Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2012 ПО ДЕЛУ N А32-23052/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2012 г. по делу N А32-23052/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Кузововой А.В. (доверенность от 12.11.2012 N 07-06/1643), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Модус-Новороссийск" (ИНН 2315105360, ОГРН 1032309106807), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модус-Новороссийск" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А32-23052/2011 (судьи Сулименко Н.В., Винокур И.Г., Стрекачев А.Н.), установил следующее.
ООО "Модус-Новороссийск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 21.06.2011 N 49857.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2012 (судья Гонзус И.П.) суд признал недействительным решение инспекции в части начисления 1 990 267 рублей земельного налога за 2010 год, 59 575 рублей 88 копеек пеней, 338 417 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), 167 208 рублей 50 копеек штрафа по статье 119 Кодекса, предложения уплатить 1 692 085 рублей земельного налога по сроку уплаты 10.02.2011, а также пени и налоговые санкции, начисление которых признано судом недействительным, внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал. Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая стоимость земельных участков неправомерно определена на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р), которое не опубликовано в установленном порядке, поэтому применяться не может. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2010 по делу N А32-53688/2009 признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, выразившиеся в применении Распоряжения N 1202-р при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117016:27. Сделав вывод об обоснованном привлечении общества к ответственности на основании статьи 119 Кодекса, суд указал на неправильное определение размера подлежащего взысканию с общества штрафа.
Постановлением от 23.10.2012 суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции о признании недействительным решения инспекции в части начисления 1 990 267 рублей земельного налога, 59 575 рублей 88 копеек пеней, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде 338 417 рублей штрафа и по статье 119 Кодекса в виде 167 208 рублей 50 копеек штрафа, предложения уплатить земельный налог по сроку уплаты 10.02.2011 в размере 1 692 085 рублей, а также пени и санкции, начисление которых признано судом недействительным, внесения исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. В остальной части суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции. Судебный акт мотивирован тем, что при исчислении земельного налога инспекция обоснованно использовала сведения о кадастровой стоимости земельных участков, представленные уполномоченным органом и указанные в кадастровом паспорте земельных участков, а также применила ставку земельного налога, установленную решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийска от 23.10.2007 N 462 "О земельном налоге" для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли. Установленные судом по делу N А32-53688/2009 обстоятельства не имеют преюдициальной силы для данного дела и не свидетельствуют о том, что общество не должно исчислить земельный налог за 2010 год с учетом удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением N 1202-р и не измененных постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 58). Инспекция правомерно начислила обществу штраф по статье 119 Кодекса, исходя из несвоевременного представления налогоплательщиком декларации по земельному налогу и учитывая размер действительных налоговых обязательств за спорный налоговый период.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Заявитель жалобы полагает, что постановление суда апелляционной инстанции вынесено с нарушением норм материального права. Инспекция неправомерно использовала информацию для исчисления земельного налога за 2010 год основанную на распоряжении N 1202-р, не вступившем в законную силу, в связи с чем у нее отсутствовали основания для начисления обществу земельного налога, пеней и штрафов.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговый орган провел камеральную налоговую проверку представленной обществом первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год. В ходе проверки инспекция установила занижение обществом суммы земельного налога за 2010 год на 1 990 267 рублей. По результатам проверки налоговая инспекция составила акт проверки от 18.05.2011 N 36348 (том 2, л. д. 2). Рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика, налоговый орган вынес решение от 21.06.2011 N 49857 (том 1, л. д. 22).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 05.08.2011 N 20-12-703 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения (том 1, л. д. 16).
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился с заявлением в суд.
Основанием для начисления земельного налога, пеней и взыскания штрафных санкций послужило исчисление обществом налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117016:27 и 23:47:0117002:1933, указанной в кадастровых паспортах земельных участков (18 076 рублей и 16 400 рублей соответственно). При расчете налога налогоплательщик применил ставку налога 1,5%. Инспекция применила ставку налога 0,5%, установленную решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийска от 23.10.2007 N 462 "О земельном налоге" для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли. При исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога налоговый орган использовал сведения о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленные уполномоченным органом.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что по состоянию на 01.01.2010 кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117016:27 и 23:47:0117002:1933 нельзя признать установленной, поскольку отсутствуют утвержденные показатели кадастровой стоимости земельного участка.
Суд проверил и отклонил довод инспекции о необходимости определения в 2010 году кадастровой стоимости земельного участка с учетом положений распоряжения N 1202-р, отмененного распоряжением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р "О признании утратившим силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р".
Отменив решение суда первой инстанции, и сделав вывод об обоснованном начислении обществу земельного налога в спорном периоде, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет".
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании, либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Распоряжение N 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю. Распоряжение N 1202-р надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, должен был самостоятельно определить свои налоговые обязательства.
Суд апелляционной инстанции установил, что постановление N 58 содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и распоряжение N 1202-р.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что в течение налогового периода (2010 года) налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась, а отмена решения N 1202-р не свидетельствует об отмене земельного налога и освобождении налогоплательщика от исполнения налоговой обязанности.
Суд апелляционной инстанции проверил и признал правильным расчет суммы исчисленного налоговым органом земельного налога за 2010 год в отношении принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117016:27 и 23:27:0117002:1933. Спор в отношении площади спорных земельных участков, ставки земельного налога, подлежащей применению в 2010 году, и вида разрешенного использования земельных участков отсутствует.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что инспекция правомерно начислила обществу 1 990 267 рублей земельного налога, соответствующие пени и привлекла его к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание обстоятельства начисления обществу штрафных санкций по статье 119 Кодекса (несвоевременное представление декларации, применение отягчающих ответственность обстоятельств), проверив расчет подлежащего взысканию штрафа, обоснованно указал, что инспекция правомерно определила к уплате штраф в размере 169 208 рублей 50 копеек.
В связи с несвоевременным представлением обществом документов по запросу налогового органа, налоговая инспекция обоснованно привлекла общество к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Кодекса.
Оценив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции принял законное и обоснованное постановление, основания для отмены или изменения которого отсутствуют.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств по делу, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А32-23052/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)