Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 июня 2002 года Дело N А42-6717/01-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Троицкой Н.В., Кирейковой Г.Г., при участии от открытого акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" Андросова Э.А. (доверенность от 15.01.02 N 1-33/08С), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" на решение от 10.12.01 (судья Драчева И.И.) и постановление апелляционной инстанции от 16.04.02 (судьи Сачкова Н.В., Евтушенко О.А., Мунтян Л.Б.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-6717/01-20,
Открытое акционерное общество "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" (далее - Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Инспекции по Ковдорскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета 14251572 руб. 93 коп. дополнительных платежей по налогу на прибыль, уплаченных за четвертый квартал 1999 года, первый и второй кварталы 2000 года, а также о возмещении из бюджета 1005419 руб. 19 коп. процентов, начисленных истцом на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на спорную сумму дополнительных платежей.
Решением суда от 10.12.01 Комбинату отказано в удовлетворении иска.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.04.02 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить исковые требования. Податель жалобы считает, что дополнительные платежи по налогу на прибыль не являются налогом, а следовательно, в данном случае положения пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предусматривающие их уплату, не подлежат применению, поскольку противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации, в частности его статьям 52 - 55.
Представитель налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что 23.04.01 Комбинат обратился в налоговый орган с заявлением N 1695 о возврате из бюджета и зачете в счет текущих платежей по налогу на прибыль 14251572 руб. 93 коп. дополнительных платежей по налогу на прибыль, начисленных по расчетам за четвертый квартал 1999 года, первый и второй кварталы 2000 года и уплаченных в 2000 - 2001 годах.
Письмом от 24.05.01 N 09-42/1231 налоговая инспекция, ссылаясь на то, что обязанность налогоплательщиков по перечислению в бюджет дополнительных платежей по налогу на прибыль установлена федеральным законом, отказала в проведении зачета.
Истец, считая отказ в проведении зачета незаконным, на основании пункта 9 статьи 78 НК РФ начислил и предъявил к возмещению из бюджета проценты на сумму излишне уплаченных дополнительных платежей за период с 24.05.01 по 05.09.01. Проценты составляют 1005419 руб. 19 коп.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно отклонил исковые требования Комбината, и не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Таким образом, названным федеральным законом установлены сроки уплаты налога на прибыль и особый порядок, предусматривающий распоряжение налогоплательщиком по своему усмотрению разницей между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли. Согласно этому порядку бюджету либо налогоплательщику возмещается положительная разница между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет суммой налога.
С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не отменен. Положения пункта 2 статьи 8 этого закона не признаны не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и в судебном порядке, как это установлено частью третьей статьи 6 НК РФ.
Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой названного кодекса.
Установление пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" особого порядка уплаты налога на прибыль не противоречит статье 17 НК РФ.
Следовательно, дополнительные платежи по налогу на прибыль внесены Комбинатом в бюджет на законных основаниях, а поэтому налоговый орган правомерно отказал Комбинату в проведении зачета этих платежей в счет уплаты налога на прибыль.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 10.12.01 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.02 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-6717/01-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.06.2002 N А42-6717/01-20
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2002 года Дело N А42-6717/01-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Троицкой Н.В., Кирейковой Г.Г., при участии от открытого акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" Андросова Э.А. (доверенность от 15.01.02 N 1-33/08С), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" на решение от 10.12.01 (судья Драчева И.И.) и постановление апелляционной инстанции от 16.04.02 (судьи Сачкова Н.В., Евтушенко О.А., Мунтян Л.Б.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-6717/01-20,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" (далее - Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Инспекции по Ковдорскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета 14251572 руб. 93 коп. дополнительных платежей по налогу на прибыль, уплаченных за четвертый квартал 1999 года, первый и второй кварталы 2000 года, а также о возмещении из бюджета 1005419 руб. 19 коп. процентов, начисленных истцом на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на спорную сумму дополнительных платежей.
Решением суда от 10.12.01 Комбинату отказано в удовлетворении иска.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.04.02 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить исковые требования. Податель жалобы считает, что дополнительные платежи по налогу на прибыль не являются налогом, а следовательно, в данном случае положения пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предусматривающие их уплату, не подлежат применению, поскольку противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации, в частности его статьям 52 - 55.
Представитель налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что 23.04.01 Комбинат обратился в налоговый орган с заявлением N 1695 о возврате из бюджета и зачете в счет текущих платежей по налогу на прибыль 14251572 руб. 93 коп. дополнительных платежей по налогу на прибыль, начисленных по расчетам за четвертый квартал 1999 года, первый и второй кварталы 2000 года и уплаченных в 2000 - 2001 годах.
Письмом от 24.05.01 N 09-42/1231 налоговая инспекция, ссылаясь на то, что обязанность налогоплательщиков по перечислению в бюджет дополнительных платежей по налогу на прибыль установлена федеральным законом, отказала в проведении зачета.
Истец, считая отказ в проведении зачета незаконным, на основании пункта 9 статьи 78 НК РФ начислил и предъявил к возмещению из бюджета проценты на сумму излишне уплаченных дополнительных платежей за период с 24.05.01 по 05.09.01. Проценты составляют 1005419 руб. 19 коп.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно отклонил исковые требования Комбината, и не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Таким образом, названным федеральным законом установлены сроки уплаты налога на прибыль и особый порядок, предусматривающий распоряжение налогоплательщиком по своему усмотрению разницей между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли. Согласно этому порядку бюджету либо налогоплательщику возмещается положительная разница между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет суммой налога.
С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не отменен. Положения пункта 2 статьи 8 этого закона не признаны не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и в судебном порядке, как это установлено частью третьей статьи 6 НК РФ.
Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой названного кодекса.
Установление пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" особого порядка уплаты налога на прибыль не противоречит статье 17 НК РФ.
Следовательно, дополнительные платежи по налогу на прибыль внесены Комбинатом в бюджет на законных основаниях, а поэтому налоговый орган правомерно отказал Комбинату в проведении зачета этих платежей в счет уплаты налога на прибыль.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.12.01 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.02 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-6717/01-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
ТРОИЦКАЯ Н.В.
КИРЕЙКОВА Г.Г.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
ТРОИЦКАЯ Н.В.
КИРЕЙКОВА Г.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)