Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 июля 2007 г. Дело N Ф09-5128/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2007 по делу N А07-1689/07.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Шавалиев В.Ф. (доверенность от 29.01.2007 б/н).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Тамаши" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Уфы, участвующей в деле в качестве 3-его лица, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 290250 руб., выраженного в письме от 29.11.2006 N 141. Также общество просит обязать инспекцию осуществить возврат данного налога в указанной сумме (с учетом дополнений к заявленным требованиям).
Решением суда от 02.04.2007 (судья Раянов М.Ф.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ инспекции в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 290250 руб., выраженный в письме от 29.11.2006 N 141. Инспекция обязана осуществить возврат обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 290250 руб.
В апелляционном суде решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 06.09.2002 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 02 N 003011713). С января по декабрь 2004 г. обществом уплачен налог на игорный бизнес по ставкам, определенным на соответствующий период законом субъекта Российской Федерации.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с января по декабрь 2004 г. в сумме 290250 руб., полагая, что на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ) уплата налога должна была производиться им по ставке 1500 руб., установленной Законом Республики Башкортостан от 30.07.2001 N 241-3 "О налоге на игорный бизнес" на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Инспекция в письме от 29.11.2006 N 141 отказала обществу в возврате налога на игорный бизнес, ссылаясь на отсутствие излишней уплаты налога.
Общество, полагая, что отказ инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес, выраженный в письме от 29.11.2006 N 141, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд удовлетворил требования общества, исходя из отсутствия у инспекции правовых оснований для отказа произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес, поскольку общество в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ вправе в течение первых 4 лет деятельности уплачивать налог на игорный бизнес по ставкам, действовавшим на момент его государственной регистрации.
Между тем судом не учтено следующее.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, установив в абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ период, до истечения которого на субъектов малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Таким образом, гарантии, установленные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, распространяются на длящиеся налоговые правоотношения.
Установление субъектом Российской Федерации ставок налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не изменяет порядок налогообложения общества, начавшего деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу указанной главы. Уплата налога на игорный бизнес по измененным ставкам производится налогоплательщиком независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
Момент начала деятельности общества в сфере игорного бизнеса судом не установлен.
Суд, сделав вывод о том, что на общество распространяются гарантии, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, не учел, что каждый игровой автомат согласно п. 1 ст. 366 Кодекса является самостоятельным объектом обложения налогом на игорный бизнес. В связи с этим с момента регистрации или установки обществом нового игрового автомата у него возникает самостоятельное налоговое обязательство, ранее не существовавшее.
Гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ и заключающаяся в том, что неизменной остается ставка налога в рамках конкретного налогового обязательства, действующая на момент его возникновения, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям.
Поскольку гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям, возникшим в период действия указанной нормы, для распространения на налогоплательщика указанных гарантий необходимо установить момент возникновения у него налогового обязательства в отношении каждого объекта обложения налогом на игорный бизнес.
Согласно ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, принятом судом первой инстанции, должны быть указаны фактические и иные обстоятельства, установленные судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела.
Принятый по делу судебный акт не отвечает указанным требованиям, в связи с чем не может быть признан законным и обоснованным.
В силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит установить момент начала деятельности общества в сфере игорного бизнеса и возникновения у него налогового обязательства в отношении каждого объекта обложения налогом на игорный бизнес, с учетом установленного разрешить спор и в зависимости от принятого решения распределить судебные расходы, связанные с подачей кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2007 по делу N А07-1689/07 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2007 N Ф09-5128/07-С3 ПО ДЕЛУ N А07-1689/07
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2007 г. Дело N Ф09-5128/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2007 по делу N А07-1689/07.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Шавалиев В.Ф. (доверенность от 29.01.2007 б/н).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Тамаши" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Уфы, участвующей в деле в качестве 3-его лица, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 290250 руб., выраженного в письме от 29.11.2006 N 141. Также общество просит обязать инспекцию осуществить возврат данного налога в указанной сумме (с учетом дополнений к заявленным требованиям).
Решением суда от 02.04.2007 (судья Раянов М.Ф.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ инспекции в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 290250 руб., выраженный в письме от 29.11.2006 N 141. Инспекция обязана осуществить возврат обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 290250 руб.
В апелляционном суде решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 06.09.2002 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 02 N 003011713). С января по декабрь 2004 г. обществом уплачен налог на игорный бизнес по ставкам, определенным на соответствующий период законом субъекта Российской Федерации.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с января по декабрь 2004 г. в сумме 290250 руб., полагая, что на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ) уплата налога должна была производиться им по ставке 1500 руб., установленной Законом Республики Башкортостан от 30.07.2001 N 241-3 "О налоге на игорный бизнес" на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Инспекция в письме от 29.11.2006 N 141 отказала обществу в возврате налога на игорный бизнес, ссылаясь на отсутствие излишней уплаты налога.
Общество, полагая, что отказ инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес, выраженный в письме от 29.11.2006 N 141, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд удовлетворил требования общества, исходя из отсутствия у инспекции правовых оснований для отказа произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес, поскольку общество в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ вправе в течение первых 4 лет деятельности уплачивать налог на игорный бизнес по ставкам, действовавшим на момент его государственной регистрации.
Между тем судом не учтено следующее.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, установив в абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ период, до истечения которого на субъектов малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Таким образом, гарантии, установленные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, распространяются на длящиеся налоговые правоотношения.
Установление субъектом Российской Федерации ставок налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не изменяет порядок налогообложения общества, начавшего деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу указанной главы. Уплата налога на игорный бизнес по измененным ставкам производится налогоплательщиком независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
Момент начала деятельности общества в сфере игорного бизнеса судом не установлен.
Суд, сделав вывод о том, что на общество распространяются гарантии, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, не учел, что каждый игровой автомат согласно п. 1 ст. 366 Кодекса является самостоятельным объектом обложения налогом на игорный бизнес. В связи с этим с момента регистрации или установки обществом нового игрового автомата у него возникает самостоятельное налоговое обязательство, ранее не существовавшее.
Гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ и заключающаяся в том, что неизменной остается ставка налога в рамках конкретного налогового обязательства, действующая на момент его возникновения, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям.
Поскольку гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям, возникшим в период действия указанной нормы, для распространения на налогоплательщика указанных гарантий необходимо установить момент возникновения у него налогового обязательства в отношении каждого объекта обложения налогом на игорный бизнес.
Согласно ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, принятом судом первой инстанции, должны быть указаны фактические и иные обстоятельства, установленные судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела.
Принятый по делу судебный акт не отвечает указанным требованиям, в связи с чем не может быть признан законным и обоснованным.
В силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит установить момент начала деятельности общества в сфере игорного бизнеса и возникновения у него налогового обязательства в отношении каждого объекта обложения налогом на игорный бизнес, с учетом установленного разрешить спор и в зависимости от принятого решения распределить судебные расходы, связанные с подачей кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2007 по делу N А07-1689/07 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ТОКМАКОВА А.Н.
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ТОКМАКОВА А.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)