Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.09.2003 N А10-377/03-4-Ф02-2987/03-С1

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 18 сентября 2003 г. Дело N А10-377/03-4-Ф02-2987/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Кадниковой Л.А., Евдокимова А.И.,
при участии в судебном заседании:
представителей от ответчика - Банзаранцаева Л.Н. (доверенность от 18.10.2002 N 75),
от истца - Хамцуева А.Д. (доверенность от 09.01.2003 N 118),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия на решение от 27 мая 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-377/03-4 (суд первой инстанции: Марактаева И.Г.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Бурятзолото" (ОАО "Бурятзолото") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия (налоговая инспекция) о признании недействительными решения инспекции от 24 декабря 2002 года N 0323-14-6945 и требования об уплате налогов N 10338.
В процессе рассмотрения спора истец изменил исковые требования и просил признать недействительными решение налоговой инспекции от 24 декабря 2002 года N 0323-14-6945 в части пункта 2 и требование налогового органа от 24 декабря 2002 года N 10338 в части предложения ОАО "Бурятзолото" уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 295310 рублей.
Решением от 27 мая 2003 года заявление ОАО "Бурятзолото" удовлетворено в части признания недействительными пункта 2 решения налоговой инспекции от 24 декабря 2002 года N 0323-14-6945 в части взыскания налога на добычу полезных ископаемых в сумме 220254 рублей и требования налоговой инспекции от 24 декабря 2002 года N 10338 в части уплаты налога на добычу полезных ископаемых в сумме 220254 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ОАО "Бурятзолото" отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Принимая судебные акты, суд исходил из того, что налогоплательщиком не были утверждены нормативы потерь по серебру на 2002 год в связи с отсутствием совместных механизмов реализации Правил по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче. Судом было учтено также, что нормативы потерь, примененные налогоплательщиком на 2002 год, не превышали проектные потери по добыче серебра.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить и принять новое решение, отказав обществу в удовлетворении требований.
По мнению заявителя, суд вынес решение в нарушение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь налогообложение производится в общеустановленном порядке.
Принимая участие в судебном заседании, заявитель кассационной жалобы поддержал ее доводы, представитель ОАО "Бурятзолото" просил отказать в удовлетворении жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче серебра за 3 квартал 2002 года ОАО "Бурятзолото" было доначислено налогов всего 295310 рублей, в том числе: за счет занижения количества добытого полезного ископаемого - 72391 рубль, за счет занижения стоимости единицы добытого полезного ископаемого - 2665 рублей, за счет отсутствия нормативов потерь по серебру - 220254 рубля.
Первые две цифры сложились в результате того, что заявитель включил в декларацию данные по добыче за июль, август 2002 года, за исключением данных за сентябрь 2002 года.
В обоснование правомерности начисления суммы 220254 рубля ответчик указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, которые утверждаются в порядке, установленном законом. У заявителя отсутствовали нормативные потери при добыче серебра, следовательно, он не имел права на применение налоговой ставки 0 процентов при исчислении налога.
Вывод об отсутствии нормативных потерь при добыче серебра налоговой инспекцией был сделан в связи с непредставлением обществом налоговому органу на проверку документов, подтверждающих утвержденные нормативы потерь по серебру, а также невключением в расчет налоговой базы стоимости серебра, реализованного в сентябре 2002 года.
Не согласившись с выводом налоговой инспекции, общество оспаривает решение налогового органа в части доначисления налога в сумме 295310 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых. В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, были утверждены Правительством Российской Федерации постановлением от 29 декабря 2001 года N 921.
Госгортехнадзор России, Министерство природных ресурсов Российской Федерации письмами от 11 января 2002 года, 16 августа 2002 года и 13 августа 2002 года разъяснили, что в связи с отсутствием порядка нормирования согласование нормативов потерь по названным выше Правилам возможно только при рассмотрении планов развития горных работ на 2003 год.
Следовательно, у общества в 2002 году отсутствовала возможность утвердить нормативы потерь по серебру.
В соответствии с пунктом 3 Правил Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Госгортехнадзором нормативы потерь по серебру на 2003 год были утверждены в размере 49,02 процента.
Письмом от 14 апреля 2003 года Бурятское управление Госгортехнадзора России сообщило открытому акционерному обществу "Бурятзолото" о том, что проектные потери серебра при переработке на Самартинской и Ирокиндинской ЗИФ в размере соответственно 49% и 47% считать плановыми на 2002 год.
Из материалов дела усматривается, что фактически потери общества при добыче серебра в 2002 году по названным рудникам не превысили указанной цифры. Названные потери также не превышают проектные потери по добыче серебра.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нормативы потерь не были утверждены обществом на 2002 год в силу объективных причин. Фактически потери налогоплательщиком были понесены, их размеры не превышали проектных и были предметом контроля и согласования Бурятским управлением Госгортехнадзора.
Следовательно, налогоплательщик правомерно, руководствуясь пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применил ставку 0 процентов к тому объему нормативных потерь, которые были утверждены Бурятским управлением Госгортехнадзора в 2003 году.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для отмены судебного акта, принятого Арбитражным судом Республики Бурятия по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27 мая 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-377/03-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЕВДОКИМОВ







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 сентября 2003 г. Дело N А10-377/03-4-Ф02-2987/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Кадниковой Л.А., Евдокимова А.И.,
при участии в судебном заседании:
представителей от ответчика - Банзаранцаева Л.Н. (доверенность от 18.10.2002 N 75),
от истца - Хамцуева А.Д. (доверенность от 09.01.2003 N 118),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия на решение от 27 мая 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-377/03-4 (суд первой инстанции: Марактаева И.Г.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Бурятзолото" (ОАО "Бурятзолото") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия (налоговая инспекция) о признании недействительными решения инспекции от 24 декабря 2002 года N 0323-14-6945 и требования об уплате налогов N 10338.
В процессе рассмотрения спора истец изменил исковые требования и просил признать недействительными решение налоговой инспекции от 24 декабря 2002 года N 0323-14-6945 в части пункта 2 и требование налогового органа от 24 декабря 2002 года N 10338 в части предложения ОАО "Бурятзолото" уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 295310 рублей.
Решением от 27 мая 2003 года заявление ОАО "Бурятзолото" удовлетворено в части признания недействительными пункта 2 решения налоговой инспекции от 24 декабря 2002 года N 0323-14-6945 в части взыскания налога на добычу полезных ископаемых в сумме 220254 рублей и требования налоговой инспекции от 24 декабря 2002 года N 10338 в части уплаты налога на добычу полезных ископаемых в сумме 220254 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ОАО "Бурятзолото" отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Принимая судебные акты, суд исходил из того, что налогоплательщиком не были утверждены нормативы потерь по серебру на 2002 год в связи с отсутствием совместных механизмов реализации Правил по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче. Судом было учтено также, что нормативы потерь, примененные налогоплательщиком на 2002 год, не превышали проектные потери по добыче серебра.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить и принять новое решение, отказав обществу в удовлетворении требований.
По мнению заявителя, суд вынес решение в нарушение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь налогообложение производится в общеустановленном порядке.
Принимая участие в судебном заседании, заявитель кассационной жалобы поддержал ее доводы, представитель ОАО "Бурятзолото" просил отказать в удовлетворении жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче серебра за 3 квартал 2002 года ОАО "Бурятзолото" было доначислено налогов всего 295310 рублей, в том числе: за счет занижения количества добытого полезного ископаемого - 72391 рубль, за счет занижения стоимости единицы добытого полезного ископаемого - 2665 рублей, за счет отсутствия нормативов потерь по серебру - 220254 рубля.
Первые две цифры сложились в результате того, что заявитель включил в декларацию данные по добыче за июль, август 2002 года, за исключением данных за сентябрь 2002 года.
В обоснование правомерности начисления суммы 220254 рубля ответчик указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, которые утверждаются в порядке, установленном законом. У заявителя отсутствовали нормативные потери при добыче серебра, следовательно, он не имел права на применение налоговой ставки 0 процентов при исчислении налога.
Вывод об отсутствии нормативных потерь при добыче серебра налоговой инспекцией был сделан в связи с непредставлением обществом налоговому органу на проверку документов, подтверждающих утвержденные нормативы потерь по серебру, а также невключением в расчет налоговой базы стоимости серебра, реализованного в сентябре 2002 года.
Не согласившись с выводом налоговой инспекции, общество оспаривает решение налогового органа в части доначисления налога в сумме 295310 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых. В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, были утверждены Правительством Российской Федерации постановлением от 29 декабря 2001 года N 921.
Госгортехнадзор России, Министерство природных ресурсов Российской Федерации письмами от 11 января 2002 года, 16 августа 2002 года и 13 августа 2002 года разъяснили, что в связи с отсутствием порядка нормирования согласование нормативов потерь по названным выше Правилам возможно только при рассмотрении планов развития горных работ на 2003 год.
Следовательно, у общества в 2002 году отсутствовала возможность утвердить нормативы потерь по серебру.
В соответствии с пунктом 3 Правил Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Госгортехнадзором нормативы потерь по серебру на 2003 год были утверждены в размере 49,02 процента.
Письмом от 14 апреля 2003 года Бурятское управление Госгортехнадзора России сообщило открытому акционерному обществу "Бурятзолото" о том, что проектные потери серебра при переработке на Самартинской и Ирокиндинской ЗИФ в размере соответственно 49% и 47% считать плановыми на 2002 год.
Из материалов дела усматривается, что фактически потери общества при добыче серебра в 2002 году по названным рудникам не превысили указанной цифры. Названные потери также не превышают проектные потери по добыче серебра.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нормативы потерь не были утверждены обществом на 2002 год в силу объективных причин. Фактически потери налогоплательщиком были понесены, их размеры не превышали проектных и были предметом контроля и согласования Бурятским управлением Госгортехнадзора.
Следовательно, налогоплательщик правомерно, руководствуясь пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применил ставку 0 процентов к тому объему нормативных потерь, которые были утверждены Бурятским управлением Госгортехнадзора в 2003 году.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для отмены судебного акта, принятого Арбитражным судом Республики Бурятия по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27 мая 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-377/03-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЕВДОКИМОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)