Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 апреля 2005 года Дело N А13-13480/04-05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 26.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.12.04 по делу N А13-13480/04-05 (судья Маганова Т.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Вологодская коммерческая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Вологде; далее - инспекция): решения от 27.09.04 N 292 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и требования N 6889 об уплате земельного налога и пеней по состоянию на 05.10.04.
Решением суда от 16.12.04 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик должен был применять для 8-й и 13-й экономических зон ставку земельного налога, установленную решением Вологодской городской Думы от 19.06.03 N 632 "О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 21.06.01 N 323 "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы за землю" (далее Решение Думы N 632) с применением повышающего коэффициента "1,1".
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Как видно из материалов дела, для осуществления производственной деятельности общество пользуется на праве собственности двумя земельными участками, расположенными в городе Вологде по улице Преображенского, 28 (земельный участок с кадастровым номером 35:24:0103002:0279, площадь 111572 кв.м; участок с кадастровым номером 35:24:0103002:0280, площадь 37438 кв.м). При этом первый земельный участок расположен в 8-й зоне градостроительной ценности, второй - в 13-й зоне.
Общество 27.08.04 и 17.09.04 представило в инспекцию уточненные декларации по земельному налогу за 2004 год.
В ходе проверки представленных обществом деклараций инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик занизил налог на 776733 руб. в связи с необоснованным применением ставки земельного налога, установленной для зоны П-3, в то время как следовало применять ставки, предусмотренные для 8-й и 13-й экономической зон (по месту нахождения земельных участков). Кроме того, инспекция считает, что при исчислении земельного налога за 2004 год общество должно применять повышающий коэффициент "1,1", установленный Федеральным законом от 07.07.03 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 117-ФЗ). По результатам проверки налоговый орган принял решение от 27.09.04 N 292 и направил требование N 6889 об уплате 656972 руб. 91 коп. земельного налога и 14479 руб. 76 коп. пеней. Общество не согласилось с принятыми инспекцией ненормативными актами и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из следующего.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) указано, что собственники земли, землевладельцы, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции).
В силу пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных названным Кодексом.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона о плате за землю предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ).
Решением Городской Думы N 632 в экономическую зону П-3 выделены промышленные предприятия, осуществляющие производственную деятельность и расположенные на территории экономических зон города (за исключением зон и предприятий, указанных в пунктах 1, 2 Примечания). К ним относятся, в частности, и промышленные предприятия, осуществляющие производственную деятельность в 8-й и 13-й экономических зонах города.
Указанным решением для экономической зоны П-3 установлена базовая ставка земельного налога в размере 8 руб./кв.м. Тем же решением установлена ставка для 8-й экономической зоны города в размере 13 руб. 36 коп./кв.м и для 13 зоны - 7 руб. 78 коп./кв.м. Приложение N 1 к Решению Думы N 632, где указаны данные ставки, введено в действие с 1 января 2004 года на основании пункта 3 данного решения.
Не оспаривая факты отнесения общества к промышленным предприятиям и осуществления им производственной деятельности, а также расположения его на территории 8-й и 13-й экономических зон, инспекция полагает, что налогоплательщик не должен был применять ставку, установленную органом местного самоуправления для зоны П-3, поскольку она установлена незаконно и применению не подлежит.
В решении инспекции указано, что при исчислении земельного налога обществу следовало применить по первому земельному участку ставку налога, соответствующую 8-й экономической зоне, которая составляет 13 руб. 36 коп./кв.м и по второму земельному участку - ставку налога, соответствующую 13 зоне, которая составляет 8 руб. 56 коп./кв.м с применением коэффициента "1,1", установленного на 2004 год Федеральным законом от 07.07.03 N 117-ФЗ.
Вместе с тем Решением Думы N 632 установлены новые базовые ставки земельного налога по экономическим зонам города, подлежащие применению с 01.01.04.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.03 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал на то, что общество правомерно применило при расчете земельного налога за 2004 год по обоим земельным участкам ставку налога, установленную для экономической зоны П-3 Решением Думы N 632, то есть 8 руб./кв.м.
Выводы налогового органа о необходимости применения к ставкам, установленным Решением Думы N 632, коэффициента "1,1" ошибочны, поскольку этот коэффициент подлежит применению в 2004 году, согласно статье 7 Закона N 117-ФЗ к ставкам земельного налога, действовавшим в 2003 году. В данном же случае применены новые ставки, установленные на 2004 год.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для принятия решения от 27.09.04 N 292 о доначислении земельного налога за 2004 год, начисления пеней и привлечения общества к ответственности за неуплату налога, предусмотренной статьей 122 НК РФ, а также для выставления требования N 6889.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования представленных по делу доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.12.04 по делу N А13-13480/04-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде - без удовлетворения.
Председательствующий
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.04.2005 ПО ДЕЛУ N А13-13480/04-05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2005 года Дело N А13-13480/04-05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 26.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.12.04 по делу N А13-13480/04-05 (судья Маганова Т.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Вологодская коммерческая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Вологде; далее - инспекция): решения от 27.09.04 N 292 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и требования N 6889 об уплате земельного налога и пеней по состоянию на 05.10.04.
Решением суда от 16.12.04 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик должен был применять для 8-й и 13-й экономических зон ставку земельного налога, установленную решением Вологодской городской Думы от 19.06.03 N 632 "О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 21.06.01 N 323 "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы за землю" (далее Решение Думы N 632) с применением повышающего коэффициента "1,1".
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Как видно из материалов дела, для осуществления производственной деятельности общество пользуется на праве собственности двумя земельными участками, расположенными в городе Вологде по улице Преображенского, 28 (земельный участок с кадастровым номером 35:24:0103002:0279, площадь 111572 кв.м; участок с кадастровым номером 35:24:0103002:0280, площадь 37438 кв.м). При этом первый земельный участок расположен в 8-й зоне градостроительной ценности, второй - в 13-й зоне.
Общество 27.08.04 и 17.09.04 представило в инспекцию уточненные декларации по земельному налогу за 2004 год.
В ходе проверки представленных обществом деклараций инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик занизил налог на 776733 руб. в связи с необоснованным применением ставки земельного налога, установленной для зоны П-3, в то время как следовало применять ставки, предусмотренные для 8-й и 13-й экономической зон (по месту нахождения земельных участков). Кроме того, инспекция считает, что при исчислении земельного налога за 2004 год общество должно применять повышающий коэффициент "1,1", установленный Федеральным законом от 07.07.03 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 117-ФЗ). По результатам проверки налоговый орган принял решение от 27.09.04 N 292 и направил требование N 6889 об уплате 656972 руб. 91 коп. земельного налога и 14479 руб. 76 коп. пеней. Общество не согласилось с принятыми инспекцией ненормативными актами и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из следующего.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) указано, что собственники земли, землевладельцы, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции).
В силу пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных названным Кодексом.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона о плате за землю предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ).
Решением Городской Думы N 632 в экономическую зону П-3 выделены промышленные предприятия, осуществляющие производственную деятельность и расположенные на территории экономических зон города (за исключением зон и предприятий, указанных в пунктах 1, 2 Примечания). К ним относятся, в частности, и промышленные предприятия, осуществляющие производственную деятельность в 8-й и 13-й экономических зонах города.
Указанным решением для экономической зоны П-3 установлена базовая ставка земельного налога в размере 8 руб./кв.м. Тем же решением установлена ставка для 8-й экономической зоны города в размере 13 руб. 36 коп./кв.м и для 13 зоны - 7 руб. 78 коп./кв.м. Приложение N 1 к Решению Думы N 632, где указаны данные ставки, введено в действие с 1 января 2004 года на основании пункта 3 данного решения.
Не оспаривая факты отнесения общества к промышленным предприятиям и осуществления им производственной деятельности, а также расположения его на территории 8-й и 13-й экономических зон, инспекция полагает, что налогоплательщик не должен был применять ставку, установленную органом местного самоуправления для зоны П-3, поскольку она установлена незаконно и применению не подлежит.
В решении инспекции указано, что при исчислении земельного налога обществу следовало применить по первому земельному участку ставку налога, соответствующую 8-й экономической зоне, которая составляет 13 руб. 36 коп./кв.м и по второму земельному участку - ставку налога, соответствующую 13 зоне, которая составляет 8 руб. 56 коп./кв.м с применением коэффициента "1,1", установленного на 2004 год Федеральным законом от 07.07.03 N 117-ФЗ.
Вместе с тем Решением Думы N 632 установлены новые базовые ставки земельного налога по экономическим зонам города, подлежащие применению с 01.01.04.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.03 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал на то, что общество правомерно применило при расчете земельного налога за 2004 год по обоим земельным участкам ставку налога, установленную для экономической зоны П-3 Решением Думы N 632, то есть 8 руб./кв.м.
Выводы налогового органа о необходимости применения к ставкам, установленным Решением Думы N 632, коэффициента "1,1" ошибочны, поскольку этот коэффициент подлежит применению в 2004 году, согласно статье 7 Закона N 117-ФЗ к ставкам земельного налога, действовавшим в 2003 году. В данном же случае применены новые ставки, установленные на 2004 год.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для принятия решения от 27.09.04 N 292 о доначислении земельного налога за 2004 год, начисления пеней и привлечения общества к ответственности за неуплату налога, предусмотренной статьей 122 НК РФ, а также для выставления требования N 6889.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования представленных по делу доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.12.04 по делу N А13-13480/04-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде - без удовлетворения.
Председательствующий
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)