Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 апреля 2004 года Дело N Ф04/1842-326/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омсктехоптторг" на постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 (А-1029/03) по заявлению открытого акционерного общества "Омсктехоптторг" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области, принятое судьями С., К., П.,
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Омсктехоптторг" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее - ИМНС РФ) N 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании незаконным решения от 20.02.2003; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 гг. в размере 5380,27 руб., и обязании возвратить данную сумму налога; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 гг. в размере 15789,2 руб., и обязании возвратить данную сумму налога.
В судебном заседании заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет заявленных требований и просил признать незаконными действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб., в том числе: за 1999 год - в сумме 224 руб. 09 коп., за 2000 год - в сумме 849,52 руб., за 2001 год - в сумме 937,2 руб., за 2002 год - в сумме 2501,2 руб., и обязать Инспекцию возвратить указанные суммы налога. В остальной части требования заявителя остались прежними.
В обоснование заявленных требований ОАО "Омсктехоптторг" сослалось на переплату налога на землю за 1999 - 2002 годы ввиду применения ставок налога с повышающим коэффициентом, тогда как, по мнению заявителя, нормативные акты, устанавливающие названные коэффициенты, не могут применяться в указанных налоговых периодах.
Решением от 19.08.2003 Арбитражного суда Омской области заявленные требования ОАО "Омсктехоптторг" удовлетворены. Признано недействительным в полном объеме решение ИМНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска от 20.02.2003, как не соответствующее действующему законодательству. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска обязана устранить допущенные нарушения прав ОАО "Омсктехоптторг". Признаны незаконными действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб., из них: за 1999 год - в размере 224 руб. 09 коп., за 2000 год - в размере 849,52 руб., за 2001 год - в размере 937,2 руб., за 2002 год - в размере 2501,2 руб. ИМНС РФ по Октябрьскому административному округу г. Омска обязана возвратить ОАО "Омсктехоптторг" излишне уплаченную сумму земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб. Признаны незаконными действия ИМНС РФ по Любинскому району Омской области, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 15789,2 руб., из них: за 1999 год - в размере 1770 руб., за 2000 год - в размере 2973,6 руб., за 2001 год - в размере 2974,4 руб., за 2002 год - в размере 8071,2 руб. ИМНС РФ по Любинскому району Омской области обязана возвратить ОАО "Омсктехоптторг" излишне уплаченную сумму земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 15789,2 руб.
Суд исходил из того, что федеральные законы о ставках земельного налога относятся к актам законодательства о налогах и сборах; они должны были вступать в силу в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. А поскольку порядок вступления в силу данных нормативных актов нарушен, то указанные в них коэффициенты не могли применяться как в том налоговом периоде, на который они установлены, так и в следующем, так как применение коэффициентов регулируется отдельным нормативным актом по каждому отдельному налоговому периоду. Следовательно, по мнению суда первой инстанции, в указанные налоговые периоды подлежали применению ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 решение от 19.08.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 отменено и принят новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Омсктехоптторг".
Апелляционная инстанция исходила из того, что п. 3 ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда. Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Таким образом, при исчислении ставок земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 1999 - 2002 годах, следовало применять коэффициенты 1,2, 1,2 и 2.
В кассационной жалобе ОАО "Омсктехоптторг" просит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 по делу N 1029/03 отменить, а решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2003 по делу N 22-110/03 оставить в силе.
Заявитель жалобы полагает, что судом апелляционной инстанции были неправильно применены нормы материального права. Заявитель не согласен с выводом апелляционной инстанции о том, что повышающие коэффициенты к действующим ставкам земельного налога, устанавливаемые Законами о федеральном бюджете на соответствующие годы, влияют на порядок исчисления налога, а не изменяют конкретную налоговую ставку; поскольку нормы Законов о федеральном бюджете, устанавливающие повышающие коэффициенты к действующим ставкам земельного налога, то они вступают в силу в соответствии с порядком, установленным ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу заинтересованными лицами не представлены.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 по делу N 1029/03 подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омсктехоптторг" в течение 1999 - 2002 годов были уплачены суммы земельного налога за пользование: земельным участком площадью 213400 кв. м по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 103"а", - в размере 4075086,4 руб., земельным участком площадью 918 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Мичурина, 16, - в размере 638,92 руб., земельным участком площадью 787 кв. м по адресу: г. Омск, ул. 4 Северная, 140, - в размере 547,76 руб., земельным участком площадью 204,9 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Олимпийская, 3"а", - в размере 6724,43 руб., земельным участком площадью 11800 кв. м по адресу: Омская область, Любинский район, ул. Ленина, 22, - в размере 22285,2 руб.
ОАО "Омсктехоптторг" представило в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска, по Любинскому району Омской области, по Октябрьскому административному округу г. Омска уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1999 - 2001 годы, в которых при исчислении налога предприятием была применена ставка без учета повышающих коэффициентов. При этом предприятие просило ИМНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 2620587 руб., ИМНС РФ по Октябрьскому административному округу г. Омска - возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 5380,27 руб., ИМНС РФ по Любинскому району Омской области - в размере 15789,25 руб.
Инспекциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области и по Октябрьскому административному округу г. Омска решениями N 08-16/11740 от 31.12.2002 и 06-13/2124 от 25.12.2002 было отказано в возврате излишне уплаченных сумм налога. Заместителем руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска 20.02.2003 было вынесено решение о взыскании с предприятия доначисленных сумм земельного налога за 1999 год - в сумме 350078,3 руб., за 2000 год - в сумме 490109,62 руб., за 2001 г. - в сумме 490109,62 руб., за 2002 год - в сумме 1330297,5 руб., а также привлечении предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 85692,4 руб., исчисленного от суммы разницы доначисленного налога по камеральной проверке (2660595 руб.) и переплаты по лицевому счету предприятия (2232133 руб.).
Не согласившись с решениями налоговых органов, ОАО "Омсктехоптторг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями условий хозяйствования, не зависящими от пользователей земли.
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции (темпа роста цен), который в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2, статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставка налога, действовавшая в 1999 году, применяется в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяется ставка, действовавшая в 2000 году; ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются с коэффициентом 2.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Кассационная инстанция соглашается с выводом апелляционной инстанции о том, что нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. В связи с этим при исчислении ставок земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 1999 - 2002 годах, следовало применять коэффициенты 2 и 1,2, 1,2 и 2.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции основано на правильном толковании норм права и суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 (А-1029/03) оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 5 апреля 2004 года Дело N Ф04/1842-326/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омсктехоптторг" на постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 (А-1029/03) по заявлению открытого акционерного общества "Омсктехоптторг" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области, принятое судьями С., К., П.,
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Омсктехоптторг" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее - ИМНС РФ) N 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании незаконным решения от 20.02.2003; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 гг. в размере 5380,27 руб., и обязании возвратить данную сумму налога; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 гг. в размере 15789,2 руб., и обязании возвратить данную сумму налога.
В судебном заседании заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет заявленных требований и просил признать незаконными действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб., в том числе: за 1999 год - в сумме 224 руб. 09 коп., за 2000 год - в сумме 849,52 руб., за 2001 год - в сумме 937,2 руб., за 2002 год - в сумме 2501,2 руб., и обязать Инспекцию возвратить указанные суммы налога. В остальной части требования заявителя остались прежними.
В обоснование заявленных требований ОАО "Омсктехоптторг" сослалось на переплату налога на землю за 1999 - 2002 годы ввиду применения ставок налога с повышающим коэффициентом, тогда как, по мнению заявителя, нормативные акты, устанавливающие названные коэффициенты, не могут применяться в указанных налоговых периодах.
Решением от 19.08.2003 Арбитражного суда Омской области заявленные требования ОАО "Омсктехоптторг" удовлетворены. Признано недействительным в полном объеме решение ИМНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска от 20.02.2003, как не соответствующее действующему законодательству. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска обязана устранить допущенные нарушения прав ОАО "Омсктехоптторг". Признаны незаконными действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб., из них: за 1999 год - в размере 224 руб. 09 коп., за 2000 год - в размере 849,52 руб., за 2001 год - в размере 937,2 руб., за 2002 год - в размере 2501,2 руб. ИМНС РФ по Октябрьскому административному округу г. Омска обязана возвратить ОАО "Омсктехоптторг" излишне уплаченную сумму земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб. Признаны незаконными действия ИМНС РФ по Любинскому району Омской области, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 15789,2 руб., из них: за 1999 год - в размере 1770 руб., за 2000 год - в размере 2973,6 руб., за 2001 год - в размере 2974,4 руб., за 2002 год - в размере 8071,2 руб. ИМНС РФ по Любинскому району Омской области обязана возвратить ОАО "Омсктехоптторг" излишне уплаченную сумму земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 15789,2 руб.
Суд исходил из того, что федеральные законы о ставках земельного налога относятся к актам законодательства о налогах и сборах; они должны были вступать в силу в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. А поскольку порядок вступления в силу данных нормативных актов нарушен, то указанные в них коэффициенты не могли применяться как в том налоговом периоде, на который они установлены, так и в следующем, так как применение коэффициентов регулируется отдельным нормативным актом по каждому отдельному налоговому периоду. Следовательно, по мнению суда первой инстанции, в указанные налоговые периоды подлежали применению ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 решение от 19.08.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 отменено и принят новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Омсктехоптторг".
Апелляционная инстанция исходила из того, что п. 3 ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда. Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Таким образом, при исчислении ставок земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 1999 - 2002 годах, следовало применять коэффициенты 1,2, 1,2 и 2.
В кассационной жалобе ОАО "Омсктехоптторг" просит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 по делу N 1029/03 отменить, а решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2003 по делу N 22-110/03 оставить в силе.
Заявитель жалобы полагает, что судом апелляционной инстанции были неправильно применены нормы материального права. Заявитель не согласен с выводом апелляционной инстанции о том, что повышающие коэффициенты к действующим ставкам земельного налога, устанавливаемые Законами о федеральном бюджете на соответствующие годы, влияют на порядок исчисления налога, а не изменяют конкретную налоговую ставку; поскольку нормы Законов о федеральном бюджете, устанавливающие повышающие коэффициенты к действующим ставкам земельного налога, то они вступают в силу в соответствии с порядком, установленным ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу заинтересованными лицами не представлены.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 по делу N 1029/03 подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омсктехоптторг" в течение 1999 - 2002 годов были уплачены суммы земельного налога за пользование: земельным участком площадью 213400 кв. м по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 103"а", - в размере 4075086,4 руб., земельным участком площадью 918 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Мичурина, 16, - в размере 638,92 руб., земельным участком площадью 787 кв. м по адресу: г. Омск, ул. 4 Северная, 140, - в размере 547,76 руб., земельным участком площадью 204,9 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Олимпийская, 3"а", - в размере 6724,43 руб., земельным участком площадью 11800 кв. м по адресу: Омская область, Любинский район, ул. Ленина, 22, - в размере 22285,2 руб.
ОАО "Омсктехоптторг" представило в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска, по Любинскому району Омской области, по Октябрьскому административному округу г. Омска уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1999 - 2001 годы, в которых при исчислении налога предприятием была применена ставка без учета повышающих коэффициентов. При этом предприятие просило ИМНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 2620587 руб., ИМНС РФ по Октябрьскому административному округу г. Омска - возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 5380,27 руб., ИМНС РФ по Любинскому району Омской области - в размере 15789,25 руб.
Инспекциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области и по Октябрьскому административному округу г. Омска решениями N 08-16/11740 от 31.12.2002 и 06-13/2124 от 25.12.2002 было отказано в возврате излишне уплаченных сумм налога. Заместителем руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска 20.02.2003 было вынесено решение о взыскании с предприятия доначисленных сумм земельного налога за 1999 год - в сумме 350078,3 руб., за 2000 год - в сумме 490109,62 руб., за 2001 г. - в сумме 490109,62 руб., за 2002 год - в сумме 1330297,5 руб., а также привлечении предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 85692,4 руб., исчисленного от суммы разницы доначисленного налога по камеральной проверке (2660595 руб.) и переплаты по лицевому счету предприятия (2232133 руб.).
Не согласившись с решениями налоговых органов, ОАО "Омсктехоптторг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями условий хозяйствования, не зависящими от пользователей земли.
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции (темпа роста цен), который в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2, статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставка налога, действовавшая в 1999 году, применяется в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяется ставка, действовавшая в 2000 году; ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются с коэффициентом 2.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Кассационная инстанция соглашается с выводом апелляционной инстанции о том, что нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. В связи с этим при исчислении ставок земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 1999 - 2002 годах, следовало применять коэффициенты 2 и 1,2, 1,2 и 2.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции основано на правильном толковании норм права и суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 (А-1029/03) оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 05.04.2004 N Ф04/1842-326/А46-2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 5 апреля 2004 года Дело N Ф04/1842-326/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омсктехоптторг" на постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 (А-1029/03) по заявлению открытого акционерного общества "Омсктехоптторг" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области, принятое судьями С., К., П.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Омсктехоптторг" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее - ИМНС РФ) N 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании незаконным решения от 20.02.2003; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 гг. в размере 5380,27 руб., и обязании возвратить данную сумму налога; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 гг. в размере 15789,2 руб., и обязании возвратить данную сумму налога.
В судебном заседании заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет заявленных требований и просил признать незаконными действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб., в том числе: за 1999 год - в сумме 224 руб. 09 коп., за 2000 год - в сумме 849,52 руб., за 2001 год - в сумме 937,2 руб., за 2002 год - в сумме 2501,2 руб., и обязать Инспекцию возвратить указанные суммы налога. В остальной части требования заявителя остались прежними.
В обоснование заявленных требований ОАО "Омсктехоптторг" сослалось на переплату налога на землю за 1999 - 2002 годы ввиду применения ставок налога с повышающим коэффициентом, тогда как, по мнению заявителя, нормативные акты, устанавливающие названные коэффициенты, не могут применяться в указанных налоговых периодах.
Решением от 19.08.2003 Арбитражного суда Омской области заявленные требования ОАО "Омсктехоптторг" удовлетворены. Признано недействительным в полном объеме решение ИМНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска от 20.02.2003, как не соответствующее действующему законодательству. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска обязана устранить допущенные нарушения прав ОАО "Омсктехоптторг". Признаны незаконными действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб., из них: за 1999 год - в размере 224 руб. 09 коп., за 2000 год - в размере 849,52 руб., за 2001 год - в размере 937,2 руб., за 2002 год - в размере 2501,2 руб. ИМНС РФ по Октябрьскому административному округу г. Омска обязана возвратить ОАО "Омсктехоптторг" излишне уплаченную сумму земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб. Признаны незаконными действия ИМНС РФ по Любинскому району Омской области, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 15789,2 руб., из них: за 1999 год - в размере 1770 руб., за 2000 год - в размере 2973,6 руб., за 2001 год - в размере 2974,4 руб., за 2002 год - в размере 8071,2 руб. ИМНС РФ по Любинскому району Омской области обязана возвратить ОАО "Омсктехоптторг" излишне уплаченную сумму земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 15789,2 руб.
Суд исходил из того, что федеральные законы о ставках земельного налога относятся к актам законодательства о налогах и сборах; они должны были вступать в силу в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. А поскольку порядок вступления в силу данных нормативных актов нарушен, то указанные в них коэффициенты не могли применяться как в том налоговом периоде, на который они установлены, так и в следующем, так как применение коэффициентов регулируется отдельным нормативным актом по каждому отдельному налоговому периоду. Следовательно, по мнению суда первой инстанции, в указанные налоговые периоды подлежали применению ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 решение от 19.08.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 отменено и принят новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Омсктехоптторг".
Апелляционная инстанция исходила из того, что п. 3 ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда. Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Таким образом, при исчислении ставок земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 1999 - 2002 годах, следовало применять коэффициенты 1,2, 1,2 и 2.
В кассационной жалобе ОАО "Омсктехоптторг" просит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 по делу N 1029/03 отменить, а решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2003 по делу N 22-110/03 оставить в силе.
Заявитель жалобы полагает, что судом апелляционной инстанции были неправильно применены нормы материального права. Заявитель не согласен с выводом апелляционной инстанции о том, что повышающие коэффициенты к действующим ставкам земельного налога, устанавливаемые Законами о федеральном бюджете на соответствующие годы, влияют на порядок исчисления налога, а не изменяют конкретную налоговую ставку; поскольку нормы Законов о федеральном бюджете, устанавливающие повышающие коэффициенты к действующим ставкам земельного налога, то они вступают в силу в соответствии с порядком, установленным ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу заинтересованными лицами не представлены.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 по делу N 1029/03 подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омсктехоптторг" в течение 1999 - 2002 годов были уплачены суммы земельного налога за пользование: земельным участком площадью 213400 кв. м по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 103"а", - в размере 4075086,4 руб., земельным участком площадью 918 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Мичурина, 16, - в размере 638,92 руб., земельным участком площадью 787 кв. м по адресу: г. Омск, ул. 4 Северная, 140, - в размере 547,76 руб., земельным участком площадью 204,9 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Олимпийская, 3"а", - в размере 6724,43 руб., земельным участком площадью 11800 кв. м по адресу: Омская область, Любинский район, ул. Ленина, 22, - в размере 22285,2 руб.
ОАО "Омсктехоптторг" представило в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска, по Любинскому району Омской области, по Октябрьскому административному округу г. Омска уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1999 - 2001 годы, в которых при исчислении налога предприятием была применена ставка без учета повышающих коэффициентов. При этом предприятие просило ИМНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 2620587 руб., ИМНС РФ по Октябрьскому административному округу г. Омска - возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 5380,27 руб., ИМНС РФ по Любинскому району Омской области - в размере 15789,25 руб.
Инспекциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области и по Октябрьскому административному округу г. Омска решениями N 08-16/11740 от 31.12.2002 и 06-13/2124 от 25.12.2002 было отказано в возврате излишне уплаченных сумм налога. Заместителем руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска 20.02.2003 было вынесено решение о взыскании с предприятия доначисленных сумм земельного налога за 1999 год - в сумме 350078,3 руб., за 2000 год - в сумме 490109,62 руб., за 2001 г. - в сумме 490109,62 руб., за 2002 год - в сумме 1330297,5 руб., а также привлечении предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 85692,4 руб., исчисленного от суммы разницы доначисленного налога по камеральной проверке (2660595 руб.) и переплаты по лицевому счету предприятия (2232133 руб.).
Не согласившись с решениями налоговых органов, ОАО "Омсктехоптторг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями условий хозяйствования, не зависящими от пользователей земли.
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции (темпа роста цен), который в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2, статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставка налога, действовавшая в 1999 году, применяется в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяется ставка, действовавшая в 2000 году; ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются с коэффициентом 2.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Кассационная инстанция соглашается с выводом апелляционной инстанции о том, что нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. В связи с этим при исчислении ставок земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 1999 - 2002 годах, следовало применять коэффициенты 2 и 1,2, 1,2 и 2.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции основано на правильном толковании норм права и суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 (А-1029/03) оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 5 апреля 2004 года Дело N Ф04/1842-326/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омсктехоптторг" на постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 (А-1029/03) по заявлению открытого акционерного общества "Омсктехоптторг" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области, принятое судьями С., К., П.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Омсктехоптторг" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее - ИМНС РФ) N 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании незаконным решения от 20.02.2003; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 гг. в размере 5380,27 руб., и обязании возвратить данную сумму налога; к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 гг. в размере 15789,2 руб., и обязании возвратить данную сумму налога.
В судебном заседании заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет заявленных требований и просил признать незаконными действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб., в том числе: за 1999 год - в сумме 224 руб. 09 коп., за 2000 год - в сумме 849,52 руб., за 2001 год - в сумме 937,2 руб., за 2002 год - в сумме 2501,2 руб., и обязать Инспекцию возвратить указанные суммы налога. В остальной части требования заявителя остались прежними.
В обоснование заявленных требований ОАО "Омсктехоптторг" сослалось на переплату налога на землю за 1999 - 2002 годы ввиду применения ставок налога с повышающим коэффициентом, тогда как, по мнению заявителя, нормативные акты, устанавливающие названные коэффициенты, не могут применяться в указанных налоговых периодах.
Решением от 19.08.2003 Арбитражного суда Омской области заявленные требования ОАО "Омсктехоптторг" удовлетворены. Признано недействительным в полном объеме решение ИМНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска от 20.02.2003, как не соответствующее действующему законодательству. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска обязана устранить допущенные нарушения прав ОАО "Омсктехоптторг". Признаны незаконными действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб., из них: за 1999 год - в размере 224 руб. 09 коп., за 2000 год - в размере 849,52 руб., за 2001 год - в размере 937,2 руб., за 2002 год - в размере 2501,2 руб. ИМНС РФ по Октябрьскому административному округу г. Омска обязана возвратить ОАО "Омсктехоптторг" излишне уплаченную сумму земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 4512,01 руб. Признаны незаконными действия ИМНС РФ по Любинскому району Омской области, выразившиеся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 15789,2 руб., из них: за 1999 год - в размере 1770 руб., за 2000 год - в размере 2973,6 руб., за 2001 год - в размере 2974,4 руб., за 2002 год - в размере 8071,2 руб. ИМНС РФ по Любинскому району Омской области обязана возвратить ОАО "Омсктехоптторг" излишне уплаченную сумму земельного налога за 1999 - 2002 годы в размере 15789,2 руб.
Суд исходил из того, что федеральные законы о ставках земельного налога относятся к актам законодательства о налогах и сборах; они должны были вступать в силу в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. А поскольку порядок вступления в силу данных нормативных актов нарушен, то указанные в них коэффициенты не могли применяться как в том налоговом периоде, на который они установлены, так и в следующем, так как применение коэффициентов регулируется отдельным нормативным актом по каждому отдельному налоговому периоду. Следовательно, по мнению суда первой инстанции, в указанные налоговые периоды подлежали применению ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 решение от 19.08.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 отменено и принят новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Омсктехоптторг".
Апелляционная инстанция исходила из того, что п. 3 ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда. Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Таким образом, при исчислении ставок земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 1999 - 2002 годах, следовало применять коэффициенты 1,2, 1,2 и 2.
В кассационной жалобе ОАО "Омсктехоптторг" просит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 по делу N 1029/03 отменить, а решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2003 по делу N 22-110/03 оставить в силе.
Заявитель жалобы полагает, что судом апелляционной инстанции были неправильно применены нормы материального права. Заявитель не согласен с выводом апелляционной инстанции о том, что повышающие коэффициенты к действующим ставкам земельного налога, устанавливаемые Законами о федеральном бюджете на соответствующие годы, влияют на порядок исчисления налога, а не изменяют конкретную налоговую ставку; поскольку нормы Законов о федеральном бюджете, устанавливающие повышающие коэффициенты к действующим ставкам земельного налога, то они вступают в силу в соответствии с порядком, установленным ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу заинтересованными лицами не представлены.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.12.2003 по делу N 1029/03 подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омсктехоптторг" в течение 1999 - 2002 годов были уплачены суммы земельного налога за пользование: земельным участком площадью 213400 кв. м по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 103"а", - в размере 4075086,4 руб., земельным участком площадью 918 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Мичурина, 16, - в размере 638,92 руб., земельным участком площадью 787 кв. м по адресу: г. Омск, ул. 4 Северная, 140, - в размере 547,76 руб., земельным участком площадью 204,9 кв. м по адресу: г. Омск, ул. Олимпийская, 3"а", - в размере 6724,43 руб., земельным участком площадью 11800 кв. м по адресу: Омская область, Любинский район, ул. Ленина, 22, - в размере 22285,2 руб.
ОАО "Омсктехоптторг" представило в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска, по Любинскому району Омской области, по Октябрьскому административному округу г. Омска уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1999 - 2001 годы, в которых при исчислении налога предприятием была применена ставка без учета повышающих коэффициентов. При этом предприятие просило ИМНС РФ N 1 по Центральному административному округу г. Омска возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 2620587 руб., ИМНС РФ по Октябрьскому административному округу г. Омска - возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 5380,27 руб., ИМНС РФ по Любинскому району Омской области - в размере 15789,25 руб.
Инспекциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области и по Октябрьскому административному округу г. Омска решениями N 08-16/11740 от 31.12.2002 и 06-13/2124 от 25.12.2002 было отказано в возврате излишне уплаченных сумм налога. Заместителем руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска 20.02.2003 было вынесено решение о взыскании с предприятия доначисленных сумм земельного налога за 1999 год - в сумме 350078,3 руб., за 2000 год - в сумме 490109,62 руб., за 2001 г. - в сумме 490109,62 руб., за 2002 год - в сумме 1330297,5 руб., а также привлечении предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 85692,4 руб., исчисленного от суммы разницы доначисленного налога по камеральной проверке (2660595 руб.) и переплаты по лицевому счету предприятия (2232133 руб.).
Не согласившись с решениями налоговых органов, ОАО "Омсктехоптторг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями условий хозяйствования, не зависящими от пользователей земли.
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции (темпа роста цен), который в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2, статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставка налога, действовавшая в 1999 году, применяется в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяется ставка, действовавшая в 2000 году; ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются с коэффициентом 2.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Кассационная инстанция соглашается с выводом апелляционной инстанции о том, что нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. В связи с этим при исчислении ставок земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 1999 - 2002 годах, следовало применять коэффициенты 2 и 1,2, 1,2 и 2.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции основано на правильном толковании норм права и суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-110/03 (А-1029/03) оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)