Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 3 августа 2005 г. Дело N А40-29910/05-107-202
Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2005.
Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2005.
Арбитражный суд в составе судьи Б.-Н., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Ноябрьскгаздобыча" к ответчику - МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения, при участии: от заявителя - Е., дов. от 26.01.05; от ответчика - М., дов. от 19.07.05, при ведении протокола судьей Б.-Н.,
ООО "Ноябрьскгаздобыча" заявлено требование к МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения от 01.04.05 N 24 о привлечении ООО "Ноябрьскгаздобыча" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ответчик требование не признал по доводам, изложенным в отзыве, сославшись на то, что заявителем занижена сумма налога на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г., подлежащая уплате в бюджет.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, решением от 01.04.05 N 24 (л. д. 10 - 11) ООО "Ноябрьскгаздобыча" было привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании данного решения Инспекцией выставлены требования N 55 об уплате налога по состоянию на 06.04.2005 (л. д. 12) и N 29 об уплате налоговой санкции по состоянию на 06.04.2005 (л. д. 13) со сроком уплаты 22.04.2005.
В обоснование оспариваемого решения Инспекция указала, что заявителем занижена сумма налога на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г., подлежащая уплате в бюджет, в связи с нарушением нормы статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд не согласен с доводами оспариваемого решения в связи со следующим.
В соответствии с отчетом по добыче газа ООО "Ноябрьскгаздобыча" (л. д. 14) расчетом по нормативным потерям (л. д. 15), уточненной декларацией по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г. (л. д. 27 - 35) сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате за июль 2004 г., составляет 358783782 руб.
05.08.2004 ООО "Ноябрьскгаздобыча" в адрес Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 была направлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г. (л. д. 16 - 26), согласно которой уплате в бюджет подлежала сумма налога в размере 358783782 руб.
При заполнении декларации налогоплательщик допустил описку: при расчете налога он не указал объем полезных ископаемых в части нормативных потерь, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 рублей.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью производится в разделе 2.1 (стр. 004 декларации).
В соответствии с п. 5.5 Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (утв. Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727):
- - по строке 060 раздела 2.1 указывается количество полезного ископаемого в части нормативных потерь, облагаемого по налоговой ставке 0 рублей (значение определяется из таблицы раздела 3.1 декларации как сумма значений по всем строкам по графе 5, по которым по графе 4 указан код "1010");
- - по строке 130 указывается количество полезного ископаемого, облагаемого по ставке, установленной п. 2 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть 107 руб./1 тыс. куб. м (значение определяется из таблицы соответствующего раздела 3.1 декларации как сумма значений по всем строкам по графе 5, по которым по графе 4 указан код "4000").
ООО "Ноябрьскгаздобыча" надлежащим образом отразило в разделе 2.1 и в разделе 3.1 количество полезного ископаемого в части нормативных потерь, облагаемого по налоговой ставке 0 рублей.
В отношении количества полезного ископаемого, облагаемого по ставке 107 руб./1 тыс. куб. м, налогоплательщик допустил следующую описку.
В графе 5 раздела 3.1 (стр. 006 декларации) должно быть указано количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению в соответствии с кодами оснований налогообложения.
Налогоплательщик использует два кода оснований: код "1010" - полезные ископаемые в части нормативных потерь при добыче полезных ископаемых и код "4000" - налогообложение по общеустановленной налоговой ставке (то есть 107 руб./1 тыс. куб. м).
Таким образом, по коду "4000" необходимо было указать количество добытых полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь.
Налогоплательщик ошибочно отразил по коду "4000" общее количество добытого полезного ископаемого, включающего нормативные потери: 3359131,481 тыс. куб. м (определено как 2654115,227 + 176436,708 + 8772,615 + 519806,931).
Величину налога, исчисленного от количества нормативных потерь по ставке 107 руб./1 тыс. куб. м, (643287 руб. = 6012,025 х 107), налогоплательщик указал по стр. 200 раздела 2.1 декларации, поскольку нормативные потери облагаются по ставке 0 рублей (п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации), а в этой строке, согласно Инструкции, указывается сумма предоставленных налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В результате данного расчета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 358783782 руб. Сумма налога была уплачена налогоплательщиком.
Вместе с тем в соответствии с Инструкцией МНС РФ в графе 4 по коду "4000" необходимо было указать количество полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь, а именно 3353119,456 тыс. куб. м (2651868,479 + 176212,895 + 5584,998 + 519453,084).
С учетом ошибки налоговая база по добытому полезному ископаемому, облагаемому по налоговой ставке 107 руб./1 тыс. куб. м, завышена налогоплательщиком в первоначальной декларации по стр. 170 на количество кубометров полезного ископаемого в части нормативных потерь, то есть на 6012,025 тыс. куб. м.
При надлежащем отражении показателей в разделе 3.1 исчисленная сумма налога (стр. 190 раздела 2.1) также, как и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (стр. 220 раздела 2.1), должна быть равна 358783782 руб. (3353119,456 x 107).
27.04.2004 налогоплательщиком были внесены соответствующие исправления в налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г., расчет налога и его отражение в декларации произведены в соответствии с Инструкцией МНС РФ.
На основании изложенного сумма налога на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г., подлежащая уплате в бюджет, составляет 358783782 руб. Сумма налога, заявленная в первоначальной декларации, также была равна 358783782 руб. Неточности в заполнении первоначальной декларации налогоплательщика не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Таким образом, доначисление суммы налога в размере 643286 руб., пени и штрафа от этой суммы налога неправомерно.
В соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика.
27.04.2004 налогоплательщиком была направлена в Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г., согласно которой уплате подлежала сумма налога в размере 358783782 руб., сумма налога, подлежащего доплате, на основании данной уточненной декларации равна 0 руб.
В первичной декларации за июль 2004 г. и в уточненной - от 27.04.2004 сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате в бюджет, составила 358783782 руб.
Ошибка налогоплательщика в первичной налоговой декларации не повлекла неуплаты или неполной уплаты налога в бюджет.
Таким образом, привлечение заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 128657,2 руб. является неправомерным.
Также суд учитывает, что при проведении камеральной проверки налоговой декларации ООО "Ноябрьскгаздобыча" по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г. должностными лицами Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 были нарушены порядок и сроки проведения проверки.
В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Декларация подана 05.08.2004, срок проведения камеральной проверки истек 05.11.2004. Решение о привлечении к ответственности вынесено 01.04.2005.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение Инспекции от 01.04.05 N 24 о привлечении ООО "Ноябрьскгаздобыча" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения принято с нарушениями норм Налогового кодекса Российской Федерации, тем самым оно нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 167 - 171, 176, 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 88, 122, 338 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
признать недействительным решение МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по г. Москве от 01.04.05 N 24 о привлечении ООО "Ноябрьскгаздобыча" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующее налоговому законодательству.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб.
Решение в части признания недействительным ненормативного акта налогового органа подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в 9 Арбитражный апелляционный суд г. Москвы в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 03.08.2005 ПО ДЕЛУ N А40-29910/05-107-202
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2005 г. Дело N А40-29910/05-107-202
Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2005.
Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2005.
Арбитражный суд в составе судьи Б.-Н., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Ноябрьскгаздобыча" к ответчику - МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения, при участии: от заявителя - Е., дов. от 26.01.05; от ответчика - М., дов. от 19.07.05, при ведении протокола судьей Б.-Н.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ноябрьскгаздобыча" заявлено требование к МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения от 01.04.05 N 24 о привлечении ООО "Ноябрьскгаздобыча" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ответчик требование не признал по доводам, изложенным в отзыве, сославшись на то, что заявителем занижена сумма налога на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г., подлежащая уплате в бюджет.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, решением от 01.04.05 N 24 (л. д. 10 - 11) ООО "Ноябрьскгаздобыча" было привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании данного решения Инспекцией выставлены требования N 55 об уплате налога по состоянию на 06.04.2005 (л. д. 12) и N 29 об уплате налоговой санкции по состоянию на 06.04.2005 (л. д. 13) со сроком уплаты 22.04.2005.
В обоснование оспариваемого решения Инспекция указала, что заявителем занижена сумма налога на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г., подлежащая уплате в бюджет, в связи с нарушением нормы статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд не согласен с доводами оспариваемого решения в связи со следующим.
В соответствии с отчетом по добыче газа ООО "Ноябрьскгаздобыча" (л. д. 14) расчетом по нормативным потерям (л. д. 15), уточненной декларацией по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г. (л. д. 27 - 35) сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате за июль 2004 г., составляет 358783782 руб.
05.08.2004 ООО "Ноябрьскгаздобыча" в адрес Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 была направлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г. (л. д. 16 - 26), согласно которой уплате в бюджет подлежала сумма налога в размере 358783782 руб.
При заполнении декларации налогоплательщик допустил описку: при расчете налога он не указал объем полезных ископаемых в части нормативных потерь, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 рублей.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью производится в разделе 2.1 (стр. 004 декларации).
В соответствии с п. 5.5 Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (утв. Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727):
- - по строке 060 раздела 2.1 указывается количество полезного ископаемого в части нормативных потерь, облагаемого по налоговой ставке 0 рублей (значение определяется из таблицы раздела 3.1 декларации как сумма значений по всем строкам по графе 5, по которым по графе 4 указан код "1010");
- - по строке 130 указывается количество полезного ископаемого, облагаемого по ставке, установленной п. 2 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть 107 руб./1 тыс. куб. м (значение определяется из таблицы соответствующего раздела 3.1 декларации как сумма значений по всем строкам по графе 5, по которым по графе 4 указан код "4000").
ООО "Ноябрьскгаздобыча" надлежащим образом отразило в разделе 2.1 и в разделе 3.1 количество полезного ископаемого в части нормативных потерь, облагаемого по налоговой ставке 0 рублей.
В отношении количества полезного ископаемого, облагаемого по ставке 107 руб./1 тыс. куб. м, налогоплательщик допустил следующую описку.
В графе 5 раздела 3.1 (стр. 006 декларации) должно быть указано количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению в соответствии с кодами оснований налогообложения.
Налогоплательщик использует два кода оснований: код "1010" - полезные ископаемые в части нормативных потерь при добыче полезных ископаемых и код "4000" - налогообложение по общеустановленной налоговой ставке (то есть 107 руб./1 тыс. куб. м).
Таким образом, по коду "4000" необходимо было указать количество добытых полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь.
Налогоплательщик ошибочно отразил по коду "4000" общее количество добытого полезного ископаемого, включающего нормативные потери: 3359131,481 тыс. куб. м (определено как 2654115,227 + 176436,708 + 8772,615 + 519806,931).
Величину налога, исчисленного от количества нормативных потерь по ставке 107 руб./1 тыс. куб. м, (643287 руб. = 6012,025 х 107), налогоплательщик указал по стр. 200 раздела 2.1 декларации, поскольку нормативные потери облагаются по ставке 0 рублей (п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации), а в этой строке, согласно Инструкции, указывается сумма предоставленных налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В результате данного расчета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 358783782 руб. Сумма налога была уплачена налогоплательщиком.
Вместе с тем в соответствии с Инструкцией МНС РФ в графе 4 по коду "4000" необходимо было указать количество полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь, а именно 3353119,456 тыс. куб. м (2651868,479 + 176212,895 + 5584,998 + 519453,084).
С учетом ошибки налоговая база по добытому полезному ископаемому, облагаемому по налоговой ставке 107 руб./1 тыс. куб. м, завышена налогоплательщиком в первоначальной декларации по стр. 170 на количество кубометров полезного ископаемого в части нормативных потерь, то есть на 6012,025 тыс. куб. м.
При надлежащем отражении показателей в разделе 3.1 исчисленная сумма налога (стр. 190 раздела 2.1) также, как и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (стр. 220 раздела 2.1), должна быть равна 358783782 руб. (3353119,456 x 107).
27.04.2004 налогоплательщиком были внесены соответствующие исправления в налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г., расчет налога и его отражение в декларации произведены в соответствии с Инструкцией МНС РФ.
На основании изложенного сумма налога на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г., подлежащая уплате в бюджет, составляет 358783782 руб. Сумма налога, заявленная в первоначальной декларации, также была равна 358783782 руб. Неточности в заполнении первоначальной декларации налогоплательщика не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Таким образом, доначисление суммы налога в размере 643286 руб., пени и штрафа от этой суммы налога неправомерно.
В соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика.
27.04.2004 налогоплательщиком была направлена в Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г., согласно которой уплате подлежала сумма налога в размере 358783782 руб., сумма налога, подлежащего доплате, на основании данной уточненной декларации равна 0 руб.
В первичной декларации за июль 2004 г. и в уточненной - от 27.04.2004 сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате в бюджет, составила 358783782 руб.
Ошибка налогоплательщика в первичной налоговой декларации не повлекла неуплаты или неполной уплаты налога в бюджет.
Таким образом, привлечение заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 128657,2 руб. является неправомерным.
Также суд учитывает, что при проведении камеральной проверки налоговой декларации ООО "Ноябрьскгаздобыча" по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г. должностными лицами Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 были нарушены порядок и сроки проведения проверки.
В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Декларация подана 05.08.2004, срок проведения камеральной проверки истек 05.11.2004. Решение о привлечении к ответственности вынесено 01.04.2005.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение Инспекции от 01.04.05 N 24 о привлечении ООО "Ноябрьскгаздобыча" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения принято с нарушениями норм Налогового кодекса Российской Федерации, тем самым оно нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 167 - 171, 176, 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 88, 122, 338 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по г. Москве от 01.04.05 N 24 о привлечении ООО "Ноябрьскгаздобыча" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующее налоговому законодательству.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб.
Решение в части признания недействительным ненормативного акта налогового органа подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в 9 Арбитражный апелляционный суд г. Москвы в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)