Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 июня 2004 года Дело N Ф04/3437-1446/А27-2004
Дочерняя холдинговая компания "Кузбассразрезуголь" открытого акционерного общества "Разрез "Моховский" (ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез "Моховский"), Кемеровская область, с. Мохово, обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИМНС России N 3 по Кемеровской области от 12.09.2003 N 2721 в части доначисления земельного налога за 2000 год в размере 1640307,45 руб., за 2001 год - 1641477 руб., 2002 год - 3239348,09 руб., за 2003 год - 5718322,37 руб., а также в части начисления пеней в сумме 3292982,48 руб. и взыскания штрафа - 665887,09 руб.
Заявленные требования мотивированы исчислением земельного налога налогоплательщиком с учетом ставки земельного налога на все коэффициенты, введенные Законами Российской Федерации "О федеральном бюджете" начиная с 1994 года.
Решением суда от 18.12.2003 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции установил, что налогоплательщиком неоднократно применена индексация ставки земельного налога и тем самым излишне уплачена сумма земельного налога, что исключает применение санкций, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначисление налога и начисление пеней.
Постановлением апелляционной инстанции от 7 - 16 апреля 2004 г. решение суда первой инстанции удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение налогового органа в части доначисления земельного налога в сумме 3375228,79 руб., 2263093,95 руб. пеней и 665887,09 коп. штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции установил, что при расчете земельного налога за 2000 год налоговым органом не учтен тот факт, что Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" вступил в силу с 01.03.2000, следовательно, применение ставки налога за январь и февраль 2002 года подлежит по предыдущей ставке без учета коэффициента на 2000 год. Таким образом, доначисление налога на сумму 45793,33 руб. неправомерно.
Судом также установлено, что на момент вынесения решения не наступил срок уплаты налога за III и IV кварталы 2003 года в сумме 2856161,18 руб. Остальная сумма была уплачена. Сумма пеней не включена в расчет задолженности, представленный налоговым органом, следовательно, сумма 3375228,79 руб. доначислена неправомерно.
В кассационной жалобе Межрайонная ИМНС России N 3 по Кемеровской области просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа и принять новое решение. Податель жалобы считает, что выводы суда апелляционной инстанции о неприменении поправочного коэффициента на 2000 год в январе - феврале 2000 года противоречат пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего определение финансового года с января по 31 декабря.
В отношении переплаты налоговой инспекцией отмечено, что сумма налога, стоящая на переплате в карточке лицевого счета налогоплательщика, не является уплатой налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации решения о зачете излишне уплаченных сумм налога, вынесенного на основании письменного заявления налогоплательщика.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез "Моховский" отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить в силе постановление апелляционной инстанции в части удовлетворенных требований.
Заявителем представлен отзыв на кассационную жалобу.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению суммы земельного налога, пеней и штрафа за январь, февраль 2000 года, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Разрез "Моховский" направило в налоговый орган уточненные декларации за период с 2000 по 2003 год и заявило о возврате излишне уплаченного налога на сумму 9806081,86 руб.
Решением налогового органа от 12.09.2003 заявителю доначислен земельный налог на указанный период в размере 12240167,86 руб., начислены пени в размере 2263093,95 руб., взыскан штраф в размере 665887,09 руб.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о правомерном доначислении суммы земельного налога с учетом всех коэффициентов нарастающим итогом.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.09.91 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, следовательно, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить этот налог, а также утверждать правила дифференцирования его средних ставок по местоположению, по зонам различной градостроительной ценности на соответствующей территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В силу пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" и Закона Российской Федерации "О плате за землю" в редакции Закона N 22-ФЗ от 09.08.94 указанные федеральные нормативные акты каждый год индексируют ставки земельного налога, то есть вводят поправочный коэффициент, исходя из изменения минимального размера оплаты труда.
Следовательно, коэффициенты устанавливаются для годовой ставки и применяются нарастающим итогом.
Суд кассационной инстанции не согласен с выводами суда апелляционной инстанции в части расчета налога за 2000 год в январе и феврале по ставке предыдущего периода.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации по определению конституционности положения Федерального закона от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 год" по времени его применения следует, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (пункт 2 статьи 5, статья 12).
Таким образом, закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался. Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции о применении предыдущей ставки налога за январь и февраль 2000 года несостоятельны, ставки по указанным отчетным периодам подлежат применению с учетом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
Исходя из того, что суду кассационной инстанции не представляется возможным установить правильность расчетов земельного налога за отчетные периоды январь и февраль 2000 года, в указанной части постановление суда подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о неправомерности доначисления налогоплательщику суммы налога 3329435,46 руб. по тем основаниям, что уплата налога подтверждена платежными документами, кроме того, по данному налогу у налогоплательщика на момент вынесения решения имелась переплата.
Расходы по уплате госпошлины, в том числе за кассационное обжалование, распределить суду при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 7 - 15 - 16 апреля 2004 г. по делу N А27-13719/2003-6 в части признания решения Межрайонной ИМНС России N 3 по Кемеровской области от 12.09.2003 N 2721 по доначислению суммы земельного налога, пеней и штрафа за январь, февраль 2000 года отменить.
Передать дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части постановление суда оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 21 июня 2004 года Дело N Ф04/3437-1446/А27-2004
Дочерняя холдинговая компания "Кузбассразрезуголь" открытого акционерного общества "Разрез "Моховский" (ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез "Моховский"), Кемеровская область, с. Мохово, обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИМНС России N 3 по Кемеровской области от 12.09.2003 N 2721 в части доначисления земельного налога за 2000 год в размере 1640307,45 руб., за 2001 год - 1641477 руб., 2002 год - 3239348,09 руб., за 2003 год - 5718322,37 руб., а также в части начисления пеней в сумме 3292982,48 руб. и взыскания штрафа - 665887,09 руб.
Заявленные требования мотивированы исчислением земельного налога налогоплательщиком с учетом ставки земельного налога на все коэффициенты, введенные Законами Российской Федерации "О федеральном бюджете" начиная с 1994 года.
Решением суда от 18.12.2003 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции установил, что налогоплательщиком неоднократно применена индексация ставки земельного налога и тем самым излишне уплачена сумма земельного налога, что исключает применение санкций, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначисление налога и начисление пеней.
Постановлением апелляционной инстанции от 7 - 16 апреля 2004 г. решение суда первой инстанции удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение налогового органа в части доначисления земельного налога в сумме 3375228,79 руб., 2263093,95 руб. пеней и 665887,09 коп. штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции установил, что при расчете земельного налога за 2000 год налоговым органом не учтен тот факт, что Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" вступил в силу с 01.03.2000, следовательно, применение ставки налога за январь и февраль 2002 года подлежит по предыдущей ставке без учета коэффициента на 2000 год. Таким образом, доначисление налога на сумму 45793,33 руб. неправомерно.
Судом также установлено, что на момент вынесения решения не наступил срок уплаты налога за III и IV кварталы 2003 года в сумме 2856161,18 руб. Остальная сумма была уплачена. Сумма пеней не включена в расчет задолженности, представленный налоговым органом, следовательно, сумма 3375228,79 руб. доначислена неправомерно.
В кассационной жалобе Межрайонная ИМНС России N 3 по Кемеровской области просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа и принять новое решение. Податель жалобы считает, что выводы суда апелляционной инстанции о неприменении поправочного коэффициента на 2000 год в январе - феврале 2000 года противоречат пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего определение финансового года с января по 31 декабря.
В отношении переплаты налоговой инспекцией отмечено, что сумма налога, стоящая на переплате в карточке лицевого счета налогоплательщика, не является уплатой налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации решения о зачете излишне уплаченных сумм налога, вынесенного на основании письменного заявления налогоплательщика.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез "Моховский" отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить в силе постановление апелляционной инстанции в части удовлетворенных требований.
Заявителем представлен отзыв на кассационную жалобу.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению суммы земельного налога, пеней и штрафа за январь, февраль 2000 года, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Разрез "Моховский" направило в налоговый орган уточненные декларации за период с 2000 по 2003 год и заявило о возврате излишне уплаченного налога на сумму 9806081,86 руб.
Решением налогового органа от 12.09.2003 заявителю доначислен земельный налог на указанный период в размере 12240167,86 руб., начислены пени в размере 2263093,95 руб., взыскан штраф в размере 665887,09 руб.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о правомерном доначислении суммы земельного налога с учетом всех коэффициентов нарастающим итогом.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.09.91 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, следовательно, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить этот налог, а также утверждать правила дифференцирования его средних ставок по местоположению, по зонам различной градостроительной ценности на соответствующей территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В силу пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" и Закона Российской Федерации "О плате за землю" в редакции Закона N 22-ФЗ от 09.08.94 указанные федеральные нормативные акты каждый год индексируют ставки земельного налога, то есть вводят поправочный коэффициент, исходя из изменения минимального размера оплаты труда.
Следовательно, коэффициенты устанавливаются для годовой ставки и применяются нарастающим итогом.
Суд кассационной инстанции не согласен с выводами суда апелляционной инстанции в части расчета налога за 2000 год в январе и феврале по ставке предыдущего периода.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации по определению конституционности положения Федерального закона от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 год" по времени его применения следует, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (пункт 2 статьи 5, статья 12).
Таким образом, закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался. Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции о применении предыдущей ставки налога за январь и февраль 2000 года несостоятельны, ставки по указанным отчетным периодам подлежат применению с учетом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
Исходя из того, что суду кассационной инстанции не представляется возможным установить правильность расчетов земельного налога за отчетные периоды январь и февраль 2000 года, в указанной части постановление суда подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о неправомерности доначисления налогоплательщику суммы налога 3329435,46 руб. по тем основаниям, что уплата налога подтверждена платежными документами, кроме того, по данному налогу у налогоплательщика на момент вынесения решения имелась переплата.
Расходы по уплате госпошлины, в том числе за кассационное обжалование, распределить суду при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 7 - 15 - 16 апреля 2004 г. по делу N А27-13719/2003-6 в части признания решения Межрайонной ИМНС России N 3 по Кемеровской области от 12.09.2003 N 2721 по доначислению суммы земельного налога, пеней и штрафа за январь, февраль 2000 года отменить.
Передать дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части постановление суда оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.06.2004 N Ф04/3437-1446/А27-2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 21 июня 2004 года Дело N Ф04/3437-1446/А27-2004
Дочерняя холдинговая компания "Кузбассразрезуголь" открытого акционерного общества "Разрез "Моховский" (ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез "Моховский"), Кемеровская область, с. Мохово, обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИМНС России N 3 по Кемеровской области от 12.09.2003 N 2721 в части доначисления земельного налога за 2000 год в размере 1640307,45 руб., за 2001 год - 1641477 руб., 2002 год - 3239348,09 руб., за 2003 год - 5718322,37 руб., а также в части начисления пеней в сумме 3292982,48 руб. и взыскания штрафа - 665887,09 руб.
Заявленные требования мотивированы исчислением земельного налога налогоплательщиком с учетом ставки земельного налога на все коэффициенты, введенные Законами Российской Федерации "О федеральном бюджете" начиная с 1994 года.
Решением суда от 18.12.2003 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции установил, что налогоплательщиком неоднократно применена индексация ставки земельного налога и тем самым излишне уплачена сумма земельного налога, что исключает применение санкций, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначисление налога и начисление пеней.
Постановлением апелляционной инстанции от 7 - 16 апреля 2004 г. решение суда первой инстанции удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение налогового органа в части доначисления земельного налога в сумме 3375228,79 руб., 2263093,95 руб. пеней и 665887,09 коп. штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции установил, что при расчете земельного налога за 2000 год налоговым органом не учтен тот факт, что Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" вступил в силу с 01.03.2000, следовательно, применение ставки налога за январь и февраль 2002 года подлежит по предыдущей ставке без учета коэффициента на 2000 год. Таким образом, доначисление налога на сумму 45793,33 руб. неправомерно.
Судом также установлено, что на момент вынесения решения не наступил срок уплаты налога за III и IV кварталы 2003 года в сумме 2856161,18 руб. Остальная сумма была уплачена. Сумма пеней не включена в расчет задолженности, представленный налоговым органом, следовательно, сумма 3375228,79 руб. доначислена неправомерно.
В кассационной жалобе Межрайонная ИМНС России N 3 по Кемеровской области просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа и принять новое решение. Податель жалобы считает, что выводы суда апелляционной инстанции о неприменении поправочного коэффициента на 2000 год в январе - феврале 2000 года противоречат пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего определение финансового года с января по 31 декабря.
В отношении переплаты налоговой инспекцией отмечено, что сумма налога, стоящая на переплате в карточке лицевого счета налогоплательщика, не является уплатой налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации решения о зачете излишне уплаченных сумм налога, вынесенного на основании письменного заявления налогоплательщика.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез "Моховский" отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить в силе постановление апелляционной инстанции в части удовлетворенных требований.
Заявителем представлен отзыв на кассационную жалобу.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению суммы земельного налога, пеней и штрафа за январь, февраль 2000 года, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Разрез "Моховский" направило в налоговый орган уточненные декларации за период с 2000 по 2003 год и заявило о возврате излишне уплаченного налога на сумму 9806081,86 руб.
Решением налогового органа от 12.09.2003 заявителю доначислен земельный налог на указанный период в размере 12240167,86 руб., начислены пени в размере 2263093,95 руб., взыскан штраф в размере 665887,09 руб.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о правомерном доначислении суммы земельного налога с учетом всех коэффициентов нарастающим итогом.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.09.91 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, следовательно, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить этот налог, а также утверждать правила дифференцирования его средних ставок по местоположению, по зонам различной градостроительной ценности на соответствующей территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В силу пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" и Закона Российской Федерации "О плате за землю" в редакции Закона N 22-ФЗ от 09.08.94 указанные федеральные нормативные акты каждый год индексируют ставки земельного налога, то есть вводят поправочный коэффициент, исходя из изменения минимального размера оплаты труда.
Следовательно, коэффициенты устанавливаются для годовой ставки и применяются нарастающим итогом.
Суд кассационной инстанции не согласен с выводами суда апелляционной инстанции в части расчета налога за 2000 год в январе и феврале по ставке предыдущего периода.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации по определению конституционности положения Федерального закона от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 год" по времени его применения следует, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (пункт 2 статьи 5, статья 12).
Таким образом, закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался. Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции о применении предыдущей ставки налога за январь и февраль 2000 года несостоятельны, ставки по указанным отчетным периодам подлежат применению с учетом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
Исходя из того, что суду кассационной инстанции не представляется возможным установить правильность расчетов земельного налога за отчетные периоды январь и февраль 2000 года, в указанной части постановление суда подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о неправомерности доначисления налогоплательщику суммы налога 3329435,46 руб. по тем основаниям, что уплата налога подтверждена платежными документами, кроме того, по данному налогу у налогоплательщика на момент вынесения решения имелась переплата.
Расходы по уплате госпошлины, в том числе за кассационное обжалование, распределить суду при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 7 - 15 - 16 апреля 2004 г. по делу N А27-13719/2003-6 в части признания решения Межрайонной ИМНС России N 3 по Кемеровской области от 12.09.2003 N 2721 по доначислению суммы земельного налога, пеней и штрафа за январь, февраль 2000 года отменить.
Передать дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части постановление суда оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 21 июня 2004 года Дело N Ф04/3437-1446/А27-2004
Дочерняя холдинговая компания "Кузбассразрезуголь" открытого акционерного общества "Разрез "Моховский" (ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез "Моховский"), Кемеровская область, с. Мохово, обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИМНС России N 3 по Кемеровской области от 12.09.2003 N 2721 в части доначисления земельного налога за 2000 год в размере 1640307,45 руб., за 2001 год - 1641477 руб., 2002 год - 3239348,09 руб., за 2003 год - 5718322,37 руб., а также в части начисления пеней в сумме 3292982,48 руб. и взыскания штрафа - 665887,09 руб.
Заявленные требования мотивированы исчислением земельного налога налогоплательщиком с учетом ставки земельного налога на все коэффициенты, введенные Законами Российской Федерации "О федеральном бюджете" начиная с 1994 года.
Решением суда от 18.12.2003 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции установил, что налогоплательщиком неоднократно применена индексация ставки земельного налога и тем самым излишне уплачена сумма земельного налога, что исключает применение санкций, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначисление налога и начисление пеней.
Постановлением апелляционной инстанции от 7 - 16 апреля 2004 г. решение суда первой инстанции удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение налогового органа в части доначисления земельного налога в сумме 3375228,79 руб., 2263093,95 руб. пеней и 665887,09 коп. штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции установил, что при расчете земельного налога за 2000 год налоговым органом не учтен тот факт, что Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" вступил в силу с 01.03.2000, следовательно, применение ставки налога за январь и февраль 2002 года подлежит по предыдущей ставке без учета коэффициента на 2000 год. Таким образом, доначисление налога на сумму 45793,33 руб. неправомерно.
Судом также установлено, что на момент вынесения решения не наступил срок уплаты налога за III и IV кварталы 2003 года в сумме 2856161,18 руб. Остальная сумма была уплачена. Сумма пеней не включена в расчет задолженности, представленный налоговым органом, следовательно, сумма 3375228,79 руб. доначислена неправомерно.
В кассационной жалобе Межрайонная ИМНС России N 3 по Кемеровской области просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа и принять новое решение. Податель жалобы считает, что выводы суда апелляционной инстанции о неприменении поправочного коэффициента на 2000 год в январе - феврале 2000 года противоречат пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего определение финансового года с января по 31 декабря.
В отношении переплаты налоговой инспекцией отмечено, что сумма налога, стоящая на переплате в карточке лицевого счета налогоплательщика, не является уплатой налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации решения о зачете излишне уплаченных сумм налога, вынесенного на основании письменного заявления налогоплательщика.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ДХК "Кузбассразрезуголь" ОАО "Разрез "Моховский" отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить в силе постановление апелляционной инстанции в части удовлетворенных требований.
Заявителем представлен отзыв на кассационную жалобу.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению суммы земельного налога, пеней и штрафа за январь, февраль 2000 года, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Разрез "Моховский" направило в налоговый орган уточненные декларации за период с 2000 по 2003 год и заявило о возврате излишне уплаченного налога на сумму 9806081,86 руб.
Решением налогового органа от 12.09.2003 заявителю доначислен земельный налог на указанный период в размере 12240167,86 руб., начислены пени в размере 2263093,95 руб., взыскан штраф в размере 665887,09 руб.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о правомерном доначислении суммы земельного налога с учетом всех коэффициентов нарастающим итогом.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.09.91 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, следовательно, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить этот налог, а также утверждать правила дифференцирования его средних ставок по местоположению, по зонам различной градостроительной ценности на соответствующей территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В силу пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" и Закона Российской Федерации "О плате за землю" в редакции Закона N 22-ФЗ от 09.08.94 указанные федеральные нормативные акты каждый год индексируют ставки земельного налога, то есть вводят поправочный коэффициент, исходя из изменения минимального размера оплаты труда.
Следовательно, коэффициенты устанавливаются для годовой ставки и применяются нарастающим итогом.
Суд кассационной инстанции не согласен с выводами суда апелляционной инстанции в части расчета налога за 2000 год в январе и феврале по ставке предыдущего периода.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации по определению конституционности положения Федерального закона от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 год" по времени его применения следует, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (пункт 2 статьи 5, статья 12).
Таким образом, закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался. Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции о применении предыдущей ставки налога за январь и февраль 2000 года несостоятельны, ставки по указанным отчетным периодам подлежат применению с учетом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
Исходя из того, что суду кассационной инстанции не представляется возможным установить правильность расчетов земельного налога за отчетные периоды январь и февраль 2000 года, в указанной части постановление суда подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о неправомерности доначисления налогоплательщику суммы налога 3329435,46 руб. по тем основаниям, что уплата налога подтверждена платежными документами, кроме того, по данному налогу у налогоплательщика на момент вынесения решения имелась переплата.
Расходы по уплате госпошлины, в том числе за кассационное обжалование, распределить суду при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 7 - 15 - 16 апреля 2004 г. по делу N А27-13719/2003-6 в части признания решения Межрайонной ИМНС России N 3 по Кемеровской области от 12.09.2003 N 2721 по доначислению суммы земельного налога, пеней и штрафа за январь, февраль 2000 года отменить.
Передать дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части постановление суда оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)