Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 ноября 2006 г. Дело N Ф09-10000/06-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Поротниковой Е.А., судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2006 по делу N А07-15357/06.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Влада" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным уведомления инспекции о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 04.05.2006 N 121.
Решением суда первой инстанции от 25.07.2006 (резолютивная часть от 18.07.2006; судья Галимова Н.Г.) заявленные обществом требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом п. 1 ст. 346.11, п. 1, 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество 25.04.2006 обратилось в инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.05.2006 по вновь организованной с мая 2005 г. деятельности по производству кирпича своего обособленного подразделения - кирпичного завода, расположенного в селе Ефремкино Кармаскалинского района Республики Башкортостан.
Однако уведомлением инспекции от 04.05.2006 N 121 обществу отказано в возможности применения с 01.05.2006 упрощенной системы налогообложения, поскольку заявление подано обществом в неустановленные законом сроки - не в период с 01.10 по 30.11, как это указано в п. 1 ст. 346.13 Кодекса.
Считая данный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что пропуск обществом срока, отведенного на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в части вновь организованного вида деятельности не может являться законным основанием для отказа в применении указанной системы налогообложения.
По мнению суда, законодательством предусмотрены различные варианты сроков для подачи организациями заявлений о переходе на упрощенную систему налогообложения в зависимости от обстоятельств и оснований для подачи указанных заявлений. Установленные же п. 1 ст. 346.13 Кодекса сроки не являются пресекательными.
Между тем выводы суда являются неправильными.
Согласно п. 1 ст. 346.11 Кодекса, упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Статьей 346.13 Кодекса предусмотрен порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения.
В силу п. 1 ст. 346.13 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Порядок подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения, изложенный в п. 2 ст. 346.13 Кодекса, предусмотрен лишь для организаций и предпринимателей, зарегистрированных вновь.
Судом установлено и из материалов дела видно, что общество зарегистрировано 18.11.1992 и соответственно не является вновь созданной организацией. Изготовление кирпича является новым видом деятельности общества, которое с даты регистрации осуществляло розничную торговлю с применением по этому виду деятельности системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Таким образом, Кодексом установлен определенный порядок и сроки для применения действующими организациями различных систем налогообложения и для перехода с одной системы на другую при наличии оснований, оговоренных в гл. 26.2 Кодекса. Добровольность применения упрощенной системы налогообложения, предусмотренная Кодексом, дает налогоплательщикам право выбора между названной системой и общей системой налогообложения, но не право осуществлять такой переход произвольно, без соблюдения правил, установленных в гл. 26.2 Кодекса.
Поскольку заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано обществом с нарушением сроков, установленных ст. 346.13 Кодекса, следовательно, обществом не соблюдены все необходимые условия, предусмотренные законодательством для перехода на указанную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах инспекцией правомерно отказано обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения и у суда первой инстанции не имелось законных оснований для вывода о незаконности решения инспекции, выраженного в уведомлении от 04.05.2006 N 121.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2006 по делу N А07-15357/06 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Влада" о признании незаконным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 04.05.2006 N 121 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Влада" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., по заявлению - в сумме 2000 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2006 N Ф09-10000/06-С1 ПО ДЕЛУ N А07-15357/06
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2006 г. Дело N Ф09-10000/06-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Поротниковой Е.А., судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2006 по делу N А07-15357/06.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Влада" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным уведомления инспекции о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 04.05.2006 N 121.
Решением суда первой инстанции от 25.07.2006 (резолютивная часть от 18.07.2006; судья Галимова Н.Г.) заявленные обществом требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом п. 1 ст. 346.11, п. 1, 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество 25.04.2006 обратилось в инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.05.2006 по вновь организованной с мая 2005 г. деятельности по производству кирпича своего обособленного подразделения - кирпичного завода, расположенного в селе Ефремкино Кармаскалинского района Республики Башкортостан.
Однако уведомлением инспекции от 04.05.2006 N 121 обществу отказано в возможности применения с 01.05.2006 упрощенной системы налогообложения, поскольку заявление подано обществом в неустановленные законом сроки - не в период с 01.10 по 30.11, как это указано в п. 1 ст. 346.13 Кодекса.
Считая данный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что пропуск обществом срока, отведенного на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в части вновь организованного вида деятельности не может являться законным основанием для отказа в применении указанной системы налогообложения.
По мнению суда, законодательством предусмотрены различные варианты сроков для подачи организациями заявлений о переходе на упрощенную систему налогообложения в зависимости от обстоятельств и оснований для подачи указанных заявлений. Установленные же п. 1 ст. 346.13 Кодекса сроки не являются пресекательными.
Между тем выводы суда являются неправильными.
Согласно п. 1 ст. 346.11 Кодекса, упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Статьей 346.13 Кодекса предусмотрен порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения.
В силу п. 1 ст. 346.13 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Порядок подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения, изложенный в п. 2 ст. 346.13 Кодекса, предусмотрен лишь для организаций и предпринимателей, зарегистрированных вновь.
Судом установлено и из материалов дела видно, что общество зарегистрировано 18.11.1992 и соответственно не является вновь созданной организацией. Изготовление кирпича является новым видом деятельности общества, которое с даты регистрации осуществляло розничную торговлю с применением по этому виду деятельности системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Таким образом, Кодексом установлен определенный порядок и сроки для применения действующими организациями различных систем налогообложения и для перехода с одной системы на другую при наличии оснований, оговоренных в гл. 26.2 Кодекса. Добровольность применения упрощенной системы налогообложения, предусмотренная Кодексом, дает налогоплательщикам право выбора между названной системой и общей системой налогообложения, но не право осуществлять такой переход произвольно, без соблюдения правил, установленных в гл. 26.2 Кодекса.
Поскольку заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано обществом с нарушением сроков, установленных ст. 346.13 Кодекса, следовательно, обществом не соблюдены все необходимые условия, предусмотренные законодательством для перехода на указанную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах инспекцией правомерно отказано обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения и у суда первой инстанции не имелось законных оснований для вывода о незаконности решения инспекции, выраженного в уведомлении от 04.05.2006 N 121.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2006 по делу N А07-15357/06 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Влада" о признании незаконным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 04.05.2006 N 121 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Влада" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., по заявлению - в сумме 2000 руб.
Председательствующий
ПОРОТНИКОВА Е.А.
Судьи
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
ВАСИЛЕНКО С.Н.
ПОРОТНИКОВА Е.А.
Судьи
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
ВАСИЛЕНКО С.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)