Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 6 мая 2004 года Дело N Ф04/2423-316/А75-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (ответчик) на решение от 11.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 10.02.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2538-А/03 по заявлению открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту,
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 26.09.2003 N 346/09 и требований N 1194 и N 1384 об уплате налога и налоговой санкции по состоянию на 26.09.2003.
Решением арбитражного суда от 11.12.2003 заявленные требования удовлетворены. Суд признал оспариваемое решение и требования налоговой инспекции не соответствующими статьям 5, 1, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2004 решение оставлено без изменения.
Судебные инстанции исходили из того, что законы, регулирующие отношения в бюджетной сфере, не относятся к законодательству о налогах и сборах, потому установление законами о бюджете коэффициентов, применяемых к налоговым ставкам по земельному налогу, не может изменять налоговые обязанности налогоплательщиков. Следовательно, налогоплательщик правомерно применил при исчислении земельного налога за 2003 год ставку земельного налога, действовавшую в 1998 году, с коэффициентом 1,8.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, необходимо понимать ставку, действовавшую в прошлом налоговом периоде и увеличенную на поправочный коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на год, за который производится уплата налога в бюджет. Полагает, что Федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия, их положения о введении поправочных коэффициентов не противоречат налоговому законодательству. Кроме того, указывает, что вышеназванные законы не были признаны не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации или Конституции Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" отмечает, что принятые по делу судебные акты законны и обоснованны, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что судебные акты по настоящему делу подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, указав подлежащую к уплате сумму налога в размере 5425472 рублей 70 копеек. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговой инспекцией принято решение о привлечении ОАО "Сургутнефтегаз" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 2062803 рублей 96 копеек. Предложено уплатить сумму недоимки по земельному налогу за 2003 год в размере 20628290 рублей 40 копеек.
Основанием для принятия решения, по мнению налоговой инспекции, послужило неправильное применение налогоплательщиком ставок земельного налога для исчисления налога за 2003 год.
Несогласие налогоплательщика с решением налоговой инспекции и выставленными в его адрес требованиями послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты по настоящему делу подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции того же суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования ОАО "Сургутнефтегаз", по существу рассмотрел вопрос о применении поправочных коэффициентов к ставке земельного налога.
Между тем, как следует из материалов дела, основанием для вынесения налоговой инспекцией оспариваемого решения послужило применение заявителем при исчислении земельного налога неверных ставок (приложение N 1 к решению налоговой инспекции).
Однако судебные инстанции данный вопрос не исследовали и не дали ему соответствующей правовой оценки.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные инстанции рассмотрели дело с нарушением норм процессуального права, что, соответственно, могло привести к принятию неправильного решения, по неполно исследованным обстоятельствам дела, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо, с учетом изложенного, дать оценку решению налоговой инспекции, приложению к указанному решению и вынести законный и обоснованный судебный акт.
При принятии нового решения распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 11.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 10.02.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2538-А/03 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2004 N Ф04/2423-316/А75-2004 ПО ДЕЛУ N А75-2538-А/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 6 мая 2004 года Дело N Ф04/2423-316/А75-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (ответчик) на решение от 11.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 10.02.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2538-А/03 по заявлению открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 26.09.2003 N 346/09 и требований N 1194 и N 1384 об уплате налога и налоговой санкции по состоянию на 26.09.2003.
Решением арбитражного суда от 11.12.2003 заявленные требования удовлетворены. Суд признал оспариваемое решение и требования налоговой инспекции не соответствующими статьям 5, 1, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2004 решение оставлено без изменения.
Судебные инстанции исходили из того, что законы, регулирующие отношения в бюджетной сфере, не относятся к законодательству о налогах и сборах, потому установление законами о бюджете коэффициентов, применяемых к налоговым ставкам по земельному налогу, не может изменять налоговые обязанности налогоплательщиков. Следовательно, налогоплательщик правомерно применил при исчислении земельного налога за 2003 год ставку земельного налога, действовавшую в 1998 году, с коэффициентом 1,8.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, необходимо понимать ставку, действовавшую в прошлом налоговом периоде и увеличенную на поправочный коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на год, за который производится уплата налога в бюджет. Полагает, что Федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия, их положения о введении поправочных коэффициентов не противоречат налоговому законодательству. Кроме того, указывает, что вышеназванные законы не были признаны не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации или Конституции Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" отмечает, что принятые по делу судебные акты законны и обоснованны, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что судебные акты по настоящему делу подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, указав подлежащую к уплате сумму налога в размере 5425472 рублей 70 копеек. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговой инспекцией принято решение о привлечении ОАО "Сургутнефтегаз" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 2062803 рублей 96 копеек. Предложено уплатить сумму недоимки по земельному налогу за 2003 год в размере 20628290 рублей 40 копеек.
Основанием для принятия решения, по мнению налоговой инспекции, послужило неправильное применение налогоплательщиком ставок земельного налога для исчисления налога за 2003 год.
Несогласие налогоплательщика с решением налоговой инспекции и выставленными в его адрес требованиями послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты по настоящему делу подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции того же суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования ОАО "Сургутнефтегаз", по существу рассмотрел вопрос о применении поправочных коэффициентов к ставке земельного налога.
Между тем, как следует из материалов дела, основанием для вынесения налоговой инспекцией оспариваемого решения послужило применение заявителем при исчислении земельного налога неверных ставок (приложение N 1 к решению налоговой инспекции).
Однако судебные инстанции данный вопрос не исследовали и не дали ему соответствующей правовой оценки.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные инстанции рассмотрели дело с нарушением норм процессуального права, что, соответственно, могло привести к принятию неправильного решения, по неполно исследованным обстоятельствам дела, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо, с учетом изложенного, дать оценку решению налоговой инспекции, приложению к указанному решению и вынести законный и обоснованный судебный акт.
При принятии нового решения распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 10.02.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2538-А/03 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)