Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2012 N 17АП-13673/2011-АК ПО ДЕЛУ N А71-11837/2011

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2012 г. N 17АП-13673/2011-АК

Дело N А71-11837/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя ОАО "Ижмашэнерго": Селюнин Д.А. - представитель по доверенности от 29.12.2011 N 04,
от заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республике Шумихина А.А.: не явились,
от третьего лица ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска: Галимов Р.Ф. - представитель по доверенности от 10.01.2012 N 00072,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ОАО "Ижмашэнерго"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 ноября 2011 года
по делу N А71-11837/2011,
принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению ОАО "Ижмашэнерго" (ОГРН 1021801440000, ИНН 1832021974)
к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республике Шумихину А.А.
третье лицо: ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска
о признании незаконным бездействия,

установил:

ОАО "Ижмашэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республике Шумихина А.А. (далее - судебный пристав-исполнитель) выразившегося в не приостановлении исполнения постановлений ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества N 2720 от 24.02.2011 и N 2865 от 28.05.2011 в части суммы 24 014 902 руб. НДФЛ, и обязании судебного пристава - исполнителя приостановить их исполнение в указанной части.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель жалобы полагает, что выводы суда первой инстанции о правомерности оспариваемого бездействия судебного пристава не соответствуют положениям ст. 63 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), ст. 96 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве". По мнению Общества, поскольку требования к нему по уплате НДФЛ не являются текущими (исполнительные документы по ним были вынесены до возбуждения дела о банкротстве Общества), производство по ним должно быть приостановлено, что подтверждается в том числе, соответствующим указанием в определении Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.08.2011. Выводы суда первой инстанции о том, что требование об уплате НДФЛ независимо от момента его возникновения не включается в реестр требований кредиторов и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке, Общество так же считает ошибочными, не соответствующими положениям Закона о банкротстве.
Представитель Общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддерживает, считает, что оспариваемое бездействие судебного пристава-исполнителя является незаконным, решение суда первой инстанции просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Судебный пристав-исполнитель и третье лицо - ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска (далее - Инспекция) представили отзывы на апелляционную жалобу, с жалобой не согласны, решение суда первой инстанции считают законным, поскольку оснований для приостановления исполнительного производства по требованиям об уплате НДФЛ у судебного пристава не имелось.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы отзыва, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебный пристав-исполнитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направил, что в порядке п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 03.03.2011 и 06.06.2011 на основании постановлений Инспекции от 24.02.2011 N 2720 и от 28.05.2011 N 2865 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества заявителя судебным приставом - исполнителем возбуждены исполнительные производства N 941/11/17/18 и N 2165/11/17/18, которые присоединены к сводному исполнительному производству N 3114/09/17/18-СД.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.08.2011 по делу N А71-6742/2011 заявление Общества о признании его несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, в отношении него введена процедура наблюдения.
После вынесения указанного определения во исполнение постановлений Инспекции N 2720 от 24.02.2011 и N 2865 от 28.05.2011 в части взыскания задолженности по уплате НДФЛ на общую сумму 24 014 902 руб. судебным приставом исполнителем были совершены следующие исполнительские действия: 15.09.2011 вынесено постановление об ограничении проведения расходных операций по кассе с целью обращения взыскания на наличные денежные средства; 19.09.2011 и 11.10.2011 вынесены постановления об отмене ограничений по денежным средствам, находящимся на расчетном счете в банке или иной кредитной организации; 12.10.2011 вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника.
Полагая, что исполнительное производство по взысканию НДФЛ должно быть приостановлено судебным приставом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для приостановления судебным приставом-исполнителем исполнительного производства в части взыскания задолженности по НДФЛ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав пояснения представителей Общества и налогового органа, участвующих в судебном заседании, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельность, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что после вынесения Арбитражным судом Удмуртской Республики определения от 17.08.2011 по делу N А71-6742/2011, которым заявление Общества о признании его банкротом признано обоснованным, в отношении него введена процедура наблюдения, судебным приставом-исполнителем совершались исполнительские действия во исполнение постановлений Инспекции N 2720 от 24.02.2011 и N 2865 от 28.05.2011 в части взыскания задолженности по уплате НДФЛ на общую сумму 24 014 902 руб.
При этом суд первой инстанции посчитал, что оснований для приостановления исполнительного производства в соответствующей части у судебного пристава-исполнителя не имелось.
Указанные выводы суда первой инстанции апелляционный суд считает правильными, исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, в том числе приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 названного Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.
Вне рамок дела о банкротстве осуществляется взыскание в наиболее социально-значимых случаях - исполнение исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также при взыскании задолженности по текущим платежам.
Таким образом, положения п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и ч. 1 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве" направлены на формирование конкурсной массы, за счет которой подлежат удовлетворению требования кредиторов организации-банкрота.
Между тем судом первой инстанции установлено, что у Общества имеется задолженность перед бюджетом по уплате НДФЛ, в рамках взыскания которого судебным приставом-исполнителем и совершались исполнительские действия.
В связи с этим необходимо учитывать следующее.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Организация является посредником между физическим лицом - получателем дохода и бюджетом, то есть налоговым агентом.
На этом основании отношения по уплате налоговыми агентами в бюджет НДФЛ регулируются ст. 226 НК РФ.
Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо (налогоплательщик) получило доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ. Уплата НДФЛ за счет средств организации (налогового агента) не допускается.
Таким образом, общество, являясь налоговым агентом, обязано было в установленные ст. 226 НК РФ сроки перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного у налогоплательщиков НДФЛ.
В силу п. 1 ст. 94 Федерального закона N 127-ФЗ от 26 октября 2002 "О несостоятельности (банкротстве)" с даты введения внешнего управления требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" содержится разъяснение, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями ст. 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование независимо от момента его возникновения не включается в реестр требований кредиторов и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
Таким образом, введение в отношении общества процедуры наблюдения не устраняет его обязанности как налогового агента по перечислению в бюджет удержанных сумм НДФЛ. Поэтому требования налогового органа к обществу как к налоговому агенту об уплате НДФЛ удовлетворяются в установленном налоговым законодательством порядке.
Таким образом, оснований для приостановления исполнительных производств в части взыскания с заявителя НДФЛ у судебного пристава-исполнителя не имелось, на что правильно указал суд первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании правовых норм.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.
Поскольку согласно п. 2 ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается, то вопрос распределения судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 ноября 2011 года по делу N А71-11837/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражного суда Удмуртской Республики.

Председательствующий
С.Н.САФОНОВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)