Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.03.2005 N А78-4989/04-С2-27/446-Ф02-810/05-С1

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 14 марта 2005 г. Дело N А78-4989/04-С2-27/446-Ф02-810/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Евдокимова А.И.,
судей: Косачевой О.И., Мироновой И.П.,
при участии в судебном заседании:
представителя закрытого акционерного общества "Забайкалагробизнес" - Дьяковой Ю.Е. (доверенность N 5 от 11.01.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Забайкалагробизнес" на решение от 22 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-4989/04-С2-27/446 (суд первой инстанции Горкин Д.С.; суд апелляционной инстанции: Ильющенко Ю.И., Стасюк Т.В., Желтоухов Е.В.),
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Забайкалагробизнес" (далее - ЗАО "Забайкалагробизнес") обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением об исправлении решения от 04.08.2004 N 944 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г. Читы в части начисления ему к уплате земельного налога в сумме 191145 рублей, пеней в сумме 42072 рублей за несвоевременную уплату данного налога, а также привлечения его к налоговой ответственности в виде штрафов в сумме 38229 рублей - за неуплату земельного налога за 2002 - 2003 гг., в сумме 249553 рублей - за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу. Заявление мотивировано тем, что в связи с отсутствием у общества правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 11,07 га по ул. Промышленной, 2 в г. Чите оно не являлось плательщиком земельного налога.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г. Читы обратилась в Арбитражный суд Читинской области со встречным заявлением о взыскании с ЗАО "Забайкалагробизнес" 287782 рублей, в том числе штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 38229 рублей, штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации - 249553 рублей. В обоснование заявления указано, что по результатам выездной налоговой проверки деятельности общества за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 (акт от 15.07.2004) выявлены нарушения обществом налогового законодательства. В нарушение статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 1, 16 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" общество не уплатило земельный налог за 2002 год - 36737 рублей, за 2003 год - 154408 рублей, всего в сумме 191145 рублей, а также не представило налоговые декларации по земельному налогу за эти же периоды. Решение от 04.08.2004 N 944 и требование об уплате санкций обществом в добровольном порядке не исполнены.
Суд принял встречное заявление к рассмотрению совместно с первоначальным и решением от 22.10.2004 в удовлетворении заявления ЗАО "Забайкалагробизнес" о признании недействительным решения инспекции от 04.08.2004 N 944 в части доначисления к уплате налога на землю в сумме 191145 рублей, пеней по нему в сумме 42072 рублей, штрафа за неуплату налога на землю за 2002 - 2003 годы в сумме 38229 рублей, штрафа за непредставление налоговой декларации по земельному налогу в сумме 249553 рублей отказал. Взыскал с ЗАО "Забайкалагробизнес", расположенного по адресу: г. Чита, ул. Амурская, 13, свидетельство о государственной регистрации от 21 марта 2002 года N 4012, в пользу Инспекции МНС РФ по Ингодинскому административному району г. Читы штрафные санкции на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на землю - в размере 9557 рублей 25 копеек, на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций - в размере 61388 рублей 25 копеек; всего взыскано 70945 рублей 50 копеек. В остальной части встречного заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года решение арбитражного суда от 22 октября 2004 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Забайкалагробизнес" просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (почтовое уведомление N 86692 от 15.02.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Забайкалагробизнес" зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационно-лицензионной палатой г. Читы 21.03.2000 N 4012 (свидетельство серии 75 N 000672645 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1027501150225), состоит на налоговом учете в инспекции.
Решением от 29.06.2004 налогового органа была назначена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в том числе платы за землю.
Из акта от 15.07.2004 N 6.1-15/61 выездной налоговой проверки следует, что ЗАО "Забайкалагробизнес" не уплатило земельный налог за 2002 год в сумме 36737 рублей, за 2003 год - в сумме 154408 рублей, всего - 191145 рублей; не представило налоговые декларации по земельному налогу за эти же периоды. По результатам проведенной выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о нарушениях обществом налогового законодательства и вынес решение от 04.08.2004 N 944 о его привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 38229 рублей за неуплату земельного налога; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации - в виде штрафа в сумме 249553 рублей за непредставление в течение более 180 дней (на дату проверки) по истечении установленного срока в налоговый орган налоговых деклараций по земельному налогу за пользование земельным участком.
Согласно статье 15 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. В силу статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Забайкалагробизнес" приобрело у ОАО "Читинский мясокомбинат" расположенные на отведенном данному обществу земельном участке площадью 11,07 га объекты недвижимости по договорам купли-продажи: от 16.03.2000 - здание колбасного цеха общей площадью 1667,2 кв.м; от 19.06.2002 - здание насосной станции общей площадью 55,9 кв.м; от 08.12.2001 - здание гаража общей площадью 1507 кв.м; от 02.10.2002 - здание градирни площадью застройки 907,9 кв.м; от 02.10.2002 - здание холодильника с пристройкой площадью 5823,4 кв.м; от 04.01.2003 - здание трансформаторной подстанции общей площадью 147,7 кв.м. Согласно условиям договоров купли-продажи, прием-передача объектов производится в момент подписания договоров, каждый из договоров имеет силу передаточного акта. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ЗАО "Забайкалагробизнес" становилось владельцем приобретенных объектов в день заключения каждого из вышеназванных договоров.
Таким образом, земельные участки, занимаемые приобретенными обществом объектами, в период времени, начиная с дат заключения договоров купли-продажи, находились в фактическом пользовании общества.
Общество, исходя из отсутствия у него зарегистрированного права собственности на объекты (до получения соответствующих свидетельств) и отсутствия у него документов на данный земельный участок, не считает себя в период до получения свидетельств плательщиком земельного налога. Однако отсутствие документов, свидетельствующих о праве пользования земельным участком, (получение которых зависит от волеизъявления общества) не является основанием для освобождения общества от уплаты земельного налога.
Согласно статье 16 вышеназванного Закона земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.
В связи с этим общество как плательщик налога обязано было представить в налоговый орган декларации по земельному налогу по спорным земельным участкам в сроки, установленные статьей 16 Закона, однако не представило их на дату окончания налоговой проверки. Налоговый орган обоснованно пришел к выводу о нарушении обществом требований статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязывающей налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые декларации по налогам, которые они обязаны уплачивать, и привлек общество к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из периодов просрочки представления налоговых деклараций, сумм причитавшегося к уплате налога.
В соответствии со статьей 17 Закона РФ "О плате за землю" (в редакции, действовавшей в проверенный период) земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15-го сентября и 15-го ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Законом Читинской области от 27.01.1995 N 8-ЗЧО (в редакции от 30.09.1998) "О плате за землю" (статья 9) установлено, что уплата земельного налога юридическими лицами производится равными долями не позднее 15-го марта, 15-го июня, 15-го сентября и 15-го декабря ежегодно.
Учитывая неисполнение обществом обязанностей по уплате земельного налога, налоговым органом обоснованно предложено обществу уплатить земельный налог в общей сумме 191145 рублей, пени (на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации) в сумме 42072 рублей за несвоевременную уплату земельного налога; решением от 04.08.2004 общество правомерно привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 38229 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на землю.
Доводы заявителя кассационной жалобы рассмотрены, но не могут быть приняты во внимание ввиду их необоснованности.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-4989/04-С2-27/446 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ЕВДОКИМОВ
Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
И.П.МИРОНОВА







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 марта 2005 г. Дело N А78-4989/04-С2-27/446-Ф02-810/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Евдокимова А.И.,
судей: Косачевой О.И., Мироновой И.П.,
при участии в судебном заседании:
представителя закрытого акционерного общества "Забайкалагробизнес" - Дьяковой Ю.Е. (доверенность N 5 от 11.01.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Забайкалагробизнес" на решение от 22 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-4989/04-С2-27/446 (суд первой инстанции Горкин Д.С.; суд апелляционной инстанции: Ильющенко Ю.И., Стасюк Т.В., Желтоухов Е.В.),
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Забайкалагробизнес" (далее - ЗАО "Забайкалагробизнес") обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением об исправлении решения от 04.08.2004 N 944 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г. Читы в части начисления ему к уплате земельного налога в сумме 191145 рублей, пеней в сумме 42072 рублей за несвоевременную уплату данного налога, а также привлечения его к налоговой ответственности в виде штрафов в сумме 38229 рублей - за неуплату земельного налога за 2002 - 2003 гг., в сумме 249553 рублей - за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу. Заявление мотивировано тем, что в связи с отсутствием у общества правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 11,07 га по ул. Промышленной, 2 в г. Чите оно не являлось плательщиком земельного налога.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г. Читы обратилась в Арбитражный суд Читинской области со встречным заявлением о взыскании с ЗАО "Забайкалагробизнес" 287782 рублей, в том числе штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 38229 рублей, штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации - 249553 рублей. В обоснование заявления указано, что по результатам выездной налоговой проверки деятельности общества за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 (акт от 15.07.2004) выявлены нарушения обществом налогового законодательства. В нарушение статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 1, 16 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" общество не уплатило земельный налог за 2002 год - 36737 рублей, за 2003 год - 154408 рублей, всего в сумме 191145 рублей, а также не представило налоговые декларации по земельному налогу за эти же периоды. Решение от 04.08.2004 N 944 и требование об уплате санкций обществом в добровольном порядке не исполнены.
Суд принял встречное заявление к рассмотрению совместно с первоначальным и решением от 22.10.2004 в удовлетворении заявления ЗАО "Забайкалагробизнес" о признании недействительным решения инспекции от 04.08.2004 N 944 в части доначисления к уплате налога на землю в сумме 191145 рублей, пеней по нему в сумме 42072 рублей, штрафа за неуплату налога на землю за 2002 - 2003 годы в сумме 38229 рублей, штрафа за непредставление налоговой декларации по земельному налогу в сумме 249553 рублей отказал. Взыскал с ЗАО "Забайкалагробизнес", расположенного по адресу: г. Чита, ул. Амурская, 13, свидетельство о государственной регистрации от 21 марта 2002 года N 4012, в пользу Инспекции МНС РФ по Ингодинскому административному району г. Читы штрафные санкции на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на землю - в размере 9557 рублей 25 копеек, на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций - в размере 61388 рублей 25 копеек; всего взыскано 70945 рублей 50 копеек. В остальной части встречного заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года решение арбитражного суда от 22 октября 2004 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Забайкалагробизнес" просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (почтовое уведомление N 86692 от 15.02.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Забайкалагробизнес" зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационно-лицензионной палатой г. Читы 21.03.2000 N 4012 (свидетельство серии 75 N 000672645 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1027501150225), состоит на налоговом учете в инспекции.
Решением от 29.06.2004 налогового органа была назначена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в том числе платы за землю.
Из акта от 15.07.2004 N 6.1-15/61 выездной налоговой проверки следует, что ЗАО "Забайкалагробизнес" не уплатило земельный налог за 2002 год в сумме 36737 рублей, за 2003 год - в сумме 154408 рублей, всего - 191145 рублей; не представило налоговые декларации по земельному налогу за эти же периоды. По результатам проведенной выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о нарушениях обществом налогового законодательства и вынес решение от 04.08.2004 N 944 о его привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 38229 рублей за неуплату земельного налога; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации - в виде штрафа в сумме 249553 рублей за непредставление в течение более 180 дней (на дату проверки) по истечении установленного срока в налоговый орган налоговых деклараций по земельному налогу за пользование земельным участком.
Согласно статье 15 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. В силу статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Забайкалагробизнес" приобрело у ОАО "Читинский мясокомбинат" расположенные на отведенном данному обществу земельном участке площадью 11,07 га объекты недвижимости по договорам купли-продажи: от 16.03.2000 - здание колбасного цеха общей площадью 1667,2 кв.м; от 19.06.2002 - здание насосной станции общей площадью 55,9 кв.м; от 08.12.2001 - здание гаража общей площадью 1507 кв.м; от 02.10.2002 - здание градирни площадью застройки 907,9 кв.м; от 02.10.2002 - здание холодильника с пристройкой площадью 5823,4 кв.м; от 04.01.2003 - здание трансформаторной подстанции общей площадью 147,7 кв.м. Согласно условиям договоров купли-продажи, прием-передача объектов производится в момент подписания договоров, каждый из договоров имеет силу передаточного акта. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ЗАО "Забайкалагробизнес" становилось владельцем приобретенных объектов в день заключения каждого из вышеназванных договоров.
Таким образом, земельные участки, занимаемые приобретенными обществом объектами, в период времени, начиная с дат заключения договоров купли-продажи, находились в фактическом пользовании общества.
Общество, исходя из отсутствия у него зарегистрированного права собственности на объекты (до получения соответствующих свидетельств) и отсутствия у него документов на данный земельный участок, не считает себя в период до получения свидетельств плательщиком земельного налога. Однако отсутствие документов, свидетельствующих о праве пользования земельным участком, (получение которых зависит от волеизъявления общества) не является основанием для освобождения общества от уплаты земельного налога.
Согласно статье 16 вышеназванного Закона земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.
В связи с этим общество как плательщик налога обязано было представить в налоговый орган декларации по земельному налогу по спорным земельным участкам в сроки, установленные статьей 16 Закона, однако не представило их на дату окончания налоговой проверки. Налоговый орган обоснованно пришел к выводу о нарушении обществом требований статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязывающей налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые декларации по налогам, которые они обязаны уплачивать, и привлек общество к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из периодов просрочки представления налоговых деклараций, сумм причитавшегося к уплате налога.
В соответствии со статьей 17 Закона РФ "О плате за землю" (в редакции, действовавшей в проверенный период) земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15-го сентября и 15-го ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Законом Читинской области от 27.01.1995 N 8-ЗЧО (в редакции от 30.09.1998) "О плате за землю" (статья 9) установлено, что уплата земельного налога юридическими лицами производится равными долями не позднее 15-го марта, 15-го июня, 15-го сентября и 15-го декабря ежегодно.
Учитывая неисполнение обществом обязанностей по уплате земельного налога, налоговым органом обоснованно предложено обществу уплатить земельный налог в общей сумме 191145 рублей, пени (на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации) в сумме 42072 рублей за несвоевременную уплату земельного налога; решением от 04.08.2004 общество правомерно привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 38229 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на землю.
Доводы заявителя кассационной жалобы рассмотрены, но не могут быть приняты во внимание ввиду их необоснованности.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-4989/04-С2-27/446 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ЕВДОКИМОВ
Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
И.П.МИРОНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)