 февраля 2004 года Дело N А72-9231/03-Л649
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Ульяновска
на решение от 11.12.2003 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9231/03-Л649
по заявлению Открытого акционерного общества "Промстройкомплект", г. Ульяновск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Ульяновска о признании незаконными требований от 13.10.2003 N 1856 и от 04.11.2003 N 2186 об уплате налога и обязании проведения зачета излишне уплаченных сумм земельного налога, о признании недействительным решения налогового органа от 10.07.2003 N 321-04,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 11 декабря 2003 г. Арбитражного суда Ульяновской области исковые требования ОАО "Промстройкомплект" удовлетворены. Требования ИМНС Российской Федерации по Железнодорожному району г. Ульяновска N 1856 от 13.10.2003 и N 2186 от 04.11.2003 признаны незаконными.
Суд обязал Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Ульяновска произвести зачет излишне уплаченных сумм в размере 36996,60 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Данное решение суд обосновал тем, что повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, которые действуют в определенные этими же законами промежутки времени, за исключением тех норм, действие которых сохраняются в силу прямого указания в законе, не является элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер, безусловно влияя только на порядок исчисления налога, а не ставки.
Суд признал, что органом местного самоуправления предоставлено право дифференцировать ставки земельного налога, и установление дополнительных повышающих коэффициентов для налогоплательщиков к установленным ставкам налога действующим законодательством не предусмотрено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, считает возможным удовлетворить кассационную жалобу и направить дело на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что в соответствии со ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Промстройкомплект" направило в ИМНС Российской Федерации по Железнодорожному району г. Ульяновска уточненные декларации по земельному налогу за 2001 - 2003 гг., согласно которым излишне уплаченная сумма земельного налога составила 36996,60 руб.
На основании ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком 09.09.2003 в налоговый орган направлено заявление о проведении зачета указанной суммы в счет предстоящих платежей по налогу на землю.
Ответчиком в адрес предприятия были выставлены требования N 1856 от 13.10.2003 и N 2186 от 04.11.2003 об уплате земельного налога и пени за период 2001 - 2003 гг. в общей сумме 199689,89 руб.
В обоснование своего решения налоговый орган сослался на то обстоятельство, что налогоплательщик неверно исчислил налог на землю за 2001 - 2003 гг., а именно занизил налоговую ставку в результате нарушения Федерального закона N 163 от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", согласно которому ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применялись в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2. По данным Налоговой инспекции, в 2002 г. действовала ставка 7,60 руб. за 1 кв. м. Заявитель за 2002 г. применил ставку в размере 3 руб. за 1 кв. м, в результате чего ответчиком доначислен налог за 2002 г. в размере 101297 руб.
Арбитражный суд Ульяновской области, удовлетворяя исковые требования заявителя, сделал вывод о том, что обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Следовательно, повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, которые действуют в определенные этими же законами промежутки времени, за исключением тех норм, действие которых сохраняется в силу прямого указания в законе, не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер.
Кассационная инстанция выводы суда признает ошибочными в силу того, что в соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1994 г.
До 2002 г. ставки земельного налога индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" и Федеральными законами от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году", от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 год.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуемое решение суда первой инстанции принято при неправильном истолковании вышеуказанных нормативных актов, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 287 и ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11 декабря 2003 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9231/03-Л649 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Дело направить в Арбитражный суд Ульяновской области на новое рассмотрение в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)