Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2008 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи: З.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
ООО "Лукойл-Коми"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным письма N 52-09-11/13173 от 15.06.07 и об обязании произвести зачет излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 65033002 руб.
при участии:
от заявителя - Л. по дов. от 01.01.07
Т. по дов. от 01.01.07
от ответчика - Б. по дов. от 12.02.07 N 18
ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" заявлено требование к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1:
- - о признании недействительным отказа в зачете суммы налога на прибыль, заявленной к уменьшению в уточненном расчете налога от фактической прибыли за 2000 г. оформленного письмом от 15 июня 2007 г. N 52-09-11/13173;
- - об обязании Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести зачет излишне уплаченного налога на прибыль за 2000 г. в сумме 65033002 руб., в том числе в федеральный бюджет 23845434 руб., в бюджет Республики Коми в сумме 41187568 руб., а также дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 4064562 руб., в том числе в федеральный бюджет 1490339 руб., в бюджет Республики Коми 2574223 руб., в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в соответствующие бюджеты.
В обоснование требований заявитель указал, что отказ в проведении зачета является неправомерным.
Ответчик против удовлетворения требований заявителя возражал по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования правомерными и подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
Судом установлено, что 21 мая 2007 г. заявитель представил в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2000 г., в которой заявлена льгота по налогу на прибыль, предусмотренная статьей 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Одновременно с указанной уточненной декларацией заявителем были представлены первичные документы, подтверждающие его право на применение заявленной льготы, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного за 2000 г. налога на прибыль в размере 65033002 руб. и дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 4064562 руб.
Письмом от 15.06.07 N 52-09-11/13173 инспекция отказала заявителю в зачете излишне уплаченного налога на прибыль, заявленного к уменьшению в уточненной налоговой декларации за 2000 г.
Непосредственно исследовав представленные сторонами доказательства и оценив доводы, приведенные участвующими в деле лицами, суд находит, что отказ налогового органа в проведении зачета не соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, по следующим основаниям.
В обоснование отказа в проведении зачета заявленных сумм налоговый орган ссылается на положения ст. ст. 78, 87 Налогового кодекса Российской Федерации, указывая, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие проведению проверки, а также на то, что для подачи заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога установлен трехлетний срок, исчисляемый со дня уплаты соответствующей суммы налога.
Доводы налогового органа суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по г. Усинску проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Нобель Ойл" за 2000, 2001 гг., результаты которой оформлены актом N 06-09/30 от 25 апреля 2003 г. В соответствии с пунктом 2.1.6.1, указанного акта инспекцией установлено, что согласно уточненному расчету налога от фактической прибыли за 2000 г., представленному в налоговый орган 21 мая 2001 года, налогоплательщиком заявлены льготы по налогу на прибыль в размере 216776674 руб. Валовая прибыль, подлежащая налогообложению, составила 433355348 руб. Налоговый орган пришел к выводу о неправомерности использования ЗАО "Нобель Ойл" налоговых льгот, предусмотренных пп. "а", "б" и "в" п. 1 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в общей сумме 216776674 руб. При этом налоговый орган исходил из того, что льготируемые в соответствии с указанными нормами затраты вопреки предусмотренному Законом условию произведены налогоплательщиком не за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяемой по данным бухгалтерского учета. По итогам проведенной проверки налоговым органом было вынесено решение N 06-09/30 от 27 мая 2003 года, которым налогоплательщику доначислен налог на прибыль за 2000 г. в сумме 65033002 руб.
ЗАО "Нобель Ойл" 19 марта 2003 года было преобразовано в ООО "Нобель Ойл", которое 2 июля 2003 года было присоединено к ООО "ЛУКОЙЛ - Коми", что подтверждается свидетельствами о внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц, а также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2007 г. по делу N А40-3/06-33-1.
Доначисленная ЗАО "Нобель Ойл" сумма налога на прибыль за 2000 год наряду с доначисленной по аналогичным основаниям суммой налога за 2001 год с учетом произошедшего правопреемства была перечислена заявителем в бюджет, что подтверждается платежными поручениями N 5256, N 5271 от 25 мая 2004 года.
Вместе с тем, заявителем было установлено, что при исчислении налога на прибыль за 2000 год он не воспользовался налоговой льготой, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии с названной статьей (в редакции, действовавшей до 1 января 2002 года) предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения, что предусматривает право налогоплательщика на уменьшение налогооблагаемой прибыли, на величину произведенных в налоговом периоде капитальных вложений производственного и непроизводственного характера. При этом закон не ограничивает налогоплательщика в выборе источника финансирования капитальных вложений, осуществленных в течение налогового периода.
Таким образом, условиями предоставления льготы по налогу на прибыль для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является наличие валовой прибыли в налоговом периоде и фактическое направление денежных средств на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера.
Как установлено налоговой проверкой ЗАО "Нобель Ойл", валовая прибыль за 2000 год составила 433553348 руб. Эта сумма отражена по строке 1 уточненного расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года. Сумма капитальных вложений, произведенных ЗАО "Нобель Ойл" в 2000 году составила 216776674 руб., что следует из представленного в материалы дела расчета обоснования льгот. Эта сумма отражена по строке 4 уточненного расчета налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года. Вследствие этого налогооблагаемая прибыль с учетом применяемой льготы составляет 216776674 руб. Соответственно, сумма налога, подлежащая уплате с учетом указанной льготы, согласно строке 7 уточненного расчета налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года составляет 65033002 руб., в том числе в федеральный бюджет 23845434 руб., в бюджет Республики Коми - 41187568 руб.
В то же время, согласно строке 8 предыдущего расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года, представленного в Инспекцию ФНС России по городу Усинску 21 мая 2001 года, было начислено 65033002 руб. налога на прибыль. По результатам проведенной выездной налоговой проверки вследствие отказа в принятии налоговых льгот решением N 06-09/30 от 27 мая 2003 года заявителю доначислено еще 65033002 руб., итого 130066004 руб., что отражено по строке 10 уточненного расчета налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года. Разница между суммами подлежащего уплате (65033002 руб.) и фактически уплаченного (130066004 руб.) налога на прибыль составляет 65033002 руб. (строка 12 уточненного расчета налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года).
Таким образом, заявителем излишне уплачен налог на прибыль за 2000 год в сумме 65033002 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15 июня 2000 года N 62 установлена форма Расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России. В соответствии с уточненным расчетом налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года (строка 12) сумма уменьшения налога на прибыль составляет 65033002 руб. Указанная сумма умножается на значение учетной ставки Банка России, установленной на 15 число второго месяца четвертого квартала 2000 года, деленное на четыре, то есть 25% / 4 = 6,25%. Поэтому сумма дополнительных платежей, подлежащая начислению на причитающуюся к зачету сумму налога, составляет 4064562 руб. (65033002 руб. * 6,25%).
Таким образом, содержащиеся в представленных в материалы дела расчетах сведения об излишней уплате налога на прибыль в сумме 65033002 руб. и начисленных на эту сумму налога дополнительных платежей в сумме 4064562 руб. документально подтверждены.
Ссылка налогового органа на ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации судом не принимается, поскольку редакция, действующая с 1 января 2007 года, не содержит норм об ограничении периода проверки тремя календарными годами непосредственно предшествующими году проведения проверки.
Кроме того, как следует из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2006 года N 11775/05 и от 16 мая 2006 года N 16192/05 применительно к прежней редакции статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации, "кодекс не ограничивает представление уточненных налоговых деклараций сроком и в тех случаях, когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога. В данном случае сроки, предусмотренные статьей 87 Кодекса для проведения камеральных и выездных проверок, не могут быть применены, поскольку они установлены в качестве гарантии защиты интересов налогоплательщика и не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых деклараций, правомерность расчета по которым обязан доказать налогоплательщик.
Вместе с тем зачет либо возврат налогов, исчисленных по уточненной налоговой декларации, в указанном случае ограничивается сроками, определенными статьей 78 Кодекса".
Таким образом, инспекция была обязана провести камеральную проверку представленных заявителем документов.
Довод инспекции о пропуске заявителем установленного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации срока на обращение в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога судом не принимается в силу следующего.
В соответствии с п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате (зачете) излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 года N 2046/04 указано, что положениями пункта 8 статьи 78 Кодекса, установлен срок для подачи заявления на возврат налога и началом течения этого срока определен день уплаты налога. При этом срок на подачу заявления исчисляется с даты каждого платежа. Аналогичная позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 5478/06.
Налог на прибыль, доначисленный по результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налогов за 2000 и 2001 годы, перечислен заявителем в бюджет 24 и 25 мая 2004 года, в том числе за 2000 год в сумме 65033002 руб.
При этом, как следует из объяснений заявителя, им заявлена к зачету не та сумма налога на прибыль, которая была доначислена вышеуказанным решением налогового органа, а сумма излишне уплаченного налога на прибыль, образовавшаяся 21 мая 2007 года вследствие заявления предусмотренной законом "северной льготы", в пределах суммы налога на прибыль за 2000 год, перечисленной в бюджет 24 и 25 мая 2004 года.
Таким образом, с учетом толкования положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, установленный срок на зачет излишне уплаченного налога исчисляется с даты каждого платежа налога на соответствующий налоговый период и при представлении 21 мая 2007 года заявления о зачете излишне уплаченного налога этот срок заявителем пропущен не был.
Инспекция указывает, что в обоснование правомерности использования заявленной льготы налогоплательщик должен подтвердить осуществление расходов на капитальные вложения за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, отразив ее использование на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Суд считает, что данный вывод налогового органа не основан на законе. Так, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Норма, устанавливавшая "северную льготу", утратила силу с 1 января 2002 года в связи с введением в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".
Таким образом, статья 5 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" до дня введения в действие Главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации являлась составной частью налогового законодательства и подлежала применению наряду с положениями Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Как следует из буквального толкования положений указанной статьи, порядок использования предусмотренной ею льготы заключается в осуществлении расчетной операции, производимой путем уменьшения налогооблагаемой прибыли, исчисленной и отраженной в налоговой декларации, на сумму капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, произведенных в отчетном году предприятием, расположенным в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поэтому для проверки правильности использования этой льготы должны быть установлены размер налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета льгот и размер произведенных капитальных вложений.
Размер налогооблагаемой прибыли за 2000 год, исчисленной без учета льгот в сумме 433553348 руб., установлен в ходе выездной налоговой проверки ЗАО "Нобель Ойл", и отражен в представленных в инспекцию расчетах. Возражений относительно правильности исчисления указанной суммы инспекцией не представлено. Размер осуществленных ЗАО "Нобель Ойл" в 2000 году капитальных вложений в сумме 216776674 руб. подтвержден представленными первичными документами и составленным на их основании уточненным расчетом использования льгот по налогу на прибыль, которые были представлены в инспекцию вместе с уточненной декларацией. Возражений относительно правильности исчисления указанной суммы инспекцией не представлено. При этом осуществление капитальных вложений за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, в качестве условия использования заявленной льготы приведенной нормой Закона не установлено, что подтверждено вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 января 2006 года по делу А29-3128/2005а. При рассмотрении этого дела кассационный суд установил правомерность использования заявителем в 2001 году предусмотренной указанной статьей Закона льготы без учета величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяемой по данным бухгалтерского учета.
С учетом изложенного, заявитель доказал наличие излишне уплаченного за 2000 год налога на прибыль в сумме 65033002 руб., которая образовалась вследствие заявления 21 мая 2007 года налоговой льготы.
Поскольку заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога, образовавшейся вследствие использование этой льготы, направлено заявителем в пределах трехлетнего срока, установленного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации и исчисляемого с даты последнего платежа на налога на прибыль за 2000 год, заявитель имеет право на зачет излишне уплаченного налога в указанной сумме.
Таким образом, отказ налогового органа о проведении зачета является неправомерным, требования заявителя об обязании Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести зачет заявленных сумм подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
признать недействительным как не соответствующий требованиям Налогового кодекса Российской Федерации оформленный письмом от 15 июня 2007 г. N 52-09-11/13173 отказ Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в зачете суммы налога на прибыль, заявленной к уменьшению ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в уточненном расчете налога от фактической прибыли за 2000 г.
Обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести зачет налога на прибыль, излишне уплаченного ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" за 2000 г. в сумме 65033002 руб., в том числе в федеральный бюджет 23845434 руб., в бюджет Республики Коми в сумме 41187568 руб., а также дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 4064562 руб., в том числе в федеральный бюджет 1490339 руб., в бюджет Республики Коми 2574223 руб., в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в соответствующие бюджеты.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" государственную пошлину в сумме 101000 руб. 00 коп., подлежащую уплате за счет федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 18.01.2008 ПО ДЕЛУ N А40-47054/07-112-258
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 января 2008 г. по делу N А40-47054/07-112-258
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2008 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи: З.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
ООО "Лукойл-Коми"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным письма N 52-09-11/13173 от 15.06.07 и об обязании произвести зачет излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 65033002 руб.
при участии:
от заявителя - Л. по дов. от 01.01.07
Т. по дов. от 01.01.07
от ответчика - Б. по дов. от 12.02.07 N 18
установил:
ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" заявлено требование к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1:
- - о признании недействительным отказа в зачете суммы налога на прибыль, заявленной к уменьшению в уточненном расчете налога от фактической прибыли за 2000 г. оформленного письмом от 15 июня 2007 г. N 52-09-11/13173;
- - об обязании Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести зачет излишне уплаченного налога на прибыль за 2000 г. в сумме 65033002 руб., в том числе в федеральный бюджет 23845434 руб., в бюджет Республики Коми в сумме 41187568 руб., а также дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 4064562 руб., в том числе в федеральный бюджет 1490339 руб., в бюджет Республики Коми 2574223 руб., в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в соответствующие бюджеты.
В обоснование требований заявитель указал, что отказ в проведении зачета является неправомерным.
Ответчик против удовлетворения требований заявителя возражал по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования правомерными и подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
Судом установлено, что 21 мая 2007 г. заявитель представил в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2000 г., в которой заявлена льгота по налогу на прибыль, предусмотренная статьей 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Одновременно с указанной уточненной декларацией заявителем были представлены первичные документы, подтверждающие его право на применение заявленной льготы, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного за 2000 г. налога на прибыль в размере 65033002 руб. и дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 4064562 руб.
Письмом от 15.06.07 N 52-09-11/13173 инспекция отказала заявителю в зачете излишне уплаченного налога на прибыль, заявленного к уменьшению в уточненной налоговой декларации за 2000 г.
Непосредственно исследовав представленные сторонами доказательства и оценив доводы, приведенные участвующими в деле лицами, суд находит, что отказ налогового органа в проведении зачета не соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, по следующим основаниям.
В обоснование отказа в проведении зачета заявленных сумм налоговый орган ссылается на положения ст. ст. 78, 87 Налогового кодекса Российской Федерации, указывая, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие проведению проверки, а также на то, что для подачи заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога установлен трехлетний срок, исчисляемый со дня уплаты соответствующей суммы налога.
Доводы налогового органа суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по г. Усинску проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Нобель Ойл" за 2000, 2001 гг., результаты которой оформлены актом N 06-09/30 от 25 апреля 2003 г. В соответствии с пунктом 2.1.6.1, указанного акта инспекцией установлено, что согласно уточненному расчету налога от фактической прибыли за 2000 г., представленному в налоговый орган 21 мая 2001 года, налогоплательщиком заявлены льготы по налогу на прибыль в размере 216776674 руб. Валовая прибыль, подлежащая налогообложению, составила 433355348 руб. Налоговый орган пришел к выводу о неправомерности использования ЗАО "Нобель Ойл" налоговых льгот, предусмотренных пп. "а", "б" и "в" п. 1 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в общей сумме 216776674 руб. При этом налоговый орган исходил из того, что льготируемые в соответствии с указанными нормами затраты вопреки предусмотренному Законом условию произведены налогоплательщиком не за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяемой по данным бухгалтерского учета. По итогам проведенной проверки налоговым органом было вынесено решение N 06-09/30 от 27 мая 2003 года, которым налогоплательщику доначислен налог на прибыль за 2000 г. в сумме 65033002 руб.
ЗАО "Нобель Ойл" 19 марта 2003 года было преобразовано в ООО "Нобель Ойл", которое 2 июля 2003 года было присоединено к ООО "ЛУКОЙЛ - Коми", что подтверждается свидетельствами о внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц, а также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2007 г. по делу N А40-3/06-33-1.
Доначисленная ЗАО "Нобель Ойл" сумма налога на прибыль за 2000 год наряду с доначисленной по аналогичным основаниям суммой налога за 2001 год с учетом произошедшего правопреемства была перечислена заявителем в бюджет, что подтверждается платежными поручениями N 5256, N 5271 от 25 мая 2004 года.
Вместе с тем, заявителем было установлено, что при исчислении налога на прибыль за 2000 год он не воспользовался налоговой льготой, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии с названной статьей (в редакции, действовавшей до 1 января 2002 года) предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения, что предусматривает право налогоплательщика на уменьшение налогооблагаемой прибыли, на величину произведенных в налоговом периоде капитальных вложений производственного и непроизводственного характера. При этом закон не ограничивает налогоплательщика в выборе источника финансирования капитальных вложений, осуществленных в течение налогового периода.
Таким образом, условиями предоставления льготы по налогу на прибыль для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является наличие валовой прибыли в налоговом периоде и фактическое направление денежных средств на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера.
Как установлено налоговой проверкой ЗАО "Нобель Ойл", валовая прибыль за 2000 год составила 433553348 руб. Эта сумма отражена по строке 1 уточненного расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года. Сумма капитальных вложений, произведенных ЗАО "Нобель Ойл" в 2000 году составила 216776674 руб., что следует из представленного в материалы дела расчета обоснования льгот. Эта сумма отражена по строке 4 уточненного расчета налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года. Вследствие этого налогооблагаемая прибыль с учетом применяемой льготы составляет 216776674 руб. Соответственно, сумма налога, подлежащая уплате с учетом указанной льготы, согласно строке 7 уточненного расчета налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года составляет 65033002 руб., в том числе в федеральный бюджет 23845434 руб., в бюджет Республики Коми - 41187568 руб.
В то же время, согласно строке 8 предыдущего расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года, представленного в Инспекцию ФНС России по городу Усинску 21 мая 2001 года, было начислено 65033002 руб. налога на прибыль. По результатам проведенной выездной налоговой проверки вследствие отказа в принятии налоговых льгот решением N 06-09/30 от 27 мая 2003 года заявителю доначислено еще 65033002 руб., итого 130066004 руб., что отражено по строке 10 уточненного расчета налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года. Разница между суммами подлежащего уплате (65033002 руб.) и фактически уплаченного (130066004 руб.) налога на прибыль составляет 65033002 руб. (строка 12 уточненного расчета налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года).
Таким образом, заявителем излишне уплачен налог на прибыль за 2000 год в сумме 65033002 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15 июня 2000 года N 62 установлена форма Расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России. В соответствии с уточненным расчетом налога от фактической прибыли за 12 месяцев 2000 года (строка 12) сумма уменьшения налога на прибыль составляет 65033002 руб. Указанная сумма умножается на значение учетной ставки Банка России, установленной на 15 число второго месяца четвертого квартала 2000 года, деленное на четыре, то есть 25% / 4 = 6,25%. Поэтому сумма дополнительных платежей, подлежащая начислению на причитающуюся к зачету сумму налога, составляет 4064562 руб. (65033002 руб. * 6,25%).
Таким образом, содержащиеся в представленных в материалы дела расчетах сведения об излишней уплате налога на прибыль в сумме 65033002 руб. и начисленных на эту сумму налога дополнительных платежей в сумме 4064562 руб. документально подтверждены.
Ссылка налогового органа на ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации судом не принимается, поскольку редакция, действующая с 1 января 2007 года, не содержит норм об ограничении периода проверки тремя календарными годами непосредственно предшествующими году проведения проверки.
Кроме того, как следует из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2006 года N 11775/05 и от 16 мая 2006 года N 16192/05 применительно к прежней редакции статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации, "кодекс не ограничивает представление уточненных налоговых деклараций сроком и в тех случаях, когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога. В данном случае сроки, предусмотренные статьей 87 Кодекса для проведения камеральных и выездных проверок, не могут быть применены, поскольку они установлены в качестве гарантии защиты интересов налогоплательщика и не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых деклараций, правомерность расчета по которым обязан доказать налогоплательщик.
Вместе с тем зачет либо возврат налогов, исчисленных по уточненной налоговой декларации, в указанном случае ограничивается сроками, определенными статьей 78 Кодекса".
Таким образом, инспекция была обязана провести камеральную проверку представленных заявителем документов.
Довод инспекции о пропуске заявителем установленного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации срока на обращение в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога судом не принимается в силу следующего.
В соответствии с п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате (зачете) излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 года N 2046/04 указано, что положениями пункта 8 статьи 78 Кодекса, установлен срок для подачи заявления на возврат налога и началом течения этого срока определен день уплаты налога. При этом срок на подачу заявления исчисляется с даты каждого платежа. Аналогичная позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 5478/06.
Налог на прибыль, доначисленный по результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налогов за 2000 и 2001 годы, перечислен заявителем в бюджет 24 и 25 мая 2004 года, в том числе за 2000 год в сумме 65033002 руб.
При этом, как следует из объяснений заявителя, им заявлена к зачету не та сумма налога на прибыль, которая была доначислена вышеуказанным решением налогового органа, а сумма излишне уплаченного налога на прибыль, образовавшаяся 21 мая 2007 года вследствие заявления предусмотренной законом "северной льготы", в пределах суммы налога на прибыль за 2000 год, перечисленной в бюджет 24 и 25 мая 2004 года.
Таким образом, с учетом толкования положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, установленный срок на зачет излишне уплаченного налога исчисляется с даты каждого платежа налога на соответствующий налоговый период и при представлении 21 мая 2007 года заявления о зачете излишне уплаченного налога этот срок заявителем пропущен не был.
Инспекция указывает, что в обоснование правомерности использования заявленной льготы налогоплательщик должен подтвердить осуществление расходов на капитальные вложения за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, отразив ее использование на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Суд считает, что данный вывод налогового органа не основан на законе. Так, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Норма, устанавливавшая "северную льготу", утратила силу с 1 января 2002 года в связи с введением в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".
Таким образом, статья 5 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" до дня введения в действие Главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации являлась составной частью налогового законодательства и подлежала применению наряду с положениями Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Как следует из буквального толкования положений указанной статьи, порядок использования предусмотренной ею льготы заключается в осуществлении расчетной операции, производимой путем уменьшения налогооблагаемой прибыли, исчисленной и отраженной в налоговой декларации, на сумму капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, произведенных в отчетном году предприятием, расположенным в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поэтому для проверки правильности использования этой льготы должны быть установлены размер налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета льгот и размер произведенных капитальных вложений.
Размер налогооблагаемой прибыли за 2000 год, исчисленной без учета льгот в сумме 433553348 руб., установлен в ходе выездной налоговой проверки ЗАО "Нобель Ойл", и отражен в представленных в инспекцию расчетах. Возражений относительно правильности исчисления указанной суммы инспекцией не представлено. Размер осуществленных ЗАО "Нобель Ойл" в 2000 году капитальных вложений в сумме 216776674 руб. подтвержден представленными первичными документами и составленным на их основании уточненным расчетом использования льгот по налогу на прибыль, которые были представлены в инспекцию вместе с уточненной декларацией. Возражений относительно правильности исчисления указанной суммы инспекцией не представлено. При этом осуществление капитальных вложений за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, в качестве условия использования заявленной льготы приведенной нормой Закона не установлено, что подтверждено вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 января 2006 года по делу А29-3128/2005а. При рассмотрении этого дела кассационный суд установил правомерность использования заявителем в 2001 году предусмотренной указанной статьей Закона льготы без учета величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяемой по данным бухгалтерского учета.
С учетом изложенного, заявитель доказал наличие излишне уплаченного за 2000 год налога на прибыль в сумме 65033002 руб., которая образовалась вследствие заявления 21 мая 2007 года налоговой льготы.
Поскольку заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога, образовавшейся вследствие использование этой льготы, направлено заявителем в пределах трехлетнего срока, установленного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации и исчисляемого с даты последнего платежа на налога на прибыль за 2000 год, заявитель имеет право на зачет излишне уплаченного налога в указанной сумме.
Таким образом, отказ налогового органа о проведении зачета является неправомерным, требования заявителя об обязании Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести зачет заявленных сумм подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействительным как не соответствующий требованиям Налогового кодекса Российской Федерации оформленный письмом от 15 июня 2007 г. N 52-09-11/13173 отказ Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в зачете суммы налога на прибыль, заявленной к уменьшению ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в уточненном расчете налога от фактической прибыли за 2000 г.
Обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести зачет налога на прибыль, излишне уплаченного ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" за 2000 г. в сумме 65033002 руб., в том числе в федеральный бюджет 23845434 руб., в бюджет Республики Коми в сумме 41187568 руб., а также дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 4064562 руб., в том числе в федеральный бюджет 1490339 руб., в бюджет Республики Коми 2574223 руб., в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в соответствующие бюджеты.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" государственную пошлину в сумме 101000 руб. 00 коп., подлежащую уплате за счет федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)