Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.04.2008 ПО ДЕЛУ N А60-26501/2007-С5

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2008 г. по делу N А60-26501/2007-С5


Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Л. Сергеевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.А. Дмитрук рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Объединенного жилищно-эксплуатационного кооператива N 1 (далее - ОЖЭК N 1)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга)
третьи лица: Управление ФНС России по Свердловской области, Территориальный отдел N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Рогов М.В., адвокат по доверенности от 19.10.2007 года,
от заинтересованного лица: Войцеховская Н.А., главный инспектор, доверенность N 09-07/80/2 от 16.10.2007,
от УФНС России по Свердловской области: Элизарян Л.В. - старший инспектор, доверенность N 09-18/02 от 17.01.2008, Тильк Ю.Е. - специалист 1 разряда, доверенность N 09-18/20 от 04.04.2008
от Территориального отдела N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области: Кожевникова А.Г. - специалист, доверенность N 2780 от 17.03.2007.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. В судебном заседании был объявлен перерыв до 11.04.2008 до 14-00. после перерыва судебное заседание продолжено.

ОЖЭК N 1 просит признать незаконным решение ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга N 03-05/1567 от 18.06.2007 и обязать налоговый орган возвратить ОЖЭК N 1 сумму уплаченного земельного налога (авансовых платежей) за 2006 год в размере 980556 руб.
Заинтересованное лицо признало неправомерность оспариваемого решения в части доначисления земельного налога в сумме 22508 руб., штрафа в сумме 4501 руб. 60 коп. и соответствующих сумм пени, в остальной части требования отклонило, поскольку считает, что оспариваемое решение принято законно и оснований для возврата земельного налога заявителю не имеется.
Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области полностью поддержало позицию заинтересованного лица.
Территориальный отдел N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области представил пояснения по поводу определения кадастровой стоимости участков.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

в период с 13.02.2007 г. по 14.05.2007 г. ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга была проведена камеральная проверка "нулевой" уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год, поданной налогоплательщиком 12.02.2007 г., по результатам которой составлен акт N 325 камеральной проверки от 14.05.2007 г.
В ходе проверки установлено, что ОЖЭК N 1 были допущены нарушения законодательства о налогах и сборах, повлекшие неуплату земельного налога за 2006 год.
Решением N 03-05/1567 от 18.06.2007 г. о привлечении к административной ответственности за совершение налогового правонарушения было предложено ОЖЭК N 1 уплатить налог в сумме 358125 руб. и пени за несвоевременную уплату налога, налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 71625 руб..
Как пояснил в заседание суда представитель заявителя кооператив не является плательщиком земельного налога.
Статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 г. N 1738-1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения
Согласно Закону СССР от 26.05.1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР", жилищно-строительные кооперативы создавались для строительства и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности.
В соответствии с пунктами 2 решений Исполкома Свердловского городского Совета депутатов трудящихся, имеющимися в материалах дела, по окончании строительства домов соответствующие кооперативы обязаны были принять эти дома и земельные участки, расположенные в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Белореченская, 34/3, ул. Белореченская, 12, ул. Белореченская, 13, корп. 4, ул. Белореченская, 13, корп. 5, ул. Белореченская, 15/2, ул. Белореченская, 15/3, ул. Белореченская, 17, корп. 4, ул. Белореченская, 17, корп. 5, ул. Белореченская, 24/1, ул. Белореченская, 24/3, ул. Белореченская, 9, корп. 3, ул. Белореченская, 9, корп. 2, ул. Белореченская, 27/2, пер. Встречный, 3/1, пер. Встречный, 3/2, пер. Встречный, 5, пер. Встречный, 7/1, пер. Встречный, 7/2, пер. Встречный, 7/4, ул. Серафимы Дерябиной, 11, ул. Серафимы Дерябиной, 13, ул. Серафимы Дерябиной, 15/1, ул. Посадская, 30/1, ул. Волгоградская, 186, ул. Волгоградская, 196, ул. Шаумяна, 102, ул. Шаумяна, 104, ул. Шаумяна, 98/2, ул. Ясная, 34/3, ул. Ясная, 34/1 с переоформлением землеотводных документов. Однако жилищно-строительные кооперативы землеотводные документы не переоформили.
Как следует из заявления все принадлежавшие на праве кооперативной собственности дома, построенные на вышепоименованных земельных участках, в последующем были переданы заявителю по Актам передачи при присоединении их к ОЖЭК N 1.
Доказательств того, что в последующем указанные земельные участки были переданы кому-либо, суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.
В силу статьи 15 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В Едином государственном реестре сведения о зарегистрированных правах на названные земельные участки отсутствуют, что подтверждаются представленными и имеющимися в материалах дела ответами Управления федеральной регистрационной службы по Свердловской области.
На основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Проанализировав материалы дела в совокупности, суд считает, что права на оспариваемые земельные участки возникли на основании решений Исполкома Свердловского городского Совета депутатов трудящихся, в настоящее время заявитель является фактическим землепользователем, в связи с чем является обязан уплачивать земельный налог за указанные участки.
То обстоятельство, что у ОЖЭК N 1 отсутствуют документы о праве пользования землей, не может служить основанием для освобождения заявителя от уплаты налога на землю, поскольку получение документов о праве пользования землей зависело исключительно от волеизъявления кооператива.
Кроме того, заявитель не согласен с размером начисленного земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Источником информации о кадастровой стоимости земли, в том числе, является официальный источник средств массовой информации. Так, в газете "Вечерний Екатеринбург" N 47 от 19.03.2006 г. по указанным земельным участкам имеется информация об их кадастровой стоимости.
Как пояснил представитель Территориального отдела N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области, оспариваемые земельные участки не сформированы, в установленном порядке изменения в их кадастровую стоимость не вносились.
В заседании суда заинтересованное лицо признало неправомерность оспариваемого решения в части доначисления земельного налога в сумме 22508 руб., штрафа в сумме 4501 руб. 60 коп. и соответствующих сумм пени, в связи с чем данное обстоятельство в силу пункта 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит доказыванию при рассмотрении спора.
Проверив расчет в остальной части, суд считает, что земельный налог за 2006 год в размере 1316173 руб. был исчислен налоговым органом законно.
Как было установлено при рассмотрении дела при вынесении оспариваемого решения заинтересованным лицом были учтены данные первоначально поданных деклараций, а также уплаченный ОЖЭК N 1 земельный налог.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для возврата уплаченного ОЖЭК N 1 земельного налога за 2006 год в размере 980556 руб., а также признания оспариваемого решения недействительным в части начисления земельного налога в сумме 1316173 руб., а также предложения уплатить неуплаченный земельный налог 335617 руб., штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в размере 67123,4 руб. и соответствующих пени за несвоевременную уплату налога не имеется.
На основании выводов суда, изложенных выше, требования заявителя следует удовлетворить частично: надлежит признать незаконным решение ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга N 03-05/1567 от 18.06.2007 г. в части доначисления земельного налога в сумме 22508 руб., штрафа в сумме 4501 руб. 60 коп. и соответствующих сумм пеней, в остальной части в удовлетворении требований - отказать.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

заявленные требования Объединенного жилищно-эксплуатационного кооператива N 1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга N 03-05/1567 от 18.06.2007 г. в части доначисления земельного налога в сумме 22508 руб., штрафа в сумме 4501 руб. 60 коп. и соответствующих сумм пеней.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в пользу Объединенного жилищно-эксплуатационного кооператива N 1 100 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
СЕРГЕЕВА М.Л.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)