Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2008 N 09АП-7700,8958,8567/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-55949/07-114-321

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2008 г. N 09АП-7700,8958,8567/2008-АК

Дело N А40-55949/07-114-321
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Р.,
судей: Н. С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи З.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Г., ФНС России, ИФНС по г. Усинску Республики Коми
на решение от 23.05.2008 по делу N А40-55949/07-114-321
Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей С.
по иску (заявлению) индивидуального предпринимателя Г.
к Федеральной налоговой службе России, ИФНС по г. Усинску Республики Коми
о признании недействительными решений от 17.10.2007 N 08-3-05/3567, от 14.06.2007 N 18 в редакции решения от 03.09.2007 N 283-а в части и об обязании изменить решение от 14.06.2007 N 18
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - не явился, извещен
от ответчиков (заинтересованных лиц) - от ФНС России М. по дов. N ММ-19-7/32 от 11.02.2008 г.; от ИФНС по г. Усинску Республики Коми - К. по дов. от 03.09.2007 N 04-21/27
установил:

индивидуальный предприниматель Г. (далее - заявитель, налогоплательщик, предприниматель) с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 5 л.д. 66) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФНС России, ИФНС по г. Усинску Республики Коми о признании недействительным решения ФНС России от 17.10.2007 N 08-3-05/3567, решения ИФНС по г. Усинску Республики Коми от 14.06.2007 N 18 в редакции решения УФНС по Республике Коми от 03.09.2007 N 283-а в части пп. 1 п. 1 резолютивной части решения о привлечении предпринимателя Г. к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДФЛ за 2004 г.; НДФЛ за 2005 г. в части излишне начисленных сумм штрафа в размере 2 821,96 руб., ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет за 2004 г., ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет за 2005 год в части излишне начисленных сумм штрафа в размере 1 585,17 руб., ЕСН, зачисляемого в ФФОМС за 2004 г., ЕСН, зачисляемого в ФФОМС за 2005 год в части излишне начисленных сумм штрафа в размере 173,68 руб., ЕСН, зачисляемого в ТФОМС за 2004 год, ЕСН, зачисляемого в ТФОМС за 2005 год в части излишне начисленных сумм штрафа в размере 412,44 руб., НДС за 2 квартал 2004 года, НДС за 4 квартал 2004 года в части излишне начисленных сумм штрафа в размере 2 411,80 руб., соответствующей суммы штрафа по начисленному НДС за 2003 год; пп. 4 п. 1 резолютивной части решения о предложении уплатить недоимку по НДФЛ за 2003 г. по сроку уплаты 15.07.2004, по НДФЛ за 2004 год по сроку уплаты 15.07.2005, по НДФЛ за 2005 год по сроку уплаты 15.07.2006 в части излишне начисленного налога в сумме 14 109,81 руб., ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет за 2003 год по сроку уплаты 15.07.2004, за 2004 год по сроку уплаты 15.07.2005, за 2005 год по сроку уплаты 15.07.2006 в части излишне начисленного налога в сумме 7 925,83 руб., ЕСН, зачисляемого в ФФОМС за 2003 год по сроку уплату 15.07.2004, за 2004 год по сроку уплаты 15.07.2005, за 2005 год по сроку уплаты 15.07.2006 в части излишне начисленного налога в сумме 868,30 руб.; ЕСН, зачисляемого в ТФОМС за 2003 год по сроку уплату 15.07.2004, за 2004 год по сроку уплаты 15.07.2005, за 2005 год по сроку уплаты 15.07.2006 в части излишне начисленного налога в сумме 2 062,20 руб.; доначисления и предложения уплатить НДС за 2003 год, НДС за 2 квартал 2004 г. по сроку уплаты 20.07.2004 в части излишне начисленного налога в сумме 752 руб., НДС за 4 квартал 2004 г. по сроку уплату 20.01.2005 в части излишне начисленного налога в сумме 12 059 руб.; пп. 3 п. 1 резолютивной части решения в части начисления пеней за неполную уплату доначисленных налогов в указанной выше части.
Решением суда от 23.05.2008 требования налогоплательщика удовлетворены частично: признано полностью недействительным решение ФНС России от 17.10.2007 N 08-3-05/3567; решение ИФНС по г. Усинску Республики Коми от 14.06.2007 N 18 в редакции решения УФНС по Республике Коми от 03.09.2007 N 283-а признано недействительным в части доначисления налога на доходы физических лиц за 2003 - 2005 г.г., единого социального налога за 2003 - 2005 г.г., соответствующих сумм пеней и налоговых санкций по эпизоду, связанному с непредставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих произведенные расходы; доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и налог на доходы физических лиц за 2003 г., соответствующие суммы пеней и налоговых санкций по эпизоду, связанному с осуществлением розничной торговли за безналичный расчет; доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года в размере 12 059 руб., соответствующую сумму пеней и налоговых санкций. В удовлетворении остальной части требований налогоплательщика отказано.
Федеральная налоговая служба России не согласилась с решением суда в части удовлетворения требования заявителя о признании недействительным решения ФНС России от 17.10.2007 N 08-3-05/3567 и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в обжалованной части отменить и отказать в удовлетворении требований предпринимателя в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Инспекция ФНС по г. Усинску Республики Коми также обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения требований заявителя и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Г., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Налогоплательщик подал апелляционную жалобу и просит отменить принятый судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о признании решения ИФНС по г. Усинску Республики Коми от 14.06.2007 N 18 в редакции решения УФНС по Республике Коми от 03.09.2007 N 283-а недействительным к части отказа в принятии декларационного платежа и уменьшении НДФЛ, ЕСН, предложения уплатить штрафные санкции и пени по указанным налогам за 2004 - 2005 годы, а также в части привлечения к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ за неполную уплату НДС во 2-м квартале 2004 года.
К материалам дела приобщены дополнения к апелляционной жалобе ИФНС по г. Усинску Республики Коми, а также отзыв указанной инспекции на апелляционную жалобу ИП Г., в котором налоговый орган просит оставить апелляционную жалобу предпринимателя без удовлетворения.
В заседание апелляционного суда не явился заявитель, извещен надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
С учетом мнения сторон, полагавших возможным рассмотрение дела без участия заявителя, суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ определил: рассмотреть дело в отсутствие ИП Г.
Представители ФНС России и ИФНС по г. Усинску Республики Коми в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на апелляционную жалобу предпринимателя.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит изменению на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела относительно вопроса о законности решения ФНС России от 17.10.2007 N 08-3-05/3567.
Из материалов дела следует, что в отношении заявителя проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 и с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией ФНС по г. Усинску Республики Коми вынесено решение от 14.06.2007 N 18, обжалованное в апелляционном порядке в УФНС России по Республике Коми. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика Управлением ФНС России по Республике Коми вынесено решение от 03.09.2007 N 283-а. Указанное решение обжаловано в Федеральную налоговую службу России, которой принято решение от 17.10.2007 N 08-3-05/3567 об отказе в удовлетворении требований ИП Г.
Вступившим в силу решением ИФНС по г. Усинску Республики Коми от 14.06.2007 N 18 налогоплательщику предложено уплатить недоимку:
- - по НДФЛ за 2003 год в размере 41 566 руб., за 2004 года в размере 25 890 руб., за 2005 год - 50 306 руб.;
- - по ЕСН за 2003 год в размере 31 637,93 руб., за 2004 год - 8 544,06 руб., за 2005 год - 27 811,43 руб.;
- - по НДС за 2003 год в размере 72 301 руб., за 2004 год - 33 408,53 руб., за 2005 год - 60 515,93 руб.
Налогоплательщику предложено уплатить суммы начисленных пеней и налоговых санкций по указанным выше налогам.

Судом первой инстанции при разрешении спорного вопроса учтено, что по указанным вопросам ранее финансовыми и налоговыми органами давались противоречивые разъяснения, произведена ссылка на Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2005 г. N 03-11-02/37, посчитавшего возможным в связи с вышеизложенным не производить перерасчет налоговых обязательств за 2003 - 2005 годы, в случае, если налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применялись различные формы расчетов за товары при розничной торговле.
Аналогичные разъяснения, даны в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 03-11-02/86, согласно которым к розничной торговле в целях главы 26.3 Налогового кодекса относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи независимо от того, какой категории покупателей (физические или юридические лица) реализуются эти товары.
При этом судебная коллегия с учетом п. 3 ст. 5 НК РФ принимает во внимание положения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ о том, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
В связи с указанными обстоятельствами, доводы апелляционных жалоб налоговых органов о том, что, применяя безналичную форму расчетов при осуществлении розничной торговли, заявитель обязан платить налоги в общеустановленном порядке, отклоняются, соответственно доначисление ИП Г. НДС, ЕСН, НДФЛ, соответствующих сумм пеней и налоговых санкций за 2003 год по рассматриваемому основанию нельзя признать законным.
Между тем суд первой инстанции правомерно признал решение ИФНС по г. Усинску Республики Коми от 14.06.2007 N 18 в редакции решения УФНС по Республике Коми от 03.09.2007 N 283-а соответствующим Налоговому кодексу РФ в части предложения ИП Г. уплатить НДС, ЕСН, НДФЛ за 2003 - 2005 годы на том основании, что предпринимателем в указанные периоды осуществлена реализация товаров (работ, услуг), подпадающая под налогообложение в общеустановленном порядке.
Так, в 2003 году заявитель реализовал ряду коммерческих юридических лиц товары (чайные ложки, вилки столовые, кружки, тарелки, лампочки и иные хозяйственные товары - т. 3 л.д. 100 - 107, 119 - 125, 133 - 140) и выставил соответствующие счета-фактуры для оплаты. Суд первой инстанции обоснованно с учетом п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к п. 1 ст. 492, 506 ГК РФ указал, что продажа указанных товаров не подпадает под понятие розничной торговли, поскольку количество проданного товара и продажа его юридическим лицам (хозяйственным обществам) свидетельствует о том, что товар был реализован оптом и для целей, связанных с предпринимательской деятельностью покупателей.
Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что налоговый орган считает реализацию указанных выше товаров не относящейся к осуществлению предпринимательской деятельности, не соответствует действительности.
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции на основании договора от 01.05.2003 (т. 3 л.д. 113116) заявитель, выступающий в качестве арендодателя, выставил в адрес арендатора - ООО "Торгово-транспортная компания" счета-фактуры от 01.05.2003 N 150 и от 01.06.2003 N 150 на общую сумму 40 000 руб. без НДС за оказание услуг по аренде складской площади склада N 10 отсек N 9 в количестве 581,4 кв. м по адресу: г. Усинск, ул. Нефтяников. Платежным поручением от 09.07.2003 года N 147 (т. 5 л.д. 59) арендатор перечислил заявителю согласно указанным счетам-фактурам арендную плату в размере 40 000 руб. без НДС. В части касающейся доначисления налогов, пеней и штрафных санкций в связи с арендными отношениями решение суда заявитель не обжалует.

Ссылка в апелляционной жалобе ИФНС по г. Усинску Республики Коми на то, что суд вышел за пределы заявленных требований, отклоняется, поскольку предпринимателем обжаловано доначисление НДФЛ и ЕСН за 2003 - 2005 годы.
По эпизоду доначисления НДС за 4 квартал 2004 г. суд первой инстанции обоснованно установил, что налоговым органом ошибочно определена сумма налога к доначислению в размере 27 149 руб. (лист 30 решения ИФНС по г. Усинску Республики Коми N 18 от 14.06.07), поскольку неверно определена налоговая база для исчисления НДС. В декларации заявителя база для исчисления налога указана в размере 152 665 руб., тогда как в решении инспекции - 313 216 руб. Общая сумма к вычету по данным заявителя составляет 39 539 руб., тогда как в решении инспекции - 41 289 руб. По расчету инспекции (313 216 руб. x 18% - 41 289 руб.) сумма НДС к уплате в бюджет определена в размере 15 090 руб. и с учетом итоговой суммы к возмещению из бюджета 12 059 руб., указанной в налоговой декларации заявителя за спорный период, сумма доначисленного налога составила 27 149 руб. (15 090 руб. + 12 059 руб.). Между тем каких-либо доказательств того, что инспекция возвратила или зачла налогоплательщику сумму налога к возмещению в размере 12 059 руб. не представлено. Доводы апелляционной жалобы ИФНС по г. Усинску Республики Коми по этому эпизоду не опровергают вывод суда первой инстанции о недействительности решения инспекции в рассматриваемой части.
По эпизоду с уплатой декларационного платежа доводы апелляционной жалобы заявителя не принимаются во внимание по следующим основаниям. Как правильно установлено судом первой инстанции указанный платеж в размере 40 000 руб. был уплачен заявителем после вынесения решения ИФНС по г. Усинску Республики Коми от 14.06.2007 N 18, то есть после того как налоговыми органами была произведена выездная налоговая проверка и установлена обязанность ИП Г. по уплате налогов. При таких обстоятельствах оснований считать, что заявитель применительно к положениям пунктов 1 статей 1 и 2 Федерального закона от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" добровольно исполнил обязанность по самостоятельному исчислению и уплате налогов в отношении доходов, полученных до 01.01.2006 г. не имеется. Указанный нормативный акт не предполагает своей целью освобождение налогоплательщика от уплаты доначисленных налогов, пеней и налоговых санкций.
Доводы жалобы предпринимателя об истечении срока давности привлечения к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) НДС за 2 квартал 2004 года отклоняются в связи со следующим. Как верно установлено судом первой инстанции нормами статьи 113 НК РФ не предусмотрено приостановление течения срока давности в связи с обжалованием ненормативного правового акта инспекции о привлечении к налоговой ответственности в вышестоящем налоговом органе. Таким образом, решение вынесено инспекцией в пределах 3-летнего срока, то есть в период с 01.07.04 по 30.06.2007.
В связи с изложенными обстоятельствами, апелляционная жалоба ИП Г. удовлетворению не подлежит.
Между тем апелляционная жалоба ФНС России подлежит частичному удовлетворению, поскольку решение ФНС России от 17.10.2007 N 08-3-05/3567 за исключением эпизодов, признанных судом не соответствующим Налоговому кодексу РФ, принято без нарушения налогового законодательства.
Таким образом, решение суда в части признания недействительным решения ФНС России от 17.10.2007 N 08-3-05/3567 за исключением выводов о законности решения ИФНС по г. Усинску Республики Коми от 03.09.2007 N 283-а о доначислении налога на доходы физических лиц за 2003 - 2005 г. г., единого социального налога за 2003 - 2005 г. г., соответствующих сумм пеней и налоговых санкций по эпизоду, связанному с непредставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих произведенные расходы; доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и налог на доходы физических лиц за 2003 г., соответствующие суммы пеней и налоговых санкций по эпизоду, связанному с осуществлением розничной торговли за безналичный расчет; доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года в размере 12 059 руб., соответствующую сумму пеней и налоговых санкций следует отменить и в указанной части в удовлетворении требований ИП Г. отказать.
В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2008 по делу N А40-55949/07-114-321 изменить.
Отменить решение суда в части признания недействительным решения ФНС России от 17.10.2007 N 08-3-05/3567 за исключением выводов о законности решения ИФНС по г. Усинску Республики Коми от 03.09.2007 N 283-а о доначислении налога на доходы физических лиц за 2003 - 2005 г. г., единого социального налога за 2003 - 2005 г. г., соответствующих сумм пеней и налоговых санкций по эпизоду, связанному с непредставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих произведенные расходы; доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и налог на доходы физических лиц за 2003 г., соответствующие суммы пеней и налоговых санкций по эпизоду, связанному с осуществлением розничной торговли за безналичный расчет; доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года в размере 12 059 руб., соответствующую сумму пеней и налоговых санкций.
Отказать индивидуальному предпринимателю Г. (ИНН 110602565737) в удовлетворении требования о признании недействительным решения ФНС России от 17.10.2007 N 08-3-05/3567 за исключением выводов о законности решения ИФНС по г. Усинску Республики Коми от 03.09.2007 N 283-а о доначислении налога на доходы физических лиц за 2003 - 2005 г.г., единого социального налога за 2003 - 2005 г.г., соответствующих сумм пеней и налоговых санкций по эпизоду, связанному с непредставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих произведенные расходы; доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и налог на доходы физических лиц за 2003 г., соответствующие суммы пеней и налоговых санкций по эпизоду, связанному с осуществлением розничной торговли за безналичный расчет; доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость за 4-квартал 2004 года в размере 12 059 руб., соответствующую сумму пеней и налоговых санкций.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Усинску Республики Коми государственную пошлину в доход федерального бюджета 1.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)