Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.02.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008 по делу N А57-210/08-33,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Былина", г. Энгельс Саратовской области, к Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области, г. Энгельс Саратовской области, о признании незаконным решения налогового органа от 02.10.2007,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Былина" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании незаконным ее решения от 02.10.2007.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.02.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя это нарушением судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области от 24.08.2007 13/84 по результатам акта выездной налоговой проверки от 25.07.2007 N 13/74 за период с 16.07.2005 по 31.03.2007, обществу с ограниченной ответственностью "Былина" предложено уплатить в бюджет доначисленные:
- налог на прибыль в сумме 744 рублей, пени по нему в сумме 38 рублей,
- налог на имущество в сумме 1 809 рублей, пени по нему в сумме 91 рубль,
- НДС в сумме 21 403 рублей, пени по нему в сумме 2 292 рублей,
- ЕСН в сумме 7 421 рубль, пени по нему в сумме 638 рублей,
- пени по НДФЛ в сумме 7 рублей.
В привлечении Общества к налоговой ответственности отказано.
Указанное решение налогового органа от 24.08.2007 N 13/84 с требованием об отмене п. 3 резолютивной его части было обжаловано в апелляционном порядке в силу положений статьи 139 НК РФ в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 02.10.2007 отказано Обществу в удовлетворении его апелляционной жалобы на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области от 24.08.2007 N 13/84.
Коллегия выводы судов об удовлетворении заявленных требований находит правильными.
Согласно материалам проверки Общество образовано 16.07.2005. При подаче документов для регистрации предприятия, налоговому органу была представлена вся необходимая информация, в том числе, о количественном составе учредителей и о доле участия каждого учредителя. Одним из учредителей являлось общество с ограниченной ответственностью "Приволжскавто" с долей участия 95%. 26.01.2006 ООО "Приволжскавто" было выведено из состава учредителей.
26.10.2005 Обществом было подано заявление в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области о возможности применения упрощенной системы налогообложения 01.01.2006.
31.10.2005 налоговым органом было выдано уведомление о возможности применения Обществом упрощенной системы налогообложения с 01.01.2006.
Заявлений о переходе на общую систему налогообложения в 2006 г. ООО "Былина" налоговому органу не направляло, продолжая уплачивать единый налог. До проведения в 2007 году выездной налоговой проверки налоговая инспекция Обществу о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения не сообщало.
В связи с переводом на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2006 Общество применяло упрощенный бухгалтерский учет и уплачивало единый налог, вместо налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество и единого социального налога.
При проведении выездной налоговой проверки ООО "Былина" за период с 16.07.2005 по 31.03.2007 налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении налогоплательщиком с 01.01.2006 упрощенной системы налогообложения, поскольку в нарушение п. 3 ст. 346.12 НК РФ учредителем Общества является юридическое лицо, доля которого в уставном капитале составляет более 25% - 95%.
В соответствии со статьей 346.11 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент перехода заявителя на упрощенную систему налогообложения) упрощенная систем налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ наряду с общей системой налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В силу п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 миллионов рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ установлен перечень субъектов налоговых правоотношений, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно пп. 14 этой нормы к таким лицам относятся организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что одним из учредителей Общества являлось ООО "Приволжскавто", доля которого на момент подачи Обществом заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в уставном капитале ООО "Былина" составляла 95%, в связи с чем, как указано налоговым органом в решении от 24.08.2007 N 13/84 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Общество не вправе было с 01.01.2006 применять упрощенную систему налогообложения.
Суда правильно указали, что налоговому органу на момент обращения Общества с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения было известно о том, что на момент его создания одним из учредителей Общества являлось ООО "Приволжскавто" с долей в уставном капитале 95%. Информация об этом содержалась в учредительных документах Общества, представленных на государственную регистрацию, Едином государственном реестре юридических лиц.
Однако налоговым органом Обществу было выдано уведомление от 31.10.2005 N 1403 о возможности применения с 01.01.2006 упрощенной системы налогообложения, которое подтверждало его право на применение выбранной им системы налогообложения. В соответствии с п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Порядок прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлен в п. 4 ст. 346.13 НК РФ, согласно которому если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 настоящего Кодекса, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. Доказательств допущения обществом в течение отчетного (налогового) периода нарушений требований п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, являющихся основанием для утраты налогоплательщиком права на применение упрощенной системы налогообложения, инспекцией суду первой и апелляционной инстанций не представлено.
26.01.2006 налоговым органом были зарегистрированы изменения в составе учредителей ООО "Былина", согласно которым ООО "Приволжскавто" выбыло из состава участников Общества и участниками Общества стали физические лица, что подтверждается представленными в материалы дела изменениями, внесенными в учредительные документы Общества, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, т.е. в течение отчетного (налогового) периода Общество отвечало требованиям п. п. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств суды обоснованно пришли к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали основания для возврата налогоплательщика к общему режиму налогообложения за истекший налоговый период (2006 г. - 1 квартал 2007 г.) и доначисления налога на прибыль, НДС, ЕСН, налога на имущество, а также соответствующих пеней, поскольку в данном случае действия самого налогового органа привели к применению Обществом упрощенной системы налогообложения.
Другие доводы заявителя кассационной жалобы, которые были изложены и в апелляционной жалобе, были предметом исследования и получили надлежащую правовую оценку апелляционным судом, в связи с чем, коллегия считает, что оснований для переоценки выводов судов не имеется, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основанных на нормах материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.02.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008 по делу N А57-210/08-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.07.2008 ПО ДЕЛУ N А57-210/08-33
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2008 г. по делу N А57-210/08-33
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.02.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008 по делу N А57-210/08-33,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Былина", г. Энгельс Саратовской области, к Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области, г. Энгельс Саратовской области, о признании незаконным решения налогового органа от 02.10.2007,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Былина" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании незаконным ее решения от 02.10.2007.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.02.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя это нарушением судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области от 24.08.2007 13/84 по результатам акта выездной налоговой проверки от 25.07.2007 N 13/74 за период с 16.07.2005 по 31.03.2007, обществу с ограниченной ответственностью "Былина" предложено уплатить в бюджет доначисленные:
- налог на прибыль в сумме 744 рублей, пени по нему в сумме 38 рублей,
- налог на имущество в сумме 1 809 рублей, пени по нему в сумме 91 рубль,
- НДС в сумме 21 403 рублей, пени по нему в сумме 2 292 рублей,
- ЕСН в сумме 7 421 рубль, пени по нему в сумме 638 рублей,
- пени по НДФЛ в сумме 7 рублей.
В привлечении Общества к налоговой ответственности отказано.
Указанное решение налогового органа от 24.08.2007 N 13/84 с требованием об отмене п. 3 резолютивной его части было обжаловано в апелляционном порядке в силу положений статьи 139 НК РФ в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 02.10.2007 отказано Обществу в удовлетворении его апелляционной жалобы на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области от 24.08.2007 N 13/84.
Коллегия выводы судов об удовлетворении заявленных требований находит правильными.
Согласно материалам проверки Общество образовано 16.07.2005. При подаче документов для регистрации предприятия, налоговому органу была представлена вся необходимая информация, в том числе, о количественном составе учредителей и о доле участия каждого учредителя. Одним из учредителей являлось общество с ограниченной ответственностью "Приволжскавто" с долей участия 95%. 26.01.2006 ООО "Приволжскавто" было выведено из состава учредителей.
26.10.2005 Обществом было подано заявление в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области о возможности применения упрощенной системы налогообложения 01.01.2006.
31.10.2005 налоговым органом было выдано уведомление о возможности применения Обществом упрощенной системы налогообложения с 01.01.2006.
Заявлений о переходе на общую систему налогообложения в 2006 г. ООО "Былина" налоговому органу не направляло, продолжая уплачивать единый налог. До проведения в 2007 году выездной налоговой проверки налоговая инспекция Обществу о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения не сообщало.
В связи с переводом на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2006 Общество применяло упрощенный бухгалтерский учет и уплачивало единый налог, вместо налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество и единого социального налога.
При проведении выездной налоговой проверки ООО "Былина" за период с 16.07.2005 по 31.03.2007 налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении налогоплательщиком с 01.01.2006 упрощенной системы налогообложения, поскольку в нарушение п. 3 ст. 346.12 НК РФ учредителем Общества является юридическое лицо, доля которого в уставном капитале составляет более 25% - 95%.
В соответствии со статьей 346.11 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент перехода заявителя на упрощенную систему налогообложения) упрощенная систем налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ наряду с общей системой налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В силу п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 миллионов рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ установлен перечень субъектов налоговых правоотношений, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно пп. 14 этой нормы к таким лицам относятся организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что одним из учредителей Общества являлось ООО "Приволжскавто", доля которого на момент подачи Обществом заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в уставном капитале ООО "Былина" составляла 95%, в связи с чем, как указано налоговым органом в решении от 24.08.2007 N 13/84 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Общество не вправе было с 01.01.2006 применять упрощенную систему налогообложения.
Суда правильно указали, что налоговому органу на момент обращения Общества с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения было известно о том, что на момент его создания одним из учредителей Общества являлось ООО "Приволжскавто" с долей в уставном капитале 95%. Информация об этом содержалась в учредительных документах Общества, представленных на государственную регистрацию, Едином государственном реестре юридических лиц.
Однако налоговым органом Обществу было выдано уведомление от 31.10.2005 N 1403 о возможности применения с 01.01.2006 упрощенной системы налогообложения, которое подтверждало его право на применение выбранной им системы налогообложения. В соответствии с п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Порядок прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлен в п. 4 ст. 346.13 НК РФ, согласно которому если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 настоящего Кодекса, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. Доказательств допущения обществом в течение отчетного (налогового) периода нарушений требований п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, являющихся основанием для утраты налогоплательщиком права на применение упрощенной системы налогообложения, инспекцией суду первой и апелляционной инстанций не представлено.
26.01.2006 налоговым органом были зарегистрированы изменения в составе учредителей ООО "Былина", согласно которым ООО "Приволжскавто" выбыло из состава участников Общества и участниками Общества стали физические лица, что подтверждается представленными в материалы дела изменениями, внесенными в учредительные документы Общества, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, т.е. в течение отчетного (налогового) периода Общество отвечало требованиям п. п. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств суды обоснованно пришли к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали основания для возврата налогоплательщика к общему режиму налогообложения за истекший налоговый период (2006 г. - 1 квартал 2007 г.) и доначисления налога на прибыль, НДС, ЕСН, налога на имущество, а также соответствующих пеней, поскольку в данном случае действия самого налогового органа привели к применению Обществом упрощенной системы налогообложения.
Другие доводы заявителя кассационной жалобы, которые были изложены и в апелляционной жалобе, были предметом исследования и получили надлежащую правовую оценку апелляционным судом, в связи с чем, коллегия считает, что оснований для переоценки выводов судов не имеется, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основанных на нормах материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.02.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008 по делу N А57-210/08-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)