Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Г.
на решение от 15.07.2008
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008
по делу N А37-471/2008-9/3а
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Г.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
о признании недействительным решения
Индивидуальный предприниматель Г. обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области от 04.02.2008 N 13-2-17/3737.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 15.07.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008, заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 46219 рублей и начисление пени в сумме 12393 рублей, признано недействительным. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной налогоплательщиком в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, индивидуальный предприниматель Г. выражает несогласие с выводами суда о правомерности доначисления к уплате 221306 рублей налога на добавленную стоимость со ссылкой на пункт 5 статьи 173 НК РФ.
Заявленные требования мотивированы тем, что с 01.01.2007 предприниматель перешел на общий режим налогообложения, о чем налоговый орган был уведомлен в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 346.13 НК РФ. Ведение лицевых счетов по НДС, ЕСН, НДФЛ свидетельствует, по его мнению, о том, что предприниматель учитывается налоговым органом как плательщик налогов, предусмотренных общим режимом налогообложения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, а также в выступлении присутствующего в заседании представителя предпринимателя, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, поводом для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением послужило решение налоговой инспекции от 04.02.2008 N 13-2-17/3737, принятое по результатам камеральной проверки, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года, в которой был заявлен налоговый вычет на сумму 221306 рублей.
Оспариваемым решением индивидуальному предпринимателю доначислен к уплате НДС в сумме 221306 рублей со ссылкой на подпункт 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что предприниматель на основании заявления от 24.11.2005 о переходе на упрощенную систему налогообложения и уведомления налогового органа от 28.11.2005 N 1780 о возможности применения специального налогового режима с 01.01.2006 года перешел на применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "Доходы" и уведомление налогоплательщика о переходе на иной режим налогообложения с 01.01.2007 года налоговым органом не было получено.
Войдя в обсуждение вопроса о способах надлежащего уведомления о выбранном режиме налогообложения, суд не учел следующего.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Пунктом 6 статьи 346 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Поскольку выбор режима налогообложения является правом налогоплательщика и специального документа, подтверждающего право применять упрощенную систему, либо отказ от ее применения не требуется, идентификация субъекта налогообложения не может быть поставлена в зависимость от факта получения налоговым органом уведомления о выбранном режиме налогообложения.
Кроме того, из системного толкования положений статей 83, 88 Налогового кодекса Российской Федерации следует что, в случае обнаружения ошибок, противоречий между сведения содержащимися в представленных налогоплательщиком документах и сведениями, имеющимися у налогового органа, они подлежат выяснению в установленном порядке.
Учитывая, что переход налогоплательщика от упрощенной системы налогообложения к общему режиму носит уведомительный характер и налоговый орган не ссылался на то, что предприниматель не вправе был перейти на названный налоговый режим по обстоятельствам, перечисленным в пункте 3 статьи 346.13 НК РФ, и в материалах дела такие доказательства отсутствуют, вывод судебных инстанций о невозможности применения налогоплательщиком общего режима налогообложения нельзя признать обоснованным.
На основании изложенного судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для установления наличия или отсутствия у предпринимателя обязанности по уплате НДС в связи с предъявлением к вычету 221306 рублей налога.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 15.07.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу N А37-471/2008-9/3а Арбитражного суда Магаданской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Магаданской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 17.11.2008 N Ф03-4965/2008 ПО ДЕЛУ N А37-471/2008-9/3А
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2008 г. N Ф03-4965/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Г.
на решение от 15.07.2008
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008
по делу N А37-471/2008-9/3а
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Г.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
о признании недействительным решения
Индивидуальный предприниматель Г. обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области от 04.02.2008 N 13-2-17/3737.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 15.07.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008, заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 46219 рублей и начисление пени в сумме 12393 рублей, признано недействительным. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной налогоплательщиком в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, индивидуальный предприниматель Г. выражает несогласие с выводами суда о правомерности доначисления к уплате 221306 рублей налога на добавленную стоимость со ссылкой на пункт 5 статьи 173 НК РФ.
Заявленные требования мотивированы тем, что с 01.01.2007 предприниматель перешел на общий режим налогообложения, о чем налоговый орган был уведомлен в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 346.13 НК РФ. Ведение лицевых счетов по НДС, ЕСН, НДФЛ свидетельствует, по его мнению, о том, что предприниматель учитывается налоговым органом как плательщик налогов, предусмотренных общим режимом налогообложения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, а также в выступлении присутствующего в заседании представителя предпринимателя, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, поводом для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением послужило решение налоговой инспекции от 04.02.2008 N 13-2-17/3737, принятое по результатам камеральной проверки, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года, в которой был заявлен налоговый вычет на сумму 221306 рублей.
Оспариваемым решением индивидуальному предпринимателю доначислен к уплате НДС в сумме 221306 рублей со ссылкой на подпункт 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что предприниматель на основании заявления от 24.11.2005 о переходе на упрощенную систему налогообложения и уведомления налогового органа от 28.11.2005 N 1780 о возможности применения специального налогового режима с 01.01.2006 года перешел на применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "Доходы" и уведомление налогоплательщика о переходе на иной режим налогообложения с 01.01.2007 года налоговым органом не было получено.
Войдя в обсуждение вопроса о способах надлежащего уведомления о выбранном режиме налогообложения, суд не учел следующего.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Пунктом 6 статьи 346 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Поскольку выбор режима налогообложения является правом налогоплательщика и специального документа, подтверждающего право применять упрощенную систему, либо отказ от ее применения не требуется, идентификация субъекта налогообложения не может быть поставлена в зависимость от факта получения налоговым органом уведомления о выбранном режиме налогообложения.
Кроме того, из системного толкования положений статей 83, 88 Налогового кодекса Российской Федерации следует что, в случае обнаружения ошибок, противоречий между сведения содержащимися в представленных налогоплательщиком документах и сведениями, имеющимися у налогового органа, они подлежат выяснению в установленном порядке.
Учитывая, что переход налогоплательщика от упрощенной системы налогообложения к общему режиму носит уведомительный характер и налоговый орган не ссылался на то, что предприниматель не вправе был перейти на названный налоговый режим по обстоятельствам, перечисленным в пункте 3 статьи 346.13 НК РФ, и в материалах дела такие доказательства отсутствуют, вывод судебных инстанций о невозможности применения налогоплательщиком общего режима налогообложения нельзя признать обоснованным.
На основании изложенного судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для установления наличия или отсутствия у предпринимателя обязанности по уплате НДС в связи с предъявлением к вычету 221306 рублей налога.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 15.07.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу N А37-471/2008-9/3а Арбитражного суда Магаданской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Магаданской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)