Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.10.2007 ПО ДЕЛУ N 3-86/2007

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 октября 2007 г. по делу N 3-86/2007


Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Игошина В.Е.,
при секретаре Капитоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пскове 3 октября 2007 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Псковской области о признании недействующими подпункта 1.1 пункта 1 статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Закона Псковской области от 12 октября 2005 года N 473-оз (в редакции Законов от 10.07.2006 N 568-оз, от 26.07.2007 N 687-оз) "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" в части, устанавливающей право на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций от остаточной стоимости не бывших ранее в эксплуатации на территории области основных средств, вновь созданных, модернизируемых или приобретенных объектов основных средств,

установил:

29 сентября 2005 года Псковским областным Собранием депутатов принят Закон Псковской области N 473-оз "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" (далее Закон N 473-оз), который был официально опубликован в газете "Псковская правда" от 18.10.2005 N 211.
Заместитель прокурора Псковской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пп. 1.1 п. 1 ст. 3, п. 1 и 4 ст. 4 Закона N 473-оз.
В обоснование заявления заместитель прокурора Псковской области указал на то, что названные нормы Закона N 473-оз противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Псковской областной прокуратуры уточнила требования и просила признать недействующими только пп. 1.1 п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 4 Закона N 473-оз в части, устанавливающей право применения пониженной ставки по налогу на имущество организаций от остаточной стоимости не бывших ранее в эксплуатации на территории области основных средств, вновь созданных модернизируемых или приобретенных объектов основных средств, как противоречащими ст.ст. 53, 374, 375, 376 Налогового кодекса РФ и не подлежащими применению с момента принятия Закона.
Представитель Псковского областного Собрания депутатов Н. и представитель Администрации Псковской области К. с заявлением не согласились, указав на то, что оспариваемый Закон области принят в пределах полномочий Псковского областного Собрания депутатов и его нормы не регулируют порядок формирования налогооблагаемой базы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом "и" части 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В силу требований частей 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно п. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 3 Закона N 473-оз установлено применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций по осуществленным инвестициям в части вновь созданного, модернизированного или приобретенного имущества в соответствии со ст. 4 настоящего Закона (заявительский порядок).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 473-оз установлено, что инвесторам, осуществлявшим инвестиции в приобретение не бывших ранее в эксплуатации на территории области основных средств в строительство (в том числе хозяйственным способом) реконструкцию и модернизацию основных средств, предоставляется право исчислять и уплачивать налог на имущество организаций по ставке 0,01% от остаточной стоимости указанных объектов основных средств.
Статьей 14 Налогового кодекса РФ, налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам.
Вместе с тем, абзацем 3 пункта 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
В соответствии со ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая налог (на имущество организаций), законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно ст. 53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом.
Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Налоговая база по налогу на имущество организаций определена ст. 375 Налогового кодекса РФ, как среднегодовая стоимость имущества признаваемого объектом налогообложения.
Статьей 376 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения налоговой базы.
Пунктом 1 указанной статьи установлено, что налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Указанной нормой не предусмотрено определение налоговой базы отдельно в отношении того имущества, которое поименовано в пп. 1 п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 4 оспариваемого Закона области.
Таким образом, названными нормами Закона N 473-оз для инвесторов установлен особый порядок формирования налоговой базы при понижении ставки налога на имущество организаций, что противоречит требованиям вышеуказанных норм Налогового кодекса РФ, в связи с чем, пп. 1 п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 4 Закона N 473-оз в части, устанавливающей для инвесторов право на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций от остаточной стоимости не бывших ранее в эксплуатации на территории области основных средств вновь созданных, модернизируемых или приобретенных объектов основных средств подлежат признанию недействующими как противоречащие нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд находит ссылку представителей Псковского областного Собрания депутатов и Администрации Псковской области на ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации в том, что указанная норма предусматривает предоставление льгот отдельным категориям плательщиков по налогу на имущество организаций в отношении части имущества, принадлежащего соответствующей категории налогоплательщика, в подтверждение своей позиции, несостоятельной, поскольку подобные вопросы отнесены к ведению федерального законодателя, который вправе устанавливать любой порядок применения налоговых льгот, в то время как, полномочия органа государственной власти субъекта РФ в сфере налогообложения ограничены.
С учетом изложенного, суд находит неубедительными доводы представителей областного Собрания депутатов Псковской области и Администрации Псковской области со ссылками в обоснование на п. 3 ст. 12, ст.ст. 17, 52, 53, 54, 56, п. 2 ст. 372, ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации в том, что признанные судом недействующими в части нормы Закона N 473-оз соответствуют федеральному закону, т.к. они не регулируют (не устанавливают) порядок формирования налогооблагаемой базы.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, сообщение об этом публикуется в печатном издании ч. 2 и ч. 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В своем заявлении заместитель прокурора Псковской области просит признать недействующими оспариваемые положения Закона области не подлежащими применению с момента принятия Закона, однако с учетом того, что данные нормы уже применялись, а поэтому для применителей в дальнейшем могут наступить неблагоприятные последствия, суд считает возможным признать их недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующими подпункт 1.1 пункта 1 статьи 3 и пункт 1 статьи 4 Закона Псковской области от 12 октября 2005 года N 473-оз (в редакции Законов от 10.07.2006 N 568-оз, от 26.07.2007 N 687-оз) "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" в части, устанавливающей право на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций от остаточной стоимости не бывших ранее в эксплуатации на территории области основных средств, вновь созданных, модернизируемых или приобретенных объектов основных средств, со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении опубликовать в газете "Псковская правда" после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
В.Е.ИГОШИН

Решение составлено в окончательной форме 8 октября 2007 года.
Судья Псковского областного суда
В.Е.ИГОШИН
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)