Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 февраля 2002 года Дело N А56-27137/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А., при участии от индивидуального предпринимателя Томиной Ольги Владимировны - Малькова В.А. (доверенность от 17.09.01), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня по Пушкинскому району и городу Павловску Павленко А.П. (доверенность от 27.12.01 N 01-38/10881), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Томиной Ольги Владимировны на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.01 по делу N А56-27137/01 (судьи Галкина Т.В., Левченко Ю.П., Зайцева Е.К.),
Индивидуальный предприниматель Томина Ольга Владимировна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня по Пушкинскому району и городу Павловску (далее - налоговая инспекция) - решения от 26.06.01 N 940 о проведении выездной налоговой проверки и письма от 19.09.01 N 18-21/7725 об отказе в возврате излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость.
Решением от 30.10.01 суд удовлетворил иск на основании пунктов 2 и 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
Апелляционная инстанция постановлением от 27.12.01 отменила решение суда первой инстанции и отказала предпринимателю Томиной О.В. в удовлетворении исковых требований, указав, что предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, поскольку данный налог является косвенным и уплачивается в бюджет за счет средств покупателей (заказчиков) товаров (работ, услуг), а не из дохода налогоплательщика.
В кассационной жалобе предприниматель Томина О.В. просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, при вынесении постановления судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель предпринимателя Томиной О.В. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и заявил ходатайство о приостановлении производства по делу в суде кассационной инстанции в связи с направлением им в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о проверке конституционности положений законодательства о налогах и сборах, в соответствии с которыми предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны уплачивать налог на добавленную стоимость.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании кассационной инстанции просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы предпринимателя Томиной О.В., проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела, Томина О.В. 06.07.98 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Территориальным управлением Пушкинского административного района города Санкт-Петербурга (свидетельство N 4653). Патент серии АО 78 N 552582 на право применения с 01.01.01 по 31.01.01 упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности выдан Томиной О.В. 25.12.2000. В связи с вступлением в силу главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) истец был уведомлен налоговой инспекцией о том, что он с 01.01.01 является плательщиком налога на добавленную стоимость. На основании положений статьи 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель Томина О.В. с указанной даты исчисляла и уплачивала налог на добавленную стоимость.
Затем, 17.09.01, Томина О.В. обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о возврате 16543 руб. излишне, по ее мнению, уплаченного налога на добавленную стоимость, считая, что при применении упрощенной системы налогообложения она освобождается от обязанности уплачивать данный вид налога. Однако налоговая инспекция в письме от 19.09.01 N 18-21/7725 указала, что истец является плательщиком налога на добавленную стоимость, и в соответствии с пунктом 3 статьи 78 НК РФ предложила ему провести совместную выверку уплаченных налогов. Кроме того, налоговая инспекция вынесла решение от 26.06.01 N 940 о проведении выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности перечисления предпринимателем Томиной О.В. в бюджет налога на добавленную стоимость за январь, февраль и март 2001 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, сослался на то, что предприниматель Томина О.В. с 01.01.01 является плательщиком налога на добавленную стоимость в силу положений статьи 143 НК РФ, а следовательно, налоговая инспекция вправе на основании статей 31 и 89 НК РФ проводить проверку правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость налогоплательщиком. Уплаченный предпринимателем Томиной О.В. в соответствии с действующим налоговым законодательством налог на добавленную стоимость не подлежит возврату, поскольку не является излишне перечисленным и получен истцом как косвенный налог от покупателей товаров (работ, услуг) в составе их стоимости.
Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции правильным и не находит оснований для удовлетворения жалобы предпринимателя Томиной О.В.
В соответствии со статьей 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие закона, предусматривает замену совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Пунктом 3 статьи 5 Закона N 222-ФЗ также определено, что для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
Таким образом, указанными нормами прямо предусмотрена замена уплаты только подоходного налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты иных видов налогов, в том числе косвенных, названным законом не предусмотрено.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
Из статьи 29 Закона N 118-ФЗ следует, что федеральные законы и иные нормативные акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии с его статьей 2, действуют в части, не противоречащей части второй Налогового кодекса Российской Федерации и этому закону, и подлежат приведению в соответствие с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Названным вводным законом изменения в Закон N 222-ФЗ не внесены.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения учета и отчетности, с 01.01.01 должны исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, поскольку Федеральным законом N 222-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью предусмотрена замена уплаты только подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой ими предпринимательской деятельности.
Нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, также не освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.
Следовательно, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что налоговая инспекция вправе на основании статей 31 и 89 НК РФ проводить проверку правильности исчисления и уплаты Томиной О.В. в бюджет налога на добавленную стоимость, а уплаченный истцом налог на добавленную стоимость не подлежит возврату, поскольку не является излишне перечисленным и получен им как косвенный налог от покупателей товаров (работ, услуг) в составе их стоимости.
Кассационной инстанцией на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняется ходатайство представителя предпринимателя Томиной О.В. о приостановлении производства по делу в кассационной инстанции, так как истцом не представлены доказательства того, что Конституционным Судом Российской Федерации рассматривается вопрос о конституционности положений законодательства о налогах и сборах, на основании которых предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны уплачивать налог на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.01 по делу N А56-27137/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Томиной Ольги Владимировны - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2002 N А56-27137/01
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2002 года Дело N А56-27137/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А., при участии от индивидуального предпринимателя Томиной Ольги Владимировны - Малькова В.А. (доверенность от 17.09.01), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня по Пушкинскому району и городу Павловску Павленко А.П. (доверенность от 27.12.01 N 01-38/10881), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Томиной Ольги Владимировны на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.01 по делу N А56-27137/01 (судьи Галкина Т.В., Левченко Ю.П., Зайцева Е.К.),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Томина Ольга Владимировна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня по Пушкинскому району и городу Павловску (далее - налоговая инспекция) - решения от 26.06.01 N 940 о проведении выездной налоговой проверки и письма от 19.09.01 N 18-21/7725 об отказе в возврате излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость.
Решением от 30.10.01 суд удовлетворил иск на основании пунктов 2 и 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
Апелляционная инстанция постановлением от 27.12.01 отменила решение суда первой инстанции и отказала предпринимателю Томиной О.В. в удовлетворении исковых требований, указав, что предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, поскольку данный налог является косвенным и уплачивается в бюджет за счет средств покупателей (заказчиков) товаров (работ, услуг), а не из дохода налогоплательщика.
В кассационной жалобе предприниматель Томина О.В. просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, при вынесении постановления судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель предпринимателя Томиной О.В. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и заявил ходатайство о приостановлении производства по делу в суде кассационной инстанции в связи с направлением им в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о проверке конституционности положений законодательства о налогах и сборах, в соответствии с которыми предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны уплачивать налог на добавленную стоимость.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании кассационной инстанции просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы предпринимателя Томиной О.В., проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела, Томина О.В. 06.07.98 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Территориальным управлением Пушкинского административного района города Санкт-Петербурга (свидетельство N 4653). Патент серии АО 78 N 552582 на право применения с 01.01.01 по 31.01.01 упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности выдан Томиной О.В. 25.12.2000. В связи с вступлением в силу главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) истец был уведомлен налоговой инспекцией о том, что он с 01.01.01 является плательщиком налога на добавленную стоимость. На основании положений статьи 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель Томина О.В. с указанной даты исчисляла и уплачивала налог на добавленную стоимость.
Затем, 17.09.01, Томина О.В. обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о возврате 16543 руб. излишне, по ее мнению, уплаченного налога на добавленную стоимость, считая, что при применении упрощенной системы налогообложения она освобождается от обязанности уплачивать данный вид налога. Однако налоговая инспекция в письме от 19.09.01 N 18-21/7725 указала, что истец является плательщиком налога на добавленную стоимость, и в соответствии с пунктом 3 статьи 78 НК РФ предложила ему провести совместную выверку уплаченных налогов. Кроме того, налоговая инспекция вынесла решение от 26.06.01 N 940 о проведении выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности перечисления предпринимателем Томиной О.В. в бюджет налога на добавленную стоимость за январь, февраль и март 2001 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, сослался на то, что предприниматель Томина О.В. с 01.01.01 является плательщиком налога на добавленную стоимость в силу положений статьи 143 НК РФ, а следовательно, налоговая инспекция вправе на основании статей 31 и 89 НК РФ проводить проверку правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость налогоплательщиком. Уплаченный предпринимателем Томиной О.В. в соответствии с действующим налоговым законодательством налог на добавленную стоимость не подлежит возврату, поскольку не является излишне перечисленным и получен истцом как косвенный налог от покупателей товаров (работ, услуг) в составе их стоимости.
Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции правильным и не находит оснований для удовлетворения жалобы предпринимателя Томиной О.В.
В соответствии со статьей 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие закона, предусматривает замену совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Пунктом 3 статьи 5 Закона N 222-ФЗ также определено, что для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
Таким образом, указанными нормами прямо предусмотрена замена уплаты только подоходного налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты иных видов налогов, в том числе косвенных, названным законом не предусмотрено.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
Из статьи 29 Закона N 118-ФЗ следует, что федеральные законы и иные нормативные акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии с его статьей 2, действуют в части, не противоречащей части второй Налогового кодекса Российской Федерации и этому закону, и подлежат приведению в соответствие с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Названным вводным законом изменения в Закон N 222-ФЗ не внесены.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения учета и отчетности, с 01.01.01 должны исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, поскольку Федеральным законом N 222-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью предусмотрена замена уплаты только подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой ими предпринимательской деятельности.
Нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, также не освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.
Следовательно, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что налоговая инспекция вправе на основании статей 31 и 89 НК РФ проводить проверку правильности исчисления и уплаты Томиной О.В. в бюджет налога на добавленную стоимость, а уплаченный истцом налог на добавленную стоимость не подлежит возврату, поскольку не является излишне перечисленным и получен им как косвенный налог от покупателей товаров (работ, услуг) в составе их стоимости.
Кассационной инстанцией на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняется ходатайство представителя предпринимателя Томиной О.В. о приостановлении производства по делу в кассационной инстанции, так как истцом не представлены доказательства того, что Конституционным Судом Российской Федерации рассматривается вопрос о конституционности положений законодательства о налогах и сборах, на основании которых предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны уплачивать налог на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.01 по делу N А56-27137/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Томиной Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
КОРПУСОВА О.А.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)