Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Первухина В.М.,
судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2007 по делу N А07-2057/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Муниципального унитарного предприятия "Уфаводоканал" (далее - предприятие, налогоплательщик) - Федотов Ф.М. (доверенность от 30.05.2007 б/н);
- инспекции - Новоселов В.С. (доверенность от 10.01.2007 N 001-13/40/1).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 29.12.2006 N 95.
Решением суда первой инстанции от 22.05.2007 (судья Нигмаджанова И.И.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 (судьи Митичев О.П., Тремасова-Зинова М.В., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами Земельного кодекса Российской Федерации, подп. 1 п. 1 ст. 171, подп. 9 п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и неполное выяснение судами обстоятельств дела.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие ссылается на правомерность принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки (акт от 05.09.2006 N 49) инспекцией принято решение от 29.12.2006 N 95, в соответствии с которым налогоплательщику доначислено 9678553 руб. налогов, 1355868 руб. пеней и 1169764 руб. штрафов.
Считая названное решение частично незаконным, общество обратилось в суд.
Оспариваемым решением инспекции предприятию доначислены налог за землю за 2004, 2005 г. в сумме 287326 руб., соответствующие суммы штрафа и пеней в связи с неуплатой налога за земельные участки, отраженные в составе основных средств, находящиеся на праве ограниченного пользования чужими земельными участками.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из правомерности действий налогоплательщика.
Вывод судов является правильным, соответствует законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю", ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
В соответствии с п. 5 Земельного кодекса Российской Федерации для целей названного Кодекса используются следующие понятия и определения:
- собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки заняты автомобильными дорогами, обеспечивающими предприятию возможность передвижения через земельные участки, принадлежащие иным организациям, являющимся плательщиками земельного налога.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что предприятие является обладателем сервитута, не подпадающим под понятие плательщика земельного налога.
Ссылка инспекции на то, что спорные земельные участки отражены на балансовом счете налогоплательщика 01 "Основные средства", отклоняется, так как данное обстоятельство с учетом изложенного выше не является основанием для его обложения земельным налогом.
Оспариваемым решением инспекции предприятию доначислено 3520 руб. водного налога за 2005 г. в связи с использованием водного объекта (бассейн реки Белой) для эксплуатации подводных коммуникаций.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из неправомерности действий инспекции.
Вывод судов соответствует подп. 9 п. 2 ст. 333.9 Кодекса, согласно которому не признается объектами налогообложения водным налогом использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что акватория реки Белой используется предприятием для размещения гидротехнических сооружений водопроводного и канализационного назначения, и, следовательно, отсутствуют основания для доначисления водного налога, штрафа и пеней.
Ссылка инспекции на то, что в лицензии предприятия на водопользование указана эксплуатация подводных коммуникаций, а не размещение гидротехнических сооружений водопроводного и канализационного назначения, не принимается, так как лицензия выдана до введения в действие соответствующей главы Кодекса о водном налоге и несоответствие терминов не меняет цели использования акватории водного объекта.
Таким образом, оспариваемое решение инспекции в указанной части правомерно признано недействительным.
Оспариваемым решением инспекции предприятию доначислено 1297094 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2005 г. в связи с применением вычетов по выполненным работам, оплаченным из бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 1340-р, утвердившего республиканскую адресную инвестиционную программу на 2006 г., налогоплательщик оплатил за счет выделенных ему бюджетных средств работу поставщикам по строительству водозаборных, очистных, водопроводно-канализационных объектов. При этом оплата и приемка работ производились предприятием, работы оплачивались с учетом НДС.
Согласно ст. 171, 172 налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Факт выполнения работ и их оплата инспекцией не оспариваются.
Первичные бухгалтерские документы оформлены в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Таким образом, суды правомерно признали решение инспекции в указанной части недействительным, так как нарушений требований законодательства при проведении вычетов предприятием не допущено.
Доводам инспекции о неправомерности вычетов в связи с бюджетным финансированием судами дана надлежащая оценка со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.11.2004 N 324-О, согласно которому вычет НДС не ставится в зависимость от источников поступления средств налогоплательщику.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2007 по делу N А07-2057/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 03.12.2007 N Ф09-9866/07-С3 ПО ДЕЛУ N А07-2057/07
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2007 г. N Ф09-9866/07-С3
Дело N А07-2057/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Первухина В.М.,
судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2007 по делу N А07-2057/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Муниципального унитарного предприятия "Уфаводоканал" (далее - предприятие, налогоплательщик) - Федотов Ф.М. (доверенность от 30.05.2007 б/н);
- инспекции - Новоселов В.С. (доверенность от 10.01.2007 N 001-13/40/1).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 29.12.2006 N 95.
Решением суда первой инстанции от 22.05.2007 (судья Нигмаджанова И.И.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 (судьи Митичев О.П., Тремасова-Зинова М.В., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами Земельного кодекса Российской Федерации, подп. 1 п. 1 ст. 171, подп. 9 п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и неполное выяснение судами обстоятельств дела.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие ссылается на правомерность принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки (акт от 05.09.2006 N 49) инспекцией принято решение от 29.12.2006 N 95, в соответствии с которым налогоплательщику доначислено 9678553 руб. налогов, 1355868 руб. пеней и 1169764 руб. штрафов.
Считая названное решение частично незаконным, общество обратилось в суд.
Оспариваемым решением инспекции предприятию доначислены налог за землю за 2004, 2005 г. в сумме 287326 руб., соответствующие суммы штрафа и пеней в связи с неуплатой налога за земельные участки, отраженные в составе основных средств, находящиеся на праве ограниченного пользования чужими земельными участками.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из правомерности действий налогоплательщика.
Вывод судов является правильным, соответствует законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю", ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
В соответствии с п. 5 Земельного кодекса Российской Федерации для целей названного Кодекса используются следующие понятия и определения:
- собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки заняты автомобильными дорогами, обеспечивающими предприятию возможность передвижения через земельные участки, принадлежащие иным организациям, являющимся плательщиками земельного налога.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что предприятие является обладателем сервитута, не подпадающим под понятие плательщика земельного налога.
Ссылка инспекции на то, что спорные земельные участки отражены на балансовом счете налогоплательщика 01 "Основные средства", отклоняется, так как данное обстоятельство с учетом изложенного выше не является основанием для его обложения земельным налогом.
Оспариваемым решением инспекции предприятию доначислено 3520 руб. водного налога за 2005 г. в связи с использованием водного объекта (бассейн реки Белой) для эксплуатации подводных коммуникаций.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из неправомерности действий инспекции.
Вывод судов соответствует подп. 9 п. 2 ст. 333.9 Кодекса, согласно которому не признается объектами налогообложения водным налогом использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что акватория реки Белой используется предприятием для размещения гидротехнических сооружений водопроводного и канализационного назначения, и, следовательно, отсутствуют основания для доначисления водного налога, штрафа и пеней.
Ссылка инспекции на то, что в лицензии предприятия на водопользование указана эксплуатация подводных коммуникаций, а не размещение гидротехнических сооружений водопроводного и канализационного назначения, не принимается, так как лицензия выдана до введения в действие соответствующей главы Кодекса о водном налоге и несоответствие терминов не меняет цели использования акватории водного объекта.
Таким образом, оспариваемое решение инспекции в указанной части правомерно признано недействительным.
Оспариваемым решением инспекции предприятию доначислено 1297094 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2005 г. в связи с применением вычетов по выполненным работам, оплаченным из бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 1340-р, утвердившего республиканскую адресную инвестиционную программу на 2006 г., налогоплательщик оплатил за счет выделенных ему бюджетных средств работу поставщикам по строительству водозаборных, очистных, водопроводно-канализационных объектов. При этом оплата и приемка работ производились предприятием, работы оплачивались с учетом НДС.
Согласно ст. 171, 172 налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Факт выполнения работ и их оплата инспекцией не оспариваются.
Первичные бухгалтерские документы оформлены в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Таким образом, суды правомерно признали решение инспекции в указанной части недействительным, так как нарушений требований законодательства при проведении вычетов предприятием не допущено.
Доводам инспекции о неправомерности вычетов в связи с бюджетным финансированием судами дана надлежащая оценка со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.11.2004 N 324-О, согласно которому вычет НДС не ставится в зависимость от источников поступления средств налогоплательщику.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2007 по делу N А07-2057/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий
ПЕРВУХИН В.М.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ТОКМАКОВА А.Н.
ПЕРВУХИН В.М.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ТОКМАКОВА А.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)