Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2006 ПО ДЕЛУ N А65-42851/2005-СА1-42

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 24 октября 2006 года Дело N А65-42851/2005-СА1-42

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" - потребительское общество, г. Набережные Челны,
на Постановление апелляционной инстанции от 17.07.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-42851/2005-СА1-42
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" - потребительское общество, г. Набережные Челны, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан, г. Набережные Челны, о возврате излишне уплаченных сумм по земельному налогу в размере 74051,82 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Дружба" - потребительское общество, г. Набережные Челны, (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением с уточнением в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан, г. Набережные Челны, (далее - налоговый орган) о возврате излишне уплаченных сумм по земельному налогу в размере 139743 руб. 74 коп.
В порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнение наименования ответчика - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан (в заявлении ошибочно указана Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам РФ N 2 по Тукаевскому району Республики Татарстан).
Решением суда первой инстанции от 06.05.2006 заявление удовлетворено частично. Суд первой инстанции признал неправомерным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан, выразившееся в невозврате излишне уплаченного земельного налога за 2004 г. Этим же решением суд обязал Межрайонную инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан возместить из соответствующего бюджета Садоводческому некоммерческому товариществу "Дружба" - потребительское общество излишне уплаченный земельный налог за 2004 г. в сумме 139743 руб. 74 коп., а также проценты. Заявление в части требования об обязании возвратить 25212 руб. 27 коп. излишне уплаченной суммы земельного налога оставлено без рассмотрения.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.07.2006 решение суда изменено. Заявленное требование удовлетворено частично. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан возвратить садоводческому некоммерческому товариществу "Дружба" - потребительское общество излишне уплаченный земельный налог за 2004 г. в сумме 16863 руб. 08 коп., а также выплатить проценты в сумме 691 руб. 39 коп. за нарушение срока возврата за счет средств соответствующих бюджетов.
В части заявленного требования о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 13982 руб. 80 коп. производство по делу прекращено.
В части заявленного требования о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 25212 руб. 27 коп. заявление оставлено без рассмотрения.
В остальной части требования отказано.
Не согласившись с Постановлением апелляционной инстанции, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт как принятый с нарушением норм права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, при исчислении земельного налога должен применяться Закон Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", поскольку данный Закон имеет большую юридическую силу. Поэтому факт вступления в законную силу решения Верховного суда Республики Татарстан от 24.12.2003 N ЗП-1-154/03 для разрешения спора значения не имеет.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, Товариществом в 2003 г. был уплачен налог на землю по ставке 1296 руб. за 1 га, в 2004 г. - по ставке 1426 руб. за 1 га. При этом земельный налог за 2003 - 2004 гг. рассчитывался по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 24.1.2.2003 N ЗП-1-154/03 п. 3 Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 N 1768-ХП "О введении в действие Закона Республики Татарстан "О плате за землю" признан противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
В связи с этим Товарищество представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2004 гг. с заявлением о перерасчете и возврате излишне уплаченных сумм налога. Налоговый орган отказал в перерасчете налога за 2003 - 2004 гг.
Считая, что Инспекция незаконно не производит возврат излишне уплаченного земельного налога, заявитель обратился в арбитражный суд.
Изменяя решение суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Товарищества и возврате ему излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 16863 руб. 08 коп.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется Федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан "О введении в действие Закона Республики Татарстан "О плате за землю" от 04.03.93 N 1768-ХII введен в действие Закон Республики Татарстан "О плате за землю" от 30.09.92 N 1767-ХII.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 24.12.2003 N ЗП-1-154/03 п. 3 Постановления Верховного Совета Республики Татарстан "О введении в действие Закона Республики Татарстан "О плате за землю" от 04.03.93 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу, то есть с 05.01.2004. Таким образом, суд признал нормативный акт недействующим на будущее.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с п. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно указал, что ставки налога на землю, установленные п. 3 Постановления Верховного Совета Республики Татарстан, не подлежат применению с 05.01.2004, то есть при исчислении и уплате налога за 2004 г. и последующие налоговые периоды. Ставка налога за 2002, 2003 гг. и остальные предшествующие годы должна применяться без учета указанного решения Верховного суда Республики Татарстан, так как налоговые обязательства возникли в периоды, когда Постановление Верховного Совета Республики Татарстан "О введении в действие Закона Республики Татарстан "О плате за землю" от 04.03.93 еще действовало.
Аналогичная позиция также изложена и в п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, только если прямо предусматривают это.
Поэтому вывод суда о том, что Товарищество имеет право на возврат только излишне уплаченного земельного налога за 2004 г., суд кассационной инстанции находит обоснованным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 17.07.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-42851/2005-СА1-42 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" - потребительское общество, г. Набережные Челны, в доход государственного бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Обязать Арбитражный суд Республики Татарстан в соответствии с п. 2 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)