Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.01.2008 N Ф04-351/2008(871-А70-23) ПО ДЕЛУ N А70-2595/13-2007

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2008 г. N Ф04-351/2008(871-А70-23)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тюменьэнерго" на решение от 02.07.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 01.10.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2595/13-2007 по заявлению открытого акционерного общества "Тюменьэнерго" к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 2,
установил:

открытое акционерное общество "Тюменьэнерго" (далее - ОАО "Тюменьэнерго") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 2 (далее - инспекция) о признании незаконными действий по учету в качестве задолженности в карточке лицевого счета недоимки по налогу на имущество организаций в сумме 57 998 руб. и налоговых санкций в сумме 11 599 руб. 60 коп., и обязать инспекцию не учитывать данные суммы в качестве задолженности.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.10.2007, в удовлетворении заявления ОАО "Тюменьэнерго" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Тюменьэнерго", ссылаясь на нарушение арбитражными судами статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
ОАО "Тюменьэнерго" считает, что если решением Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14421/21-2005 требование налогового органа N 27098 от 10.11.2005 об уплате налога на имущество в сумме 57 998 руб. признано недействительным, инспекции следует исключить указанную недоимку из сумм задолженности налогоплательщика, поскольку она не позволяет осуществить возврат излишне уплаченных налоговых платежей в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на имущество за 2004 год принято решение N 14-37/7484 от 23.06.2005 о привлечении ОАО "Тюменьэнерго" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 11 599 руб. 60 коп. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить налог на имущество за 2004 год в сумме 57 998 руб.
Во исполнение названного решения инспекция направила ОАО "Тюменьэнерго" требование N 27098 от 10.11.2005 об уплате налога на имущество в размере 57 998 руб., которое решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.11.2006 в указанной части признано недействительным как несоответствующее положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Полагая, что действия налогового органа по учету налога на имущество и налоговой санкции, начисленные решением N 14-37/7484 от 23.06.2005, являются незаконными и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, ОАО "Тюменьэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что ведение карточек лицевых счетов осуществляется налоговыми органами на основании Приказа ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом".
Лицевой счет является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов, и только регистрирует данные, которые были представлены налогоплательщиком либо выявлены налоговым органом. Карточка лицевого счета является служебным документом налоговых органов, и отражение в ней как суммы подлежащего уплате налога на основании деклараций, так и поступивших платежей и задолженностей носит формальный характер и необходима только для внутренней работы налоговых органов.
Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума N 16507/04 от 11.05.2005, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.2007) установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Проведение камеральных налоговых проверок и вынесение по результатам проведенных проверок решений, в силу статей 82, 87, 88, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, является формой налогового контроля, а также основанием возникновения обязанности по уплате налога или сбора.
Признание арбитражным судом недействительным по формальным основаниям требования об уплате налога не свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налоговых платежей, начисленных решением инспекции N 14-37/7484/187 от 23.06.2005, которое вынесено по результатам проведенных камеральных мероприятий налогового контроля, не оспорено и не признано недействительным в судебном порядке.
Кроме того, решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.11.2006 по делу N А70-14421/21-2005 на инспекцию не возлагалась обязанность исключить спорные суммы из состава задолженности ОАО "Тюменьэнерго".
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает, что арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления ОАО "Тюменьэнерго", а также не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

решение от 02.07.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 01.10.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2595/13-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)