Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Дубровского В.И.,
судей Анненковой Г.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании жалобу Федерального государственного учреждения "Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (далее - учреждение, налогоплательщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 по делу N А50-9835/07 Арбитражного суда Пермского края.
В судебном заседании приняли участие представители учреждения - Черепанова И.Ю. (доверенность от 12.02.2008 N 21-07-11), Крапивина О.Б. (доверенность от 12.02.2008 N 21-07-10).
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края (далее - инспекция, налоговый орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции от 02.05.2007 N 1274 о зачете авансовых платежей по налогу на имущество в сумме 1066138 руб., внесенных за 1-й квартал 2007 г., в счет уплаты задолженности по пеням по указанному налогу.
Решением суда от 25.09.2007 (резолютивная часть от 20.09.2007; судья Байдина И.В.) заявленные требования удовлетворены. Инспекцию обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 (судьи Григорьева Н.П., Богданова Р.А., Сафонова С.Н.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, решение суда оставить без изменения, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Учреждение не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что сумма, уплаченная им до наступления срока уплаты налога, признается излишне уплаченной суммой; считает, что правомерно воспользовалось правом досрочной уплаты налога, предусмотренным п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Как следует из материалов дела, платежным поручением от 09.04.2007 N 334 налогоплательщиком внесены авансовые платежи по налогу на имущество за 1-й квартал 2007 г. в сумме 3979164 руб. Декларация за указанный период представлена 24.04.2007.
Налоговый орган решением от 02.05.2007 N 1274 произвел зачет авансовых платежей в сумме 1066138 руб. в счет имеющейся задолженности по пеням.
Считая данное решение инспекции незаконным, учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установленных ограничений для осуществления мер государственного принуждения и порядка осуществления таких мер в отношении бюджетных учреждений.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что уплаченная учреждением сумма является переплатой по налогу.
Статьей 78 Кодекса установлен общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени и штрафа и (или) зачета этих сумм в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо погашения недоимки.
В силу п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с п. 5 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Следовательно, обстоятельством, с установлением которого подлежит разрешению спор, является факт наличия переплаты.
Согласно п. 2 ст. 382, п. 2 ст. 383 Кодекса в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество организаций, при этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между произведением соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной за налоговый период, и суммами авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода.
В соответствии со ст. 379 Кодекса налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
При этом в силу п. 2, 3 ст. 386 Кодекса налоговая декларация по итогам налогового периода представляется в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты по авансовым платежам - не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
В связи с изложенным по основаниям, установленным Кодексом, положения ст. 78 Кодекса о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога должны распространяться на суммы авансовых платежей по налогу после представления налогоплательщиком деклараций по налогу за соответствующий отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев).
При этом не считаются переплатой суммы, внесенные налогоплательщиком в счет платежей, уплата которых производится авансовыми перечислениями до представления налоговой декларации (расчета) по данному виду налога (сбора), а также предварительная оплата, которая осуществляется до представления налоговой декларации (расчета) за истекший отчетный (налоговый) период.
Таким образом, положения ст. 78 Кодекса о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога распространяются на суммы авансовых платежей по налогу после представления налогоплательщиком деклараций по налогу за соответствующий отчетный период и не распространяются на указанные суммы до представления налоговой декларации по данному виду налога.
В связи с тем, что оспариваемое решение принято налоговым органом 02.05.2007, а внесение авансовых платежей раньше установленного срока не является излишней уплатой, зачет произведен инспекцией неправомерно.
Между тем неправильные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 по делу N А50-9835/07 Арбитражного суда Пермского края отменить.
Решение Арбитражного суда Пермского края 25.09.2007 по делу N А50-9835/07 оставить без изменения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края в пользу Федерального государственного учреждения "Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" судебные расходы в сумме 1000 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.02.2008 N Ф09-484/08-С3 ПО ДЕЛУ N А50-9835/07
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2008 г. N Ф09-484/08-С3
Дело N А50-9835/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Дубровского В.И.,
судей Анненковой Г.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании жалобу Федерального государственного учреждения "Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (далее - учреждение, налогоплательщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 по делу N А50-9835/07 Арбитражного суда Пермского края.
В судебном заседании приняли участие представители учреждения - Черепанова И.Ю. (доверенность от 12.02.2008 N 21-07-11), Крапивина О.Б. (доверенность от 12.02.2008 N 21-07-10).
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края (далее - инспекция, налоговый орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции от 02.05.2007 N 1274 о зачете авансовых платежей по налогу на имущество в сумме 1066138 руб., внесенных за 1-й квартал 2007 г., в счет уплаты задолженности по пеням по указанному налогу.
Решением суда от 25.09.2007 (резолютивная часть от 20.09.2007; судья Байдина И.В.) заявленные требования удовлетворены. Инспекцию обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 (судьи Григорьева Н.П., Богданова Р.А., Сафонова С.Н.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, решение суда оставить без изменения, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Учреждение не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что сумма, уплаченная им до наступления срока уплаты налога, признается излишне уплаченной суммой; считает, что правомерно воспользовалось правом досрочной уплаты налога, предусмотренным п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Как следует из материалов дела, платежным поручением от 09.04.2007 N 334 налогоплательщиком внесены авансовые платежи по налогу на имущество за 1-й квартал 2007 г. в сумме 3979164 руб. Декларация за указанный период представлена 24.04.2007.
Налоговый орган решением от 02.05.2007 N 1274 произвел зачет авансовых платежей в сумме 1066138 руб. в счет имеющейся задолженности по пеням.
Считая данное решение инспекции незаконным, учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установленных ограничений для осуществления мер государственного принуждения и порядка осуществления таких мер в отношении бюджетных учреждений.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что уплаченная учреждением сумма является переплатой по налогу.
Статьей 78 Кодекса установлен общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени и штрафа и (или) зачета этих сумм в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо погашения недоимки.
В силу п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с п. 5 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Следовательно, обстоятельством, с установлением которого подлежит разрешению спор, является факт наличия переплаты.
Согласно п. 2 ст. 382, п. 2 ст. 383 Кодекса в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество организаций, при этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между произведением соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной за налоговый период, и суммами авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода.
В соответствии со ст. 379 Кодекса налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
При этом в силу п. 2, 3 ст. 386 Кодекса налоговая декларация по итогам налогового периода представляется в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты по авансовым платежам - не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
В связи с изложенным по основаниям, установленным Кодексом, положения ст. 78 Кодекса о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога должны распространяться на суммы авансовых платежей по налогу после представления налогоплательщиком деклараций по налогу за соответствующий отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев).
При этом не считаются переплатой суммы, внесенные налогоплательщиком в счет платежей, уплата которых производится авансовыми перечислениями до представления налоговой декларации (расчета) по данному виду налога (сбора), а также предварительная оплата, которая осуществляется до представления налоговой декларации (расчета) за истекший отчетный (налоговый) период.
Таким образом, положения ст. 78 Кодекса о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога распространяются на суммы авансовых платежей по налогу после представления налогоплательщиком деклараций по налогу за соответствующий отчетный период и не распространяются на указанные суммы до представления налоговой декларации по данному виду налога.
В связи с тем, что оспариваемое решение принято налоговым органом 02.05.2007, а внесение авансовых платежей раньше установленного срока не является излишней уплатой, зачет произведен инспекцией неправомерно.
Между тем неправильные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 по делу N А50-9835/07 Арбитражного суда Пермского края отменить.
Решение Арбитражного суда Пермского края 25.09.2007 по делу N А50-9835/07 оставить без изменения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края в пользу Федерального государственного учреждения "Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" судебные расходы в сумме 1000 руб.
Председательствующий
ДУБРОВСКИЙ В.И.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ГУСЕВ О.Г.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ГУСЕВ О.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)