Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 15.11.2010 ПО ДЕЛУ N А40-95120/10-120-381

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2010 г. по делу N А40-95120/10-120-381


Резолютивная часть решения объявлена 09.11.2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 15.11.2010 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи Блинниковой И.А.
протокол ведет секретарь с/з Гасанова Л.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ОАО "Объединенная зерновая компания"
к РО ФСФР России в ЮФО
с участием третьих лиц:
о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2010 г. N 58-09-247/ап
с участием:
от истца (заявителя) Кржижановская Т.А. дов. от 03.12.2009 г. N 855
от ответчика не явился

установил:

ОАО "ОЗК" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления РО ФСФР России в ЮФО от 30.07.2010 N 58-09-247/ап о назначении административного наказания.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил отзыв, в котором указал, что передачу акций государством ОАО "ОЗК" нельзя рассматривать как передачу акций между аффилированными лицам, и, следовательно, в данном случае, такая сделка не подпадает под исключения, предусмотренные п. 8 ст. 84.2 ФЗ "Об акционерных обществах".
Исследовав материалы дела, выслушав доводы заявителя, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 ст. 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Оспариваемым постановлением заявителю назначено административное наказание по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб. за неисполнение предписания РО ФСФР в ЮФО от 21.04.2010 N 58-10-ТА-04/649 об устранении нарушения требований п. 1 ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" путем направления акционерам - владельцам остальных акций ОАО "Ипатовский элеватор" обязательного предложения о приобретении у них ценных бумаг общества.
Суд установил, что протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий, предоставленных ст. 23.47 КоАП РФ и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам". Срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен.
Как следует из материалов дела, во исполнение Указа Президента РФ от 20.03.2009 N 290 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная зерновая компания", по решению Правительства РФ (распоряжение от 25.06.2009 N 873-р) в соответствии со ст. 13, 25 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" находившиеся в федеральной собственности акции ОАО "Ипатовский Элеватор" были внесены в качестве вклада в уставный капитал ОАО "ОЗК" в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций в связи с увеличением уставного капитала ОАО "ОЗК".
Таким образом, право собственности на акции перешло к ОАО "ОЗК" в результате приватизации государственного имущества путем внесения государственного имущества (находящихся в федеральной собственности акций) в качестве вклада в уставный капитал ОАО "ОЗК" по воле акционера (Российской Федерации в лице Росимущества).
Согласно п. 1 ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
Предписанием, выданным заявителю административным органом, за неисполнение которого заявитель привлечен к административной ответственности, заявителю вменена указанная в п. 1 ст. 84.2 Закона обязанность.
Вместе с тем, в силу п. 8 ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" требования настоящей статьи не применяются при передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами.
В соответствии со ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" к аффилированным лицам относятся, в том числе, лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции общества.
Согласно п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса РФ акционерное общество относится к юридическим лицам, в отношении которого его участники имеют обязательственные права. Соответственно, правоотношения, возникающие в результате участия субъектов гражданского оборота в уставном капитале акционерного общества, являются гражданско-правовыми.
В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками. При этом от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ).
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами" и п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Таким образом, требования, предъявляемые ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к понятию аффилированного лица, применимы к Российской Федерации, поскольку от его имени в отношениях, касающихся приобретения ОАО "ОЗК" акций, выступает Росимущество.
Кроме того, ФЗ "Об акционерных обществах" не содержит относительно Российской Федерации никаких изъятий из общих требований ст. 84.2, связанных с особым публично-правовым статусом государства.
Учитывая изложенное, Российская Федерация в лице Росимущества и ОАО "ОЗК", 100% акций которого находятся в собственности Российской Федерации в лице Росимущества, являются аффилированными лицами, поэтому требования п. 1 ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" о направлении обязательного предложения применению не подлежат.
В связи с чем, суд считает, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Факт совершения заявителем административного правонарушения не доказан, его вина в совершении этого правонарушения не установлена, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах требования заявителя об оспаривании постановления подлежат удовлетворению в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ.
Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.4, 4.5, 14.1, 24.5, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать незаконным и отменить полностью постановление РО ФСФР России в ЮФО от 30.07.2010 г. N 58-09-247/ап о привлечении к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ ОАО "Объединенная зерновая компания", расположенного по адресу: г. Москва, Орликов пер., д. 3.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья
И.А.БЛИННИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)