Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 февраля 2002 года Дело N Ф09-252/02-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска на решение от 19.11.01 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-16474/01 по иску ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" к Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска о признании неправомерными действий налогового органа.
В судебном заседании принял участие представитель истца: Сухоруков А.В., доверенность от 11.10.01 N 143-14.
От ответчика, уведомленного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, представители не явились.
Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.
ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" обратилось с иском в Арбитражный суд Челябинской области к Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска (с уточнением в порядке ст. 37 АПК РФ) о признании неправомерными действий налогового органа, связанных с отказом в принятии уточненной декларации по земельному налогу за 1999 год и отказом в зачете излишне уплаченных за 1999 год сумм земельного налога, и обязании ответчика зачесть излишне уплаченные за 1999 год суммы земельного налога в размере 10249021 руб. в счет недоимки по иным налогам или в счет предстоящих платежей.
Решением от 19.11.01 Арбитражного суда Челябинской области исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции решение от 19.11.01 не пересматривалось.
Инспекция МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска с указанным судебным актом не согласна, ссылаясь на ошибочное толкование судом ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", ст. 1 Закона Челябинской области от 12.03.99 N 69-ЗО "О плате за землю на территории Челябинской области", просит его отменить, производство по делу прекратить.
Законность решения проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" исчислило и уплатило земельный налог за 1999 год в сумме 20750893 руб., о чем представил декларацию в Инспекцию МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска.
Впоследствии в адрес налогового органа обществом была направлена уточненная декларация, согласно которой земельный налог за 1999 год подлежал уплате на сумму 10249021 руб. меньше по сравнению с исчисленным ранее. По мнению истца, в 1999 г. при исчислении налога не подлежал применению повышающий коэффициент 2, установленный ФЗ "О Федеральном бюджете на 1999 год".
В связи с тем, что Инспекция отказала ОАО "ЧЭМК" в зачете излишне уплаченной суммы налога (10249021 руб.) по его заявлению, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из правомерности действий истца.
Однако данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" ОАО "ЧЭМК", имеющее в пользовании земельные участки, является плательщиком налога на землю.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" и решением Челябинской городской Думы от 16.03.99 N 37/3 "Об изменении дифференцированных ставок земельного налога", опубликованными соответственно в Российской газете 10.03.99 и в газете "Вечерний Челябинск" 25.03.99, установлены ставки земельного налога с применением повышающего коэффициента 2 (к ставкам земельного налога, действовавшим в 1998 г.).
Федеральный закон "О приостановлении действий пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 30.03.99 N 51-ФЗ вступил в силу только со 02.04.99 и изменил порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Учитывая, что в силу ст. 17 Закона РФ "О плате за землю" земельный налог исчисляется ежемесячно, законодательные ограничения по порядку вступления в силу актов о налогах и сборах во 2 - 4 кварталах 1999 г. не действовали, у арбитражного суда отсутствовали основания для удовлетворения иска в части земельного налога за 2 - 4 кварталы 1999 г.
Действия Инспекции по отказу в принятии уточненной декларации за первый квартал 1999 г. (налог на землю обществом должен быть уплачен в первом квартале 1999 года без повышающего коэффициента 2) и зачете соответствующей суммы излишне перечисленного земельного налога за 1 квартал 1999 г. в счет недоимки по иным налогам или в счет предстоящих платежей неправомерны. Иск в этой части следует удовлетворить.
В остальной части иска следует отказать, т.к. во 2 - 4 кварталах 1999 года ОАО "ЧЭМК" должно применять повышающий коэффициент 2 к ставке земельного налога, что было правильно определено Инспекцией МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 174, 175, 176, 177 АПК РФ, суд
Решение от 19.11.01 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-16474/01 отменить.
Иск удовлетворить частично.
Признать неправомерными действия налогового органа по отказу в принятии уточненной декларации за первый квартал 1999 года и отказу в проведении зачета излишне уплаченного налога в соответствующей сумме.
Обязать Инспекцию МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска произвести зачет соответствующей суммы излишне перечисленного земельного налога за 1 кв. 1999 г. в счет недоимки по иным налогам или в счет предстоящих платежей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО "ЧЭМК" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 500 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2002 N Ф09-252/02-АК ПО ДЕЛУ N А76-16474/01
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 19 февраля 2002 года Дело N Ф09-252/02-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска на решение от 19.11.01 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-16474/01 по иску ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" к Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска о признании неправомерными действий налогового органа.
В судебном заседании принял участие представитель истца: Сухоруков А.В., доверенность от 11.10.01 N 143-14.
От ответчика, уведомленного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, представители не явились.
Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.
ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" обратилось с иском в Арбитражный суд Челябинской области к Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска (с уточнением в порядке ст. 37 АПК РФ) о признании неправомерными действий налогового органа, связанных с отказом в принятии уточненной декларации по земельному налогу за 1999 год и отказом в зачете излишне уплаченных за 1999 год сумм земельного налога, и обязании ответчика зачесть излишне уплаченные за 1999 год суммы земельного налога в размере 10249021 руб. в счет недоимки по иным налогам или в счет предстоящих платежей.
Решением от 19.11.01 Арбитражного суда Челябинской области исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции решение от 19.11.01 не пересматривалось.
Инспекция МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска с указанным судебным актом не согласна, ссылаясь на ошибочное толкование судом ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", ст. 1 Закона Челябинской области от 12.03.99 N 69-ЗО "О плате за землю на территории Челябинской области", просит его отменить, производство по делу прекратить.
Законность решения проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" исчислило и уплатило земельный налог за 1999 год в сумме 20750893 руб., о чем представил декларацию в Инспекцию МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска.
Впоследствии в адрес налогового органа обществом была направлена уточненная декларация, согласно которой земельный налог за 1999 год подлежал уплате на сумму 10249021 руб. меньше по сравнению с исчисленным ранее. По мнению истца, в 1999 г. при исчислении налога не подлежал применению повышающий коэффициент 2, установленный ФЗ "О Федеральном бюджете на 1999 год".
В связи с тем, что Инспекция отказала ОАО "ЧЭМК" в зачете излишне уплаченной суммы налога (10249021 руб.) по его заявлению, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из правомерности действий истца.
Однако данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" ОАО "ЧЭМК", имеющее в пользовании земельные участки, является плательщиком налога на землю.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" и решением Челябинской городской Думы от 16.03.99 N 37/3 "Об изменении дифференцированных ставок земельного налога", опубликованными соответственно в Российской газете 10.03.99 и в газете "Вечерний Челябинск" 25.03.99, установлены ставки земельного налога с применением повышающего коэффициента 2 (к ставкам земельного налога, действовавшим в 1998 г.).
Федеральный закон "О приостановлении действий пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 30.03.99 N 51-ФЗ вступил в силу только со 02.04.99 и изменил порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Учитывая, что в силу ст. 17 Закона РФ "О плате за землю" земельный налог исчисляется ежемесячно, законодательные ограничения по порядку вступления в силу актов о налогах и сборах во 2 - 4 кварталах 1999 г. не действовали, у арбитражного суда отсутствовали основания для удовлетворения иска в части земельного налога за 2 - 4 кварталы 1999 г.
Действия Инспекции по отказу в принятии уточненной декларации за первый квартал 1999 г. (налог на землю обществом должен быть уплачен в первом квартале 1999 года без повышающего коэффициента 2) и зачете соответствующей суммы излишне перечисленного земельного налога за 1 квартал 1999 г. в счет недоимки по иным налогам или в счет предстоящих платежей неправомерны. Иск в этой части следует удовлетворить.
В остальной части иска следует отказать, т.к. во 2 - 4 кварталах 1999 года ОАО "ЧЭМК" должно применять повышающий коэффициент 2 к ставке земельного налога, что было правильно определено Инспекцией МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 174, 175, 176, 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.11.01 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-16474/01 отменить.
Иск удовлетворить частично.
Признать неправомерными действия налогового органа по отказу в принятии уточненной декларации за первый квартал 1999 года и отказу в проведении зачета излишне уплаченного налога в соответствующей сумме.
Обязать Инспекцию МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска произвести зачет соответствующей суммы излишне перечисленного земельного налога за 1 кв. 1999 г. в счет недоимки по иным налогам или в счет предстоящих платежей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО "ЧЭМК" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 500 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)