Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 17.03.2011 N Ф09-1147/11-С3 ПО ДЕЛУ N А60-23543/2010-С8

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2011 г. N Ф09-1147/11-С3


Дело N А60-23543/2010-С8
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Токмаковой А.Н., Анненковой Г.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 по делу N А60-23543/2010-С8 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" (далее - газовое хозяйство) - Машканцев А.Ю. (доверенность от 28.10.2010);
- инспекции - Делялеева Н.Р. (доверенность от 02.09.2010 N 7).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Инспекция обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к газовому хозяйству о взыскании 5 592 153 руб. 84 коп. в порядке солидарной ответственности по исполнению обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" (далее - тепловые сети, налогоплательщик), в том числе, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 3 570 862 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 1 529 038 руб. 52 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в сумме 431 699 руб. 16 коп., единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 60 554 руб. 16 коп.
Определением суда от 30.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены тепловые сети, Администрация Новолялинского городского округа (далее - администрация).
Решением суда от 17.09.2010 (судья Дегонская Н.Л.) заявленные требования удовлетворены частично. Газовое хозяйство привлечено судом к солидарной ответственности по уплате налогов, пеней и штрафов тепловыми сетями, в том числе НДФЛ в сумме 3 570 862 руб., ЕСН в сумме 60 554 руб. 16 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 (судьи Полевщикова С.Н., Васева Е.Е., Савельева Н.М.) решение суда отменено в части удовлетворения заявленных требований и взыскания государственной пошлины. В удовлетворении требований инспекции в этой части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Налоговый орган указывает на то, что в результате реорганизации тепловых сетей практически все имущество передано вновь созданному газовому хозяйству; дебиторская задолженность, включенная по разделительному балансу в активы тепловых сетей, фактически нереальна для взыскания, поскольку основным дебитором является муниципальное унитарное предприятие "ЖКХ г. Новая Ляля", которое находится в процедуре конкурсного производства и не имеет в собственности имущества, другим дебитором является открытое акционерное общество "Новолялинский хлебокомбинат", которое ликвидировано в связи с банкротством по решению суда (исключено из государственного реестра 22.03.2010); согласно приложению N 16 к разделительному балансу вся кредиторская задолженность по обязательным платежам, образовавшаяся по состоянию на 01.10.2009, передана вновь созданному предприятию - газовому хозяйству в сумме 6 934 000 руб.; в разделительном балансе общая сумма задолженности по конкретным налогам не разбита по видам платежа (налог, пеня, штраф), поэтому налоговый орган не вправе вынести решение о переносе сальдо с реорганизуемого юридического лица на вновь созданное юридическое лицо.
Заявитель жалобы считает, что в результате реорганизации тепловых сетей налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме налоговую обязанность и его реорганизация была направлена на уклонение от уплаты налогов в установленном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, инспекцией проведена выездная налоговая проверка тепловых сетей по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, по результатам которой составлен акт от 10.08.2009 N 20 и вынесено решение от 09.09.2009 N 31.
Данным решением налогоплательщику доначислены налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2007 г. в сумме 145 921 руб., НДФЛ в сумме 2 288 165 руб., ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, в сумме 684 481 руб., начислены пени по НДС за август 2007 г. в сумме 36 053 руб. 02 коп., пени по НДФЛ в сумме 420 848 руб. 18 коп., пени по ЕСН, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в сумме 43 450 руб. 17 коп.; налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа за неуплату (неполную уплату) НДС за август 2007 г. в сумме 29 184 руб., к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 123 Кодекса, за неуплату (неполную уплату) НДФЛ, в виде взыскания штрафа в сумме 457 633 руб.
Инспекцией в адрес тепловых сетей направлено требование от 02.11.2009 N 221 об уплате доначисленных на основании решения от 09.09.2009 N 31 налогов, пеней и штрафов в срок до 20.11.2009.
В связи с неисполнением тепловыми сетями указанного требования инспекцией вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Тепловые сети обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 09.09.2009 N 31.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2010 по делу N А60-58183/2009-С10, вступившим в законную силу, заявленные тепловыми сетями требования частично удовлетворены: решение инспекции от 09.09.2009 N 31 признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 130 723 руб., начисления соответствующих сумм пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Главой Новолялинского городского округа принято постановление от 01.10.2009 N 623 о реорганизации тепловых сетей путем выделения из них газового хозяйства.
Постановлением Главы Новолялинского городского округа 24.12.2009 N 831 утверждены разделительный баланс тепловых сетей, устав газового хозяйства и перечень имущества, передаваемого в хозяйственное ведение вновь созданному лицу.
В период с 01.10.2009 по 11.01.2010 тепловые сети находились в процедуре реорганизации.
В Единый государственный реестр юридических лиц 11.01.2010 внесена запись о государственной регистрации газового хозяйства в качестве юридического лица.
Инспекцией в адрес газового хозяйства 12.05.2010 направлена претензия с требованием погасить в срок до 24.05.2010 задолженность, образовавшуюся по состоянию на 12.05.2010, в сумме 4 893 774 руб. 72 коп., в том числе задолженность по налогам в сумме 3 883 803 руб. 80 коп. (НДФЛ - 2 183 183 руб. 05 коп., страховые взносы (страховая часть) - 1 314 426 руб. 21 коп., (накопительная часть) - 325 640 руб. 38 коп., ЕСН ФБ - 60 554 руб. 16 коп.), по пеням в сумме 552 337 руб. 92 коп. (пени по НДФЛ в сумме 307 408 руб. 50 коп., пени по страховым взносам (страховая часть) - 205 832 руб. 56 коп., (накопительная часть) - 39 096 руб. 86 коп.), по штрафу по НДФЛ в сумме 457 633 руб.
Указанная претензия получена газовым хозяйством 13.05.2010; требования, содержащиеся в ней, не исполнены.
Инспекция, полагая, что в результате реорганизации тепловых сетей налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме налоговую обязанность и его реорганизация была направлена на уклонение от уплаты налогов в установленном порядке, на основании п. 8 ст. 50 Кодекса обратилась в арбитражный суд с заявлением к газовому хозяйству о взыскании 5 592 153 руб. 84 коп. в порядке солидарной ответственности по исполнению обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов тепловыми сетями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части привлечения газового хозяйства к солидарной ответственности по уплате тепловыми сетями НДФЛ в сумме 3 570 862 руб., ЕСН в сумме 60 554 руб. 16 коп., исходя из наличия оснований, предусмотренных п. 8 ст. 50 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие совокупности условий, предусмотренных п. 8 ст. 50 Кодекса, для взыскания с вновь созданного газового хозяйства в порядке солидарной ответственности задолженности тепловых сетей, а также на недоказанность инспекцией размера заявленной к взысканию суммы задолженности по НДФЛ.
В силу п. 8 ст. 50 Кодекса при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно приложению N 16 к разделительному балансу вся кредиторская задолженность тепловых сетей по обязательным платежам, образовавшаяся по состоянию на 01.10.2009, была передана вновь созданному газовому хозяйству в сумме 6 934 000 руб., в том числе задолженность перед государственными внебюджетными фондами - 2 037 000 руб., задолженность по налогам и сборам - 4 926 000 руб.
Поскольку вся кредиторская задолженность тепловых сетей по обязательным платежам, образовавшаяся по состоянию на 01.10.2009, была передана вновь созданному предприятию - газовому хозяйству, у инспекции не имеется оснований для обращения в суд и взыскания данной задолженности с газового хозяйства в порядке, установленном п. 8 ст. 50 Кодекса, так как данный порядок предусматривает солидарную ответственность вновь созданного юридического лица в отношении задолженности реорганизованного юридического лица.
Судом апелляционной инстанции установлено, что налоговым органом не доказан размер задолженности, предъявленной к взысканию с газового хозяйства, в частности, по НДФЛ в сумме 3 570 862 руб., так как из материалов дела следует, что недоимка тепловых сетей по НДФЛ по решению инспекции от 09.09.2009 N 31 составила 2 288 165 руб.; инкассовыми поручениями с расчетного счета тепловых сетей на основании ст. 46 Кодекса частично списаны денежные средства; согласно справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 08.06.2010 недоимка тепловых сетей по НДФЛ составила 2 183 183 руб. 05 коп.; согласно акту совместной сверки расчетов по состоянию расчетов на 17.08.2010 по налогам, сборам, пеням и штрафам N 854 за период с 01.01.2010 по 16.08.2010 размер задолженности тепловых сетей составил 2 288 165 руб.
С учетом того, что в заявлении инспекция просит взыскать с газового хозяйства 3 570 862 руб. судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод об отсутствии в материалах дела документального подтверждения образования недоимки в указанной сумме.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают выводы, сделанные судом апелляционной инстанции, были предметом его рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 по делу N А60-23543/2010-С8 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ГУСЕВ О.Г.

Судьи
ТОКМАКОВА А.Н.
АННЕНКОВА Г.В.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)