Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Блиновой Л.В., Кочеровой Л.И., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области Поклонцевой О.В. (доверенность от 22.03.2010 N 03-04-01/1407), от сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз "Новленский" Разживина О.В. (протокол от 07.12.2005 N 2), Ксенофонтова С.П. (доверенность от 10.07.2010), рассмотрев 22.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.02.2010 по делу N А13-17236/2009 (судья Шестакова Н.А.),
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз "Новленский" (далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 09.09.2009 N 395 в части предложения уплатить земельный налог в сумме 192 717 руб.
Определением суда от 20.01.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Вологодского муниципального района (далее - Администрация) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 25.02.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку Колхоз фактически пользовался земельным участком, у него возникла обязанность по уплате земельного налога, а отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Колхоза возражали против ее удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленных налогоплательщиком расчетов сумм авансового платежа по земельному налогу за первый квартал 2009 года, в котором исчислен земельный налог к уплате в сумме 39 292 руб.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 09.07.2009 N 1346 и принято решение от 09.09.2009 N 395 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Колхозу предложено уплатить авансовый платеж по земельному налогу за первый квартал 2009 года в сумме 194 948 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером 35:25:0000000:325 в сумме 192 717 руб.
Основанием для принятия решения от 09.09.2009 N 395 послужил вывод проверяющих, сделанный на основании сведений, полученных от Роснедвижимости, о наличии у Колхоза права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 35:25:0000000:325 площадью 118413048 кв.м кадастровой стоимостью 256 956 314 руб. 20 коп. Земельный налог по данному земельному участку не исчислен и не уплачен, в связи с чем налоговым органом доначислен земельный налог.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 03.11.2009 N 14-09/012431@ решение Инспекции оставлено без изменения.
Налогоплательщик частично не согласился с принятым Инспекцией решением и оспорил его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что право Колхоза на спорный земельный участок в установленном порядке не зарегистрировано, удовлетворил заявленные Колхозом требования, исходя из того, что обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика только после регистрации соответствующего права пользования на земельный участок. В связи с отсутствием такой регистрации у заявителя не возникли обязательства по уплате земельного налога за спорный период.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в жалобе, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Решением совета Новленского сельского поселения от 14.10.2008 N 226 установлена ставка земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения в размере 0,3 процента.
Статьей 390 НК РФ урегулировано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу статьи 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 разъяснено, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 указано, что объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Как установлено пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП).
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона N 122-ФЗ (пункт 2 статьи 4 Закона N 122-ФЗ).
Кроме того, позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 12.07.2006 N 5-Г06-57, заключается в том, что объектом налогообложения по земельному налогу может выступать лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет. С учетом изложенного подтверждением наличия у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога в отношении такого земельного участка должны являться данные государственного земельного кадастра, с 01.03.2008 - государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, судом сделан верный вывод о том, что в отношении земельных участков, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ, основанием для исчисления налога служат данные ЕГРП, а при их отсутствии - сведения государственного кадастра. В отношении земельных участков, предоставленных после вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ - данные ЕГРП.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) сведения о регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 35:25:0000000:325 отсутствуют.
Кадастровая выписка о земельном участке от 11.09.2009, составленная в отношении спорного земельного участка, содержит информацию об отсутствии сведений о регистрации прав.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представители Управления сообщили, что право Колхоза на спорный земельный участок не зарегистрировано, сведения в отношении наличия права Колхоза, содержащиеся в кадастровой выписке на земельный участок от 13.08.2009, представленной в Инспекцию, указаны ошибочно; представители Администрации также сослались на отсутствие прав Колхоза на земельный участок с кадастровым номером 35:25:0000000:325.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право Колхоза на спорный земельный участок в установленном порядке не зарегистрировано, а значит не возникло.
Следовательно, Колхоз не являлся плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы жалобы относительно того, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога. Данные доводы основаны на правовой позиции, сформировавшейся до опубликования Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что обязанность уплачивать земельный налог у налогоплательщика возникает только после регистрации соответствующего права пользования на земельный участок, следовательно, в отсутствие такой регистрации у Колхоза не возникли обязательства по уплате земельного в спорном периоде.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом в результате всесторонней и полной оценки имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.02.2010 по делу N А13-17236/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Л.В.БЛИНОВА
Л.И.КОЧЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2010 ПО ДЕЛУ N А13-17236/2009
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2010 г. по делу N А13-17236/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Блиновой Л.В., Кочеровой Л.И., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области Поклонцевой О.В. (доверенность от 22.03.2010 N 03-04-01/1407), от сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз "Новленский" Разживина О.В. (протокол от 07.12.2005 N 2), Ксенофонтова С.П. (доверенность от 10.07.2010), рассмотрев 22.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.02.2010 по делу N А13-17236/2009 (судья Шестакова Н.А.),
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз "Новленский" (далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 09.09.2009 N 395 в части предложения уплатить земельный налог в сумме 192 717 руб.
Определением суда от 20.01.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Вологодского муниципального района (далее - Администрация) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 25.02.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку Колхоз фактически пользовался земельным участком, у него возникла обязанность по уплате земельного налога, а отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Колхоза возражали против ее удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленных налогоплательщиком расчетов сумм авансового платежа по земельному налогу за первый квартал 2009 года, в котором исчислен земельный налог к уплате в сумме 39 292 руб.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 09.07.2009 N 1346 и принято решение от 09.09.2009 N 395 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Колхозу предложено уплатить авансовый платеж по земельному налогу за первый квартал 2009 года в сумме 194 948 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером 35:25:0000000:325 в сумме 192 717 руб.
Основанием для принятия решения от 09.09.2009 N 395 послужил вывод проверяющих, сделанный на основании сведений, полученных от Роснедвижимости, о наличии у Колхоза права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 35:25:0000000:325 площадью 118413048 кв.м кадастровой стоимостью 256 956 314 руб. 20 коп. Земельный налог по данному земельному участку не исчислен и не уплачен, в связи с чем налоговым органом доначислен земельный налог.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 03.11.2009 N 14-09/012431@ решение Инспекции оставлено без изменения.
Налогоплательщик частично не согласился с принятым Инспекцией решением и оспорил его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что право Колхоза на спорный земельный участок в установленном порядке не зарегистрировано, удовлетворил заявленные Колхозом требования, исходя из того, что обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика только после регистрации соответствующего права пользования на земельный участок. В связи с отсутствием такой регистрации у заявителя не возникли обязательства по уплате земельного налога за спорный период.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в жалобе, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Решением совета Новленского сельского поселения от 14.10.2008 N 226 установлена ставка земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения в размере 0,3 процента.
Статьей 390 НК РФ урегулировано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу статьи 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 разъяснено, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 указано, что объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Как установлено пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП).
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона N 122-ФЗ (пункт 2 статьи 4 Закона N 122-ФЗ).
Кроме того, позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 12.07.2006 N 5-Г06-57, заключается в том, что объектом налогообложения по земельному налогу может выступать лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет. С учетом изложенного подтверждением наличия у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога в отношении такого земельного участка должны являться данные государственного земельного кадастра, с 01.03.2008 - государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, судом сделан верный вывод о том, что в отношении земельных участков, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ, основанием для исчисления налога служат данные ЕГРП, а при их отсутствии - сведения государственного кадастра. В отношении земельных участков, предоставленных после вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ - данные ЕГРП.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) сведения о регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 35:25:0000000:325 отсутствуют.
Кадастровая выписка о земельном участке от 11.09.2009, составленная в отношении спорного земельного участка, содержит информацию об отсутствии сведений о регистрации прав.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представители Управления сообщили, что право Колхоза на спорный земельный участок не зарегистрировано, сведения в отношении наличия права Колхоза, содержащиеся в кадастровой выписке на земельный участок от 13.08.2009, представленной в Инспекцию, указаны ошибочно; представители Администрации также сослались на отсутствие прав Колхоза на земельный участок с кадастровым номером 35:25:0000000:325.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право Колхоза на спорный земельный участок в установленном порядке не зарегистрировано, а значит не возникло.
Следовательно, Колхоз не являлся плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы жалобы относительно того, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога. Данные доводы основаны на правовой позиции, сформировавшейся до опубликования Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что обязанность уплачивать земельный налог у налогоплательщика возникает только после регистрации соответствующего права пользования на земельный участок, следовательно, в отсутствие такой регистрации у Колхоза не возникли обязательства по уплате земельного в спорном периоде.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом в результате всесторонней и полной оценки имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.02.2010 по делу N А13-17236/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Л.В.БЛИНОВА
Л.И.КОЧЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)