Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2006 ПО ДЕЛУ N А08-11771/05-9

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 30 мая 2006 года Дело N А08-11771/05-9
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2006
Полный текст постановления изготовлен 30.05.2006


Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО Б. на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.01.2006 по делу N А08-11771/05-9 по заявлению ОАО Б. к ИФНС России по г. Б. о признании недействительным ее решения N 3123-15/10-591ДСП от 28.07.2005 в части начисления земельного налога в сумме 79555 рублей 94 коп. за период с 15.04.2003 по 15.12.2003,
УСТАНОВИЛ:

ОАО Б. обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к ИФНС России по г. Б. о признании недействительным ее решения N 3123-15/10-591ДСП от 28.07.2005 в части начисления земельного налога в сумме 79555 рублей 94 коп. за период с 15.04.2003 по 15.12.2003.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 31.01.2006 по делу N А08-11771/05-9 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
ОАО Б. не согласилось с указанным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.
В судебное заседание не явились ОАО Б. и ИФНС России по г. Б., которые извещены о месте и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании 16.05.2006 объявлялся перерыв до 23.05.2006 (20.05, 21.05 - выходные дни).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Из материалов дела следует.
ОАО Б. 13.05.2005 представило уточненную (к уменьшению) налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой к уплате в бюджет причиталась сумма налога 495808 рублей. Согласно предыдущей налоговой декларации за этот же налоговый период, представленной в налоговый орган 26.12.2003, к уплате в бюджет земельного налога причитался 575361 рубль.
По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год налоговый орган вынес решение N 3123-15/10-5911ДСП от 28.07.2005, согласно которому заявителю было предложено перечислить сумму неуплаченного за 2003 год земельного налога в размере 79555 рублей 94 коп.
Не согласившись с данным решением, ОАО Б. обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании его недействительным в данной части.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам (пп. "б" п. 1 ст. 21). Согласно п. 2 ст. 21 налоги, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Б. городского Совета депутатов от 16.04.2002 N 252 "О порядке исчисления и уплаты земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" установлены ставки земельного налога на 2002 год по экономическим зонам города за один квадратный метр согласно приложению N 1.
Согласно закону Белгородской области от 24.12.2002 N 60 "Об областном бюджете на 2003 год" (статья 13) ставки земельного налога и арендной платы за землю, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8 для всех категорий земель.
Как видно из имеющихся в деле документов, ОАО Б. в постоянном (бессрочном) пользовании имеет земельный участок площадью 40640 кв. м, расположенный по адресу: г. Б., ул. М.
Из содержания ответа начальника управления муниципальной собственностью администрации г. Б. от 26.12.2005 N 5626-з следует, что изначально, до утверждения схемы экономического зонирования, земельный участок ОАО Б. относился к третьей экономической зоне.
Решением Б. городского Совета депутатов от 18.03.2003 N 355 "О внесении изменений и дополнений в решение городского Совета депутатов от 16.04.2002 N 252 "О порядке исчисления и уплаты земельных платежей (земельного налога, арендной платы) данное решение дополнено приложением N 3 "Перечень экономических зон города Б. (с указанием их границ)".
Согласно данному приложению земельный участок ОАО Б. отнесен к первой экономической зоне.
В соответствии с приложением N 1 к решению Б. городского Совета депутатов от 16.04.2002 N 252 "О порядке исчисления и уплаты земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" и законом Белгородской области от 24.12.2002 N 60 "Об областном бюджете на 2003 год" ставка земельного налога на 2003 год для первой экономической зоны составляла 14,81 рубля/кв. м, для третьей - 12,20 рубля/кв. м.
Из имеющихся в деле налоговых деклараций ОАО Б. по земельному налогу за 2003 год следует, что первоначальная налоговая декларация была представлена обществом 09.07.2003. Сумма земельного налога по данной декларации была исчислена с применением налоговой ставки 12,20 рубля/кв. м и составила 495808 рублей.
26.12.2003 общество представило уточненную декларацию, согласно которой исчислило подлежащий уплате за 2003 год земельный налог в сумме 575361 рубля, применив за период с 01.01.2003 по 01.04.2003 налоговую ставку в размере 12,20 рубля/кв. м, а за период с 01.04.2003 по 31.12.2003 налоговую ставку 14,81 рубля/кв. м.
Таким образом, к доплате по указанной декларации подлежал земельный налог в сумме 79553 рублей.
13.05.2006 общество повторно представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, где указало земельный налог, подлежащий уплате в бюджет, в сумме 495808 рублей, исчислив его с применением налоговой ставки 12,20 рубля/кв. м, тем самым к уменьшению по данной декларации подлежал земельный налог в сумме 79553 рублей.
Налоговый орган при проверке уточненной налоговой декларации за 2003 год пришел к выводу о неправомерном уменьшении сумм земельного налога за 2003 год на 79553 рубля, в связи с чем пунктом 2 оспариваемого решения предложил обществу доплатить указанную сумму земельного налога за 2003 год.
При этом налоговый орган исходил из того, что основанием для представления уточненной налоговой декларации от 13.05.2005 за 2003 год явилось решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.12.2004 о признании недействующим приложения N 1 к пункту 1.1 решения Б. городского Совета депутатов N 423 от 14.11.2003 "О порядке исчисления земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" в части установления ставки земельного налога в размере 16,28 рубля/кв. м для земельных участков, расположенных в экономической зоне 1Г г. Б. на 2004 год.
Общество, подавая вышеуказанные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 год, не применяло налоговую ставку в размере 16,28 рубля/кв. м, установленную в приложении N 1 к пункту 1.1 решения Б. городского Совета депутатов N 423 от 14.11.2003.
Поэтому вывод налогового органа об утрате действия нормативного акта - приложения N 1 к пункту 1.1 решения Б. городского Совета депутатов N 423 от 14.11.2003 с 15.12.2004 не мог служить основанием для доначисления земельного налога за 2003 год в сумме 79553 рублей.
Анализ представленных обществом налоговых деклараций, решений Б. городского Совета депутатов от 16.04.2002 N 252 "О порядке исчисления и уплаты земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" и от 18.03.2003 N 355 "О внесении изменений и дополнений в решение городского Совета депутатов от 16.04.2002 N 252 "О порядке исчисления и уплаты земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" свидетельствует о том, что уточнения в основную налоговую декларацию вносились в связи с отнесением земельного участка общества к первой экономической зоне в соответствии с решением Б. городского Совета депутатов от 18.03.2003 N 355.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы или повышающие налоговые ставки, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение, обратной силы не имеют.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является один год.
Из материалов дела видно, что решением Б. городского Совета депутатов от 18.03.2003 N 335, которое опубликовано в газете "Наш Б." 28.03.2003, ставка по налогу на землю ОАО Б. повышена с 12,2 рубля за 1 кв. м до 14,81 рубля за 1 кв. м, а следовательно, данный правовой акт вступает в силу в соответствии с п. 1, п. 2 ст. 5 НК РФ не ранее чем с 01.01.2004.
Тот факт, что согласно п. 21 решения Б. городского Совета депутатов от 18.03.2003 N 335 оно вступает в действие с момента его официального опубликования, не может быть принят во внимание, поскольку данная норма противоречит требованиям п. 1, п. 2 ст. 5 НК РФ, а согласно п. 5 ст. 1 НК РФ нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах должны соответствовать положениям данного Кодекса.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество правомерно при расчете земельного налога за 2003 год применило налоговую ставку 12,20 рубля/кв. м, установленную приложением N 1 к решению Б. городского Совета депутатов от 16.04.2002 N 252 "О порядке исчисления и уплаты земельных платежей (земельного налога, арендной платы)" для третьей экономической зоны. Сумма земельного налога, подлежащая уплате обществом за 2003 год, составит 495808 рублей (40640 x 12,20).
Данная сумма была указана обществом в первоначальной налоговой декларации и в уточненной налоговой декларации, представленной 13.05.2005. Таким образом, при представлении уточненной налоговой декларации от 13.05.2005 по земельному налогу за 2003 год общество не допустило неуплаты налога, в связи с чем требование налогового органа о дополнительной уплате земельного налога за 2003 год в сумме 79553 рублей является неправомерным.
Кроме того, как следует из представленных суду обществом платежных поручений об уплате земельного налога, за 2003 год обществом уплачен земельный налог в сумме 577914,51 рубля. Данный факт также подтверждается представленной налоговым органом выпиской из лицевого счета налогоплательщика.
При таких обстоятельствах уточнение суммы земельного налога в сторону уменьшения не может повлечь его неуплату.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает неправомерным сформулированное в пункте 2 оспариваемого решения предложение налогового органа уплатить в срок, указанный в требовании об уплате налога, земельный налог в сумме 79555 рублей 94 коп. за 2003 год.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба ОАО Б. подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.01.2006 по делу N А08-11771/05-9 - отмене.
Госпошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная ОАО Б. при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу ОАО Б. удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.01.2006 по делу N А08-11771/05-9 отменить.
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Б. N 3123-15/10-591ДСП от 28.07.2005 в части начисления земельного налога в сумме 79555,94 рубля за период с 15.04.2003 по 15.12.2003 как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Инспекции ФНС России по г. Б. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО Б.
Возвратить ОАО Б. из федерального бюджета 1000 рублей госпошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 147 от 16.03.2006.
На возврат госпошлины выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)