Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 30 июня 2000 года Дело N 183/5-396/5
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е., без участия представителей сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу предпринимателя Зинич Ирины Львовны на решение от 14.03.2000 по делу N 183/5-396/5 Арбитражного суда Ивановской области, судьи Голиков С.Н., Торгова Т.Е., Чижикова Т.Е.,
УСТАНОВИЛ:
Государственная налоговая инспекция по Ивановскому району и городу Кохма (ныне - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня Ивановского района и города Кохма) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском к предпринимателю Зинич Ирине Львовне о взыскании налога с продаж, пеней и санкций в сумме 65435 рублей 65 копеек.
В свою очередь предприниматель Зинич И.Л. обратилась в суд с иском к налоговой инспекции о признании недействительным решения от 01.11.1999 о привлечении к налоговой ответственности в виде штрафных санкций в сумме 10981 рубля 20 копеек.
Решением суда от 14.03.2000 иски сторон удовлетворены частично, с предпринимателя Зинич И.Л. в доход бюджета взыскано 57912 рублей 65 копеек, решение налогового органа от 01.11.1999 признано недействительным в части наложения на предпринимателя штрафа в сумме 7522 рублей 60 копеек.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Зинич И.Л. обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ивановской области.
По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы материального права, а именно: статья 1, пункт 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 1, 3, 17 Налогового кодекса Российской Федерации, Закон Ивановской области "О налоге с продаж".
Заявитель считает, что, как предприниматель, работающий по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, она не является плательщиком налога продаж. Кроме того, налог с продаж на территории Ивановской области не установлен, поскольку в нем отсутствует совокупность необходимых условий для введения данного налога, предусмотренная статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня по Ивановскому району и города Кохма в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразила, указав, что для предпринимателей упрощенная система налогообложения, учета и отчетности заменяет уплату подоходного налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента, но не освобождает его от уплаты налога с продаж.
Правильность принятого решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Зинич И.Л. осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации от 20.10.1995 N 0181/95, выданного администрацией Ивановского района. Она переведена на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ей выдан патент N АС 37448574 сроком с 01.01.1999 по 31.12.1999, вид деятельности - розничная торговля.
Государственной налоговой инспекцией по Ивановскому району и городу Кохма проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Зинич И.Л. по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога с продаж за 1999 год. В ходе проверки установлено, что предприниматель, занимаясь розничной торговлей, в 1999 году налог с продаж в бюджет не перечисляла, расчеты по налогу в установленные сроки в инспекцию не представила. По расчетам налоговой инспекции сумма неуплаченного налога с продаж за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 составила 37613 рублей.
Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 07.10.1999 N 433, на основании которого руководителем Государственной налоговой инспекции по Ивановскому району и городу Кохма принято решение от 01.11.1999 о привлечении предпринимателя Зинич И.Л. к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога - 15045 рублей 20 копеек, 5% штрафа с сумм налога, подлежащих уплате на основе этих деклараций за каждый полный месяц со дня, установленного для их представления, но не более 25% от указанной суммы, всего 4936 рублей в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя иск налогового органа, исходил из того, что Зинич И.Л. согласно Закону Ивановской области "О налоге с продаж" является плательщиком налога с продаж, оплата стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не освобождает ее от уплаты указанного налога.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для отмены принятого решения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 этого Закона применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов, то есть налогов и сборов, установленных статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Пунктом 3 статьи 1 указанного Закона предусмотрено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Из названных норм следует, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и уплата единого налога заменяет для организаций уплату совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов (за исключением таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды), а для предпринимателей - уплату подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 того же Закона уплачиваемая индивидуальными предпринимателями годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Следовательно, уплата стоимости патента освобождает индивидуального предпринимателя только от уплаты подоходного налога. Другие налоговые платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, должны уплачиваться им в обычном порядке.
Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введен налог с продаж.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 150-ФЗ) плательщиками налога с продаж признаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Законом Ивановской области от 16.09.1998 N 60-ОЗ "О налоге с продаж" на территории Ивановской области с 4-го квартала 1998 года введен налог с продаж.
Названный Закон не предусматривал освобождения от уплаты налога с продаж предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Ивановской области сделал правильный вывод о том, что предприниматель Зинич И.Л. в 1999 году являлась плательщиком налога с продаж.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на предпринимателя Зинич И.Л.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.03.2000 по делу N 183/5-396/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Зинич Ирины Львовны - без удовлетворения.
Расходы по делу отнести на заявителя.
Взыскать с предпринимателя Зинич Ирины Львовны в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 759 рублей 64 копеек.
Исполнительный лист выдать Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня Ивановского района и города Кохма.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 30.06.2000 ПО ДЕЛУ N 183/5-396/5
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 июня 2000 года Дело N 183/5-396/5
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е., без участия представителей сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу предпринимателя Зинич Ирины Львовны на решение от 14.03.2000 по делу N 183/5-396/5 Арбитражного суда Ивановской области, судьи Голиков С.Н., Торгова Т.Е., Чижикова Т.Е.,
УСТАНОВИЛ:
Государственная налоговая инспекция по Ивановскому району и городу Кохма (ныне - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня Ивановского района и города Кохма) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском к предпринимателю Зинич Ирине Львовне о взыскании налога с продаж, пеней и санкций в сумме 65435 рублей 65 копеек.
В свою очередь предприниматель Зинич И.Л. обратилась в суд с иском к налоговой инспекции о признании недействительным решения от 01.11.1999 о привлечении к налоговой ответственности в виде штрафных санкций в сумме 10981 рубля 20 копеек.
Решением суда от 14.03.2000 иски сторон удовлетворены частично, с предпринимателя Зинич И.Л. в доход бюджета взыскано 57912 рублей 65 копеек, решение налогового органа от 01.11.1999 признано недействительным в части наложения на предпринимателя штрафа в сумме 7522 рублей 60 копеек.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Зинич И.Л. обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ивановской области.
По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы материального права, а именно: статья 1, пункт 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 1, 3, 17 Налогового кодекса Российской Федерации, Закон Ивановской области "О налоге с продаж".
Заявитель считает, что, как предприниматель, работающий по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, она не является плательщиком налога продаж. Кроме того, налог с продаж на территории Ивановской области не установлен, поскольку в нем отсутствует совокупность необходимых условий для введения данного налога, предусмотренная статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня по Ивановскому району и города Кохма в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразила, указав, что для предпринимателей упрощенная система налогообложения, учета и отчетности заменяет уплату подоходного налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента, но не освобождает его от уплаты налога с продаж.
Правильность принятого решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Зинич И.Л. осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации от 20.10.1995 N 0181/95, выданного администрацией Ивановского района. Она переведена на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ей выдан патент N АС 37448574 сроком с 01.01.1999 по 31.12.1999, вид деятельности - розничная торговля.
Государственной налоговой инспекцией по Ивановскому району и городу Кохма проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Зинич И.Л. по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога с продаж за 1999 год. В ходе проверки установлено, что предприниматель, занимаясь розничной торговлей, в 1999 году налог с продаж в бюджет не перечисляла, расчеты по налогу в установленные сроки в инспекцию не представила. По расчетам налоговой инспекции сумма неуплаченного налога с продаж за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 составила 37613 рублей.
Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 07.10.1999 N 433, на основании которого руководителем Государственной налоговой инспекции по Ивановскому району и городу Кохма принято решение от 01.11.1999 о привлечении предпринимателя Зинич И.Л. к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога - 15045 рублей 20 копеек, 5% штрафа с сумм налога, подлежащих уплате на основе этих деклараций за каждый полный месяц со дня, установленного для их представления, но не более 25% от указанной суммы, всего 4936 рублей в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя иск налогового органа, исходил из того, что Зинич И.Л. согласно Закону Ивановской области "О налоге с продаж" является плательщиком налога с продаж, оплата стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не освобождает ее от уплаты указанного налога.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для отмены принятого решения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 этого Закона применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов, то есть налогов и сборов, установленных статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Пунктом 3 статьи 1 указанного Закона предусмотрено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Из названных норм следует, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и уплата единого налога заменяет для организаций уплату совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов (за исключением таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды), а для предпринимателей - уплату подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 того же Закона уплачиваемая индивидуальными предпринимателями годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Следовательно, уплата стоимости патента освобождает индивидуального предпринимателя только от уплаты подоходного налога. Другие налоговые платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, должны уплачиваться им в обычном порядке.
Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введен налог с продаж.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 150-ФЗ) плательщиками налога с продаж признаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Законом Ивановской области от 16.09.1998 N 60-ОЗ "О налоге с продаж" на территории Ивановской области с 4-го квартала 1998 года введен налог с продаж.
Названный Закон не предусматривал освобождения от уплаты налога с продаж предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Ивановской области сделал правильный вывод о том, что предприниматель Зинич И.Л. в 1999 году являлась плательщиком налога с продаж.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на предпринимателя Зинич И.Л.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.03.2000 по делу N 183/5-396/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Зинич Ирины Львовны - без удовлетворения.
Расходы по делу отнести на заявителя.
Взыскать с предпринимателя Зинич Ирины Львовны в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 759 рублей 64 копеек.
Исполнительный лист выдать Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня Ивановского района и города Кохма.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
ЧИГРАКОВ А.И.
Судьи
БАЗИЛЕВА Т.В.
БЕРДНИКОВ О.Е.
ЧИГРАКОВ А.И.
Судьи
БАЗИЛЕВА Т.В.
БЕРДНИКОВ О.Е.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)