Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 февраля 2005 года Дело N А65-16402/04-СА2-22
Закрытое акционерное общество "Современные медицинские технологии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Казани (далее - Инспекция) о признании недействительным решения инспекции N 03/570 от 24.06.2004.
Решением суда от 26.08.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.11.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и в удовлетворении требований Общества отказать. По мнению заявителя кассационной жалобы, Общество не имеет права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по итогам деятельности за 1-й кв. 2002 г., поскольку со 2-го кв. 2002 г. перешло на упрощенную систему налогообложения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - возражения на них, изложенные в отзыве на жалобу.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, Общество в первом квартале 2002 г. приобрело у Открытого акционерного общества "Технопарк "Терминал" по договору купли-продажи N 11/20-02 от 20 февраля 2002 г. в собственность производственное помещение, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Сибирский тракт, дом 34. По вышеназванному договору Общество уплатило продавцу 5632900 руб., в том числе НДС - 938816,67 руб. В первом квартале 2002 г. часть производственных площадей из приобретенного помещения была сдана заявителем в аренду. Общая сумма арендной платы, полученной Обществом за первый квартал 2002 г., составила 20710 руб., в том числе НДС - 3452 руб. Со второго квартала 2002 г. Общество перешло на упрощенную систему налогообложения.
19 апреля 2002 г. Обществом в налоговый орган была подана налоговая декларация по НДС за первый квартал 2002 г. Инспекция провела камеральную налоговую проверку названной декларации, по результатам которой был составлен акт N 242 от 18 июля 2002 г. В ходе камеральной проверки налоговый орган установил, что Обществом обоснованно предъявлена сумма НДС в размере 938813,67 руб. к возмещению из бюджета. В связи с чем Общество получило право на возмещение положительной разницы между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой налога в размере 935365 руб. Так как данная сумма, подлежащая возмещению, не была зачтена в установленные сроки, она в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подлежала возврату Обществу.
Общество 6 сентября 2002 г. обратилось в Инспекцию с письменным заявлением о возврате суммы положительной разницы по НДС в размере 935365 руб. Инспекция возврата указанной суммы не произвела, направив в адрес Общества письмо N 03/5197 от 13 февраля 2003 г. с требованием восстановить и перечислить в бюджет указанную сумму НДС. Решение об отказе в возмещении сумм НДС и мотивированного заключения налоговым органом не выносилось. Общество до выяснения обстоятельств требования Инспекции выполнила.
20 мая 2004 г. Обществом была подана уточненная налоговая декларация по НДС за первый квартал 2002 г., составленная с учетом права на налоговый вычет в сумме 938817 руб.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной декларации, по результатам которой приняла решение N 03/570 от 24 июня 2004 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 187763,40 руб. за неполную уплату НДС за первый квартал 2002 г. Этим же решением Обществу было предложено уплатить доначисленный налог в размере 938817 руб. По мнению Инспекции, поскольку Общество с 01.04.2002 перешло на упрощенную систему налогообложения и не является в связи с этим плательщиком НДС, то сумма НДС по остаткам товароматериальных ценностей подлежит восстановлению и уплате в бюджет.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявляемые налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Пунктом 1 ст. 172 Кодекса предусмотрено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно п. 3 ст. 170 Кодекса в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в п. 2 настоящей статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
В данном случае арбитражным судом установлено: в проверяемый период - 1 кв. 2002 г. - Общество являлось плательщиком НДС, от обязанности по уплате НДС освобождено не было, и на него в указанном периоде порядок, установленный п. 3 ст. 170 Кодекса, не распространялся. Указанную в решении Инспекции сумму НДС Общество уплатило при приобретении материальных ценностей до перехода на упрощенную систему налогообложения. Поэтому налогоплательщик - Общество правомерно воспользовался установленным ст. ст. 171, 172 Кодекса правом на вычет (возмещение) НДС.
Доводы Инспекции о том, что Общество перед переходом на упрощенную систему налогообложения должно восстановить принятые им ранее к возмещению суммы НДС и уплатить их в бюджет, арбитражным судом правомерно не приняты, поскольку не основаны на нормах налогового законодательства. Такого требования в Кодексе не содержится, также Кодексом не предусмотрено такого основания для восстановления сумм НДС, принятых к вычету (возмещению), как использование организацией после перехода на упрощенную систему налогообложения ранее приобретенных ею товаров при осуществлении операций, не облагаемых НДС. В связи с отсутствием вины в действиях Общества, оснований для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса также не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 11.11.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-16402/2004-СА2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 24 февраля 2005 года Дело N А65-16402/04-СА2-22
Закрытое акционерное общество "Современные медицинские технологии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Казани (далее - Инспекция) о признании недействительным решения инспекции N 03/570 от 24.06.2004.
Решением суда от 26.08.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.11.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и в удовлетворении требований Общества отказать. По мнению заявителя кассационной жалобы, Общество не имеет права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по итогам деятельности за 1-й кв. 2002 г., поскольку со 2-го кв. 2002 г. перешло на упрощенную систему налогообложения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - возражения на них, изложенные в отзыве на жалобу.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, Общество в первом квартале 2002 г. приобрело у Открытого акционерного общества "Технопарк "Терминал" по договору купли-продажи N 11/20-02 от 20 февраля 2002 г. в собственность производственное помещение, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Сибирский тракт, дом 34. По вышеназванному договору Общество уплатило продавцу 5632900 руб., в том числе НДС - 938816,67 руб. В первом квартале 2002 г. часть производственных площадей из приобретенного помещения была сдана заявителем в аренду. Общая сумма арендной платы, полученной Обществом за первый квартал 2002 г., составила 20710 руб., в том числе НДС - 3452 руб. Со второго квартала 2002 г. Общество перешло на упрощенную систему налогообложения.
19 апреля 2002 г. Обществом в налоговый орган была подана налоговая декларация по НДС за первый квартал 2002 г. Инспекция провела камеральную налоговую проверку названной декларации, по результатам которой был составлен акт N 242 от 18 июля 2002 г. В ходе камеральной проверки налоговый орган установил, что Обществом обоснованно предъявлена сумма НДС в размере 938813,67 руб. к возмещению из бюджета. В связи с чем Общество получило право на возмещение положительной разницы между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой налога в размере 935365 руб. Так как данная сумма, подлежащая возмещению, не была зачтена в установленные сроки, она в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подлежала возврату Обществу.
Общество 6 сентября 2002 г. обратилось в Инспекцию с письменным заявлением о возврате суммы положительной разницы по НДС в размере 935365 руб. Инспекция возврата указанной суммы не произвела, направив в адрес Общества письмо N 03/5197 от 13 февраля 2003 г. с требованием восстановить и перечислить в бюджет указанную сумму НДС. Решение об отказе в возмещении сумм НДС и мотивированного заключения налоговым органом не выносилось. Общество до выяснения обстоятельств требования Инспекции выполнила.
20 мая 2004 г. Обществом была подана уточненная налоговая декларация по НДС за первый квартал 2002 г., составленная с учетом права на налоговый вычет в сумме 938817 руб.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной декларации, по результатам которой приняла решение N 03/570 от 24 июня 2004 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 187763,40 руб. за неполную уплату НДС за первый квартал 2002 г. Этим же решением Обществу было предложено уплатить доначисленный налог в размере 938817 руб. По мнению Инспекции, поскольку Общество с 01.04.2002 перешло на упрощенную систему налогообложения и не является в связи с этим плательщиком НДС, то сумма НДС по остаткам товароматериальных ценностей подлежит восстановлению и уплате в бюджет.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявляемые налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Пунктом 1 ст. 172 Кодекса предусмотрено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно п. 3 ст. 170 Кодекса в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в п. 2 настоящей статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
В данном случае арбитражным судом установлено: в проверяемый период - 1 кв. 2002 г. - Общество являлось плательщиком НДС, от обязанности по уплате НДС освобождено не было, и на него в указанном периоде порядок, установленный п. 3 ст. 170 Кодекса, не распространялся. Указанную в решении Инспекции сумму НДС Общество уплатило при приобретении материальных ценностей до перехода на упрощенную систему налогообложения. Поэтому налогоплательщик - Общество правомерно воспользовался установленным ст. ст. 171, 172 Кодекса правом на вычет (возмещение) НДС.
Доводы Инспекции о том, что Общество перед переходом на упрощенную систему налогообложения должно восстановить принятые им ранее к возмещению суммы НДС и уплатить их в бюджет, арбитражным судом правомерно не приняты, поскольку не основаны на нормах налогового законодательства. Такого требования в Кодексе не содержится, также Кодексом не предусмотрено такого основания для восстановления сумм НДС, принятых к вычету (возмещению), как использование организацией после перехода на упрощенную систему налогообложения ранее приобретенных ею товаров при осуществлении операций, не облагаемых НДС. В связи с отсутствием вины в действиях Общества, оснований для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса также не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 11.11.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-16402/2004-СА2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.02.2005 N А65-16402/04-СА2-22
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 февраля 2005 года Дело N А65-16402/04-СА2-22
Закрытое акционерное общество "Современные медицинские технологии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Казани (далее - Инспекция) о признании недействительным решения инспекции N 03/570 от 24.06.2004.
Решением суда от 26.08.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.11.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и в удовлетворении требований Общества отказать. По мнению заявителя кассационной жалобы, Общество не имеет права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по итогам деятельности за 1-й кв. 2002 г., поскольку со 2-го кв. 2002 г. перешло на упрощенную систему налогообложения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - возражения на них, изложенные в отзыве на жалобу.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, Общество в первом квартале 2002 г. приобрело у Открытого акционерного общества "Технопарк "Терминал" по договору купли-продажи N 11/20-02 от 20 февраля 2002 г. в собственность производственное помещение, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Сибирский тракт, дом 34. По вышеназванному договору Общество уплатило продавцу 5632900 руб., в том числе НДС - 938816,67 руб. В первом квартале 2002 г. часть производственных площадей из приобретенного помещения была сдана заявителем в аренду. Общая сумма арендной платы, полученной Обществом за первый квартал 2002 г., составила 20710 руб., в том числе НДС - 3452 руб. Со второго квартала 2002 г. Общество перешло на упрощенную систему налогообложения.
19 апреля 2002 г. Обществом в налоговый орган была подана налоговая декларация по НДС за первый квартал 2002 г. Инспекция провела камеральную налоговую проверку названной декларации, по результатам которой был составлен акт N 242 от 18 июля 2002 г. В ходе камеральной проверки налоговый орган установил, что Обществом обоснованно предъявлена сумма НДС в размере 938813,67 руб. к возмещению из бюджета. В связи с чем Общество получило право на возмещение положительной разницы между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой налога в размере 935365 руб. Так как данная сумма, подлежащая возмещению, не была зачтена в установленные сроки, она в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подлежала возврату Обществу.
Общество 6 сентября 2002 г. обратилось в Инспекцию с письменным заявлением о возврате суммы положительной разницы по НДС в размере 935365 руб. Инспекция возврата указанной суммы не произвела, направив в адрес Общества письмо N 03/5197 от 13 февраля 2003 г. с требованием восстановить и перечислить в бюджет указанную сумму НДС. Решение об отказе в возмещении сумм НДС и мотивированного заключения налоговым органом не выносилось. Общество до выяснения обстоятельств требования Инспекции выполнила.
20 мая 2004 г. Обществом была подана уточненная налоговая декларация по НДС за первый квартал 2002 г., составленная с учетом права на налоговый вычет в сумме 938817 руб.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной декларации, по результатам которой приняла решение N 03/570 от 24 июня 2004 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 187763,40 руб. за неполную уплату НДС за первый квартал 2002 г. Этим же решением Обществу было предложено уплатить доначисленный налог в размере 938817 руб. По мнению Инспекции, поскольку Общество с 01.04.2002 перешло на упрощенную систему налогообложения и не является в связи с этим плательщиком НДС, то сумма НДС по остаткам товароматериальных ценностей подлежит восстановлению и уплате в бюджет.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявляемые налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Пунктом 1 ст. 172 Кодекса предусмотрено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно п. 3 ст. 170 Кодекса в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в п. 2 настоящей статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
В данном случае арбитражным судом установлено: в проверяемый период - 1 кв. 2002 г. - Общество являлось плательщиком НДС, от обязанности по уплате НДС освобождено не было, и на него в указанном периоде порядок, установленный п. 3 ст. 170 Кодекса, не распространялся. Указанную в решении Инспекции сумму НДС Общество уплатило при приобретении материальных ценностей до перехода на упрощенную систему налогообложения. Поэтому налогоплательщик - Общество правомерно воспользовался установленным ст. ст. 171, 172 Кодекса правом на вычет (возмещение) НДС.
Доводы Инспекции о том, что Общество перед переходом на упрощенную систему налогообложения должно восстановить принятые им ранее к возмещению суммы НДС и уплатить их в бюджет, арбитражным судом правомерно не приняты, поскольку не основаны на нормах налогового законодательства. Такого требования в Кодексе не содержится, также Кодексом не предусмотрено такого основания для восстановления сумм НДС, принятых к вычету (возмещению), как использование организацией после перехода на упрощенную систему налогообложения ранее приобретенных ею товаров при осуществлении операций, не облагаемых НДС. В связи с отсутствием вины в действиях Общества, оснований для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса также не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 11.11.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-16402/2004-СА2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 февраля 2005 года Дело N А65-16402/04-СА2-22
Закрытое акционерное общество "Современные медицинские технологии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Казани (далее - Инспекция) о признании недействительным решения инспекции N 03/570 от 24.06.2004.
Решением суда от 26.08.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.11.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и в удовлетворении требований Общества отказать. По мнению заявителя кассационной жалобы, Общество не имеет права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по итогам деятельности за 1-й кв. 2002 г., поскольку со 2-го кв. 2002 г. перешло на упрощенную систему налогообложения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - возражения на них, изложенные в отзыве на жалобу.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, Общество в первом квартале 2002 г. приобрело у Открытого акционерного общества "Технопарк "Терминал" по договору купли-продажи N 11/20-02 от 20 февраля 2002 г. в собственность производственное помещение, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Сибирский тракт, дом 34. По вышеназванному договору Общество уплатило продавцу 5632900 руб., в том числе НДС - 938816,67 руб. В первом квартале 2002 г. часть производственных площадей из приобретенного помещения была сдана заявителем в аренду. Общая сумма арендной платы, полученной Обществом за первый квартал 2002 г., составила 20710 руб., в том числе НДС - 3452 руб. Со второго квартала 2002 г. Общество перешло на упрощенную систему налогообложения.
19 апреля 2002 г. Обществом в налоговый орган была подана налоговая декларация по НДС за первый квартал 2002 г. Инспекция провела камеральную налоговую проверку названной декларации, по результатам которой был составлен акт N 242 от 18 июля 2002 г. В ходе камеральной проверки налоговый орган установил, что Обществом обоснованно предъявлена сумма НДС в размере 938813,67 руб. к возмещению из бюджета. В связи с чем Общество получило право на возмещение положительной разницы между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой налога в размере 935365 руб. Так как данная сумма, подлежащая возмещению, не была зачтена в установленные сроки, она в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подлежала возврату Обществу.
Общество 6 сентября 2002 г. обратилось в Инспекцию с письменным заявлением о возврате суммы положительной разницы по НДС в размере 935365 руб. Инспекция возврата указанной суммы не произвела, направив в адрес Общества письмо N 03/5197 от 13 февраля 2003 г. с требованием восстановить и перечислить в бюджет указанную сумму НДС. Решение об отказе в возмещении сумм НДС и мотивированного заключения налоговым органом не выносилось. Общество до выяснения обстоятельств требования Инспекции выполнила.
20 мая 2004 г. Обществом была подана уточненная налоговая декларация по НДС за первый квартал 2002 г., составленная с учетом права на налоговый вычет в сумме 938817 руб.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной декларации, по результатам которой приняла решение N 03/570 от 24 июня 2004 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 187763,40 руб. за неполную уплату НДС за первый квартал 2002 г. Этим же решением Обществу было предложено уплатить доначисленный налог в размере 938817 руб. По мнению Инспекции, поскольку Общество с 01.04.2002 перешло на упрощенную систему налогообложения и не является в связи с этим плательщиком НДС, то сумма НДС по остаткам товароматериальных ценностей подлежит восстановлению и уплате в бюджет.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявляемые налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Пунктом 1 ст. 172 Кодекса предусмотрено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно п. 3 ст. 170 Кодекса в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в п. 2 настоящей статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
В данном случае арбитражным судом установлено: в проверяемый период - 1 кв. 2002 г. - Общество являлось плательщиком НДС, от обязанности по уплате НДС освобождено не было, и на него в указанном периоде порядок, установленный п. 3 ст. 170 Кодекса, не распространялся. Указанную в решении Инспекции сумму НДС Общество уплатило при приобретении материальных ценностей до перехода на упрощенную систему налогообложения. Поэтому налогоплательщик - Общество правомерно воспользовался установленным ст. ст. 171, 172 Кодекса правом на вычет (возмещение) НДС.
Доводы Инспекции о том, что Общество перед переходом на упрощенную систему налогообложения должно восстановить принятые им ранее к возмещению суммы НДС и уплатить их в бюджет, арбитражным судом правомерно не приняты, поскольку не основаны на нормах налогового законодательства. Такого требования в Кодексе не содержится, также Кодексом не предусмотрено такого основания для восстановления сумм НДС, принятых к вычету (возмещению), как использование организацией после перехода на упрощенную систему налогообложения ранее приобретенных ею товаров при осуществлении операций, не облагаемых НДС. В связи с отсутствием вины в действиях Общества, оснований для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса также не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 11.11.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-16402/2004-СА2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)