Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 января 2004 года Дело N Ф04/51-1198/А75-2004
Общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" (далее - ООО "Аэропорт Советский") обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) провести зачет излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в сумме 1923510 рублей 20 копеек в счет уплаты иных местных налогов.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил признать незаконным отказ налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченного земельного налога за период с 01.01.2000 по 21.10.2002 и обязать налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченного земельного налога на сумму 1922358 рублей в счет уплаты иных местных налогов.
Решением от 04.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2003 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Принимая судебные акты, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу, что к нормам федеральных законов о бюджете Российской Федерации, вводивших поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога на соответствующий год, применяется пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, так как поправочные коэффициенты увеличивают ставку земельного налога, которая является одним из элементов налогового обязательства. Указано на ошибочное применение налогоплательщиком с 2000 по 2002 год поправочных коэффициентов.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт, полагает, что решение суда незаконно и необоснованно. Полагает, что заявитель правомерно производил уплату земельного налога с учетом действующих в конкретном периоде повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Аэропорт Советский" считает, что принятые по настоящему делу судебные акты вынесены с правильным применением норм материального и процессуального права, материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно. Просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, сторона о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель ООО "Аэропорт Советский" в судебном заседании поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Аэропорт Советский" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 20.11.2002 N 917 о зачете сумм излишне уплаченного земельного налога в 2000 - 2002 годах в счет уплаты местных налогов, полагая, что при исчислении и уплате земельного налога за указанные периоды ошибочно применялись не подлежащие применению поправочные коэффициенты. Налоговая инспекция письмом от 25.12.2002 N 06-32-173/8285 отказала в проведении зачета, указав, что налоговым органам не предоставлено право решать вопрос о правомерности принятия законодательных актов.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции совершить зачет переплаченного земельного налога, ООО "Советский Аэропорт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Согласно статье 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель правильно исчислял и уплачивал земельный налог в рассматриваемые периоды, оснований для проведения зачета излишне уплаченного налога в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имеется.
На основании вышеизложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Аэропорт Советский" требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 04.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1403-А/2003 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" государственную пошлину в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 5 января 2004 года Дело N Ф04/51-1198/А75-2004
Общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" (далее - ООО "Аэропорт Советский") обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) провести зачет излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в сумме 1923510 рублей 20 копеек в счет уплаты иных местных налогов.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил признать незаконным отказ налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченного земельного налога за период с 01.01.2000 по 21.10.2002 и обязать налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченного земельного налога на сумму 1922358 рублей в счет уплаты иных местных налогов.
Решением от 04.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2003 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Принимая судебные акты, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу, что к нормам федеральных законов о бюджете Российской Федерации, вводивших поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога на соответствующий год, применяется пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, так как поправочные коэффициенты увеличивают ставку земельного налога, которая является одним из элементов налогового обязательства. Указано на ошибочное применение налогоплательщиком с 2000 по 2002 год поправочных коэффициентов.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт, полагает, что решение суда незаконно и необоснованно. Полагает, что заявитель правомерно производил уплату земельного налога с учетом действующих в конкретном периоде повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Аэропорт Советский" считает, что принятые по настоящему делу судебные акты вынесены с правильным применением норм материального и процессуального права, материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно. Просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, сторона о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель ООО "Аэропорт Советский" в судебном заседании поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Аэропорт Советский" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 20.11.2002 N 917 о зачете сумм излишне уплаченного земельного налога в 2000 - 2002 годах в счет уплаты местных налогов, полагая, что при исчислении и уплате земельного налога за указанные периоды ошибочно применялись не подлежащие применению поправочные коэффициенты. Налоговая инспекция письмом от 25.12.2002 N 06-32-173/8285 отказала в проведении зачета, указав, что налоговым органам не предоставлено право решать вопрос о правомерности принятия законодательных актов.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции совершить зачет переплаченного земельного налога, ООО "Советский Аэропорт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Согласно статье 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель правильно исчислял и уплачивал земельный налог в рассматриваемые периоды, оснований для проведения зачета излишне уплаченного налога в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имеется.
На основании вышеизложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Аэропорт Советский" требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 04.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1403-А/2003 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" государственную пошлину в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 05.01.2004 N Ф04/51-1198/А75-2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 5 января 2004 года Дело N Ф04/51-1198/А75-2004
Общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" (далее - ООО "Аэропорт Советский") обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) провести зачет излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в сумме 1923510 рублей 20 копеек в счет уплаты иных местных налогов.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил признать незаконным отказ налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченного земельного налога за период с 01.01.2000 по 21.10.2002 и обязать налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченного земельного налога на сумму 1922358 рублей в счет уплаты иных местных налогов.
Решением от 04.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2003 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Принимая судебные акты, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу, что к нормам федеральных законов о бюджете Российской Федерации, вводивших поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога на соответствующий год, применяется пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, так как поправочные коэффициенты увеличивают ставку земельного налога, которая является одним из элементов налогового обязательства. Указано на ошибочное применение налогоплательщиком с 2000 по 2002 год поправочных коэффициентов.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт, полагает, что решение суда незаконно и необоснованно. Полагает, что заявитель правомерно производил уплату земельного налога с учетом действующих в конкретном периоде повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Аэропорт Советский" считает, что принятые по настоящему делу судебные акты вынесены с правильным применением норм материального и процессуального права, материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно. Просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, сторона о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель ООО "Аэропорт Советский" в судебном заседании поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Аэропорт Советский" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 20.11.2002 N 917 о зачете сумм излишне уплаченного земельного налога в 2000 - 2002 годах в счет уплаты местных налогов, полагая, что при исчислении и уплате земельного налога за указанные периоды ошибочно применялись не подлежащие применению поправочные коэффициенты. Налоговая инспекция письмом от 25.12.2002 N 06-32-173/8285 отказала в проведении зачета, указав, что налоговым органам не предоставлено право решать вопрос о правомерности принятия законодательных актов.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции совершить зачет переплаченного земельного налога, ООО "Советский Аэропорт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Согласно статье 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель правильно исчислял и уплачивал земельный налог в рассматриваемые периоды, оснований для проведения зачета излишне уплаченного налога в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имеется.
На основании вышеизложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Аэропорт Советский" требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1403-А/2003 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" государственную пошлину в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 5 января 2004 года Дело N Ф04/51-1198/А75-2004
Общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" (далее - ООО "Аэропорт Советский") обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) провести зачет излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в сумме 1923510 рублей 20 копеек в счет уплаты иных местных налогов.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил признать незаконным отказ налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченного земельного налога за период с 01.01.2000 по 21.10.2002 и обязать налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченного земельного налога на сумму 1922358 рублей в счет уплаты иных местных налогов.
Решением от 04.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2003 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Принимая судебные акты, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу, что к нормам федеральных законов о бюджете Российской Федерации, вводивших поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога на соответствующий год, применяется пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, так как поправочные коэффициенты увеличивают ставку земельного налога, которая является одним из элементов налогового обязательства. Указано на ошибочное применение налогоплательщиком с 2000 по 2002 год поправочных коэффициентов.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт, полагает, что решение суда незаконно и необоснованно. Полагает, что заявитель правомерно производил уплату земельного налога с учетом действующих в конкретном периоде повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Аэропорт Советский" считает, что принятые по настоящему делу судебные акты вынесены с правильным применением норм материального и процессуального права, материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно. Просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, сторона о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель ООО "Аэропорт Советский" в судебном заседании поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Аэропорт Советский" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 20.11.2002 N 917 о зачете сумм излишне уплаченного земельного налога в 2000 - 2002 годах в счет уплаты местных налогов, полагая, что при исчислении и уплате земельного налога за указанные периоды ошибочно применялись не подлежащие применению поправочные коэффициенты. Налоговая инспекция письмом от 25.12.2002 N 06-32-173/8285 отказала в проведении зачета, указав, что налоговым органам не предоставлено право решать вопрос о правомерности принятия законодательных актов.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции совершить зачет переплаченного земельного налога, ООО "Советский Аэропорт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Согласно статье 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель правильно исчислял и уплачивал земельный налог в рассматриваемые периоды, оснований для проведения зачета излишне уплаченного налога в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации у общества не имеется.
На основании вышеизложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Аэропорт Советский" требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.10.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1403-А/2003 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Советский" государственную пошлину в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)