Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.10.2004 N Ф04-6844/2004(5016-А67-27)

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 25 октября 2004 года Дело N Ф04-6844/2004(5016-А67-27)


Сельскохозяйственный производственный кооператив "Нелюбино" (далее - СПК "Нелюбино") обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Томскому району г. Томска (далее - Инспекция) от 24.12.2003 N 08-11/15330 о возврате без исполнения заявлений СПК "Нелюбино" о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогу на доходы физических лиц и о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, перед областным бюджетом на общую сумму 1392573 рубля.
Требования мотивированы тем, что данное решение налогового органа противоречит действующим и вступившим в законную силу нормативным документам субъекта федерации: статье 5-1 Закона Томской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Томской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 05.09.2003 N 106-03; постановлению Администрации Томской области от 10.09.2003 N 41а; постановлению Администрации Томской области от 13.11.2003 N 56а. Согласно данным нормативным актам право на реструктуризацию налога на доходы физических лиц предоставлено всем без исключения юридическим лицам - налоговым агентам, своевременно представившим документы, и нарушает законное право сельскохозяйственного предприятия на реструктуризацию, реализация которой направлена на создание условий для его финансового оздоровления.
Решением арбитражного суда от 22.06.2004 требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято налоговым органом с нарушением Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности и нарушает право заявителя на рассмотрение его заявлений о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату данного налога, перед областным бюджетом.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое решение: в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению Инспекции, проведение реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц в 2003 году Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" не предусмотрено.
Отзыв на кассационную жалобу СПК "Нелюбино" не представлен.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, СПК "Нелюбино" обратился в Инспекцию с заявлениями от 25.11.2003 о предоставлении права в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 10.09.2003 N 41а на реструктуризацию задолженности по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) перед областным бюджетом на общую сумму задолженности 960053 рубля по состоянию на 01.11.2003 и предоставлении права равномерной уплаты задолженности в течение трех лет; по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц (подоходного налога), перед областным бюджетом на общую сумму 432521,46 рубля (в том числе пени - 240510,86 рубля, штрафы - 192010,6 рубля) по состоянию на 01.11.2003 и предоставлении права равномерной уплаты задолженности в течение двух лет.
Налоговый орган решением от 24.12.2003 N 08-11/5330 возвратил заявление с приложенными к нему документами без исполнения на основании протокола заседания федеральной межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.05.2003 N 4.
Считая решение налогового органа незаконным, СПК "Нелюбино" обратился в арбитражный суд.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции, исходя из следующего.
Вопросы реструктуризации регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.99 и утвержденным данным Постановлением Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 1002 реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.
В соответствии с пунктом 9 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного названным Постановлением, заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет подается организацией в налоговый орган. К заявлению в обязательном порядке прилагается проект графика погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, в случае реструктуризации задолженности по регулируемым налогам согласованный с органом, уполномоченным принимать решение от имени субъекта Российской Федерации. Задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.
В силу части 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 данного Кодекса.
Законом Томской области от 05.09.2003 N 106-03 Закон Томской области "Об областном бюджете на 2003 год" дополнен статьей 5-1 следующего содержания: "Установить, что в 2003 году в порядке, установленном Администрацией Томской области, производится реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц - налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату данного налога, перед областным бюджетом".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Томской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Томской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 05.09.2003 N 106-03 и в целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц - налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), а также пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату данного налога, перед областным бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления постановлением Администрации Томской области от 10.09.2003 N 41 а утвержден Порядок проведения реструктуризации.
Согласно вышеназванному Порядку налоговый орган по месту учета организации в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию с прилагаемыми к нему документами рассматривает эти документы и принимает соответствующее решение, которое направляется в адрес организации (пункт 4).
В случае наличия у организации задолженности по налогу на доходы физических лиц по текущим платежам по состоянию на первое число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности или несоответствия документов предъявляемым к ним требованиям налоговый орган по месту учета организации в течение 30 рабочих дней со дня получения документов возвращает их с указанием причины возврата.
Организация имеет право повторно на общих основаниях подать заявление после устранения недостатков, выявленных налоговыми органами по месту учета организации, но не позднее 01.12.2003.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что из содержания оспариваемого решения от 24.12.2003 N 08-11/5330 следует, что Инспекция произвела возврат СПК "Нелюбино" заявлений о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), а также по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц (подоходного налога), без исполнения. При этом в решении не были указаны причины возврата и выявленные недостатки.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда о том, что указанные нормативные акты Администрации Томской области не оспорены в установленном законом порядке и на момент рассмотрения спорных правоотношений являются действующими.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налоговый кодекс Российской Федерации и законодательство, регулирующее вопросы реструктуризации задолженности по налогам и сборам, не содержат ограничений в части реструктуризации задолженности налоговых агентов, следовательно, налоговые агенты не лишены права обратиться с заявлением о реструктуризации удержанного, но не перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц, а также начисленных пеней и штрафа.
По изложенным мотивам арбитражный суд кассационной инстанции доводы, изложенные в кассационной жалобе, признает несостоятельными и не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение 22.06.2004 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3232/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Томскому району - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 октября 2004 года Дело N Ф04-6844/2004(5016-А67-27)


Сельскохозяйственный производственный кооператив "Нелюбино" (далее - СПК "Нелюбино") обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Томскому району г. Томска (далее - Инспекция) от 24.12.2003 N 08-11/15330 о возврате без исполнения заявлений СПК "Нелюбино" о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогу на доходы физических лиц и о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, перед областным бюджетом на общую сумму 1392573 рубля.
Требования мотивированы тем, что данное решение налогового органа противоречит действующим и вступившим в законную силу нормативным документам субъекта федерации: статье 5-1 Закона Томской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Томской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 05.09.2003 N 106-03; постановлению Администрации Томской области от 10.09.2003 N 41а; постановлению Администрации Томской области от 13.11.2003 N 56а. Согласно данным нормативным актам право на реструктуризацию налога на доходы физических лиц предоставлено всем без исключения юридическим лицам - налоговым агентам, своевременно представившим документы, и нарушает законное право сельскохозяйственного предприятия на реструктуризацию, реализация которой направлена на создание условий для его финансового оздоровления.
Решением арбитражного суда от 22.06.2004 требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято налоговым органом с нарушением Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности и нарушает право заявителя на рассмотрение его заявлений о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату данного налога, перед областным бюджетом.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое решение: в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению Инспекции, проведение реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц в 2003 году Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" не предусмотрено.
Отзыв на кассационную жалобу СПК "Нелюбино" не представлен.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, СПК "Нелюбино" обратился в Инспекцию с заявлениями от 25.11.2003 о предоставлении права в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 10.09.2003 N 41а на реструктуризацию задолженности по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) перед областным бюджетом на общую сумму задолженности 960053 рубля по состоянию на 01.11.2003 и предоставлении права равномерной уплаты задолженности в течение трех лет; по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц (подоходного налога), перед областным бюджетом на общую сумму 432521,46 рубля (в том числе пени - 240510,86 рубля, штрафы - 192010,6 рубля) по состоянию на 01.11.2003 и предоставлении права равномерной уплаты задолженности в течение двух лет.
Налоговый орган решением от 24.12.2003 N 08-11/5330 возвратил заявление с приложенными к нему документами без исполнения на основании протокола заседания федеральной межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.05.2003 N 4.
Считая решение налогового органа незаконным, СПК "Нелюбино" обратился в арбитражный суд.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции, исходя из следующего.
Вопросы реструктуризации регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.99 и утвержденным данным Постановлением Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 1002 реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.
В соответствии с пунктом 9 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного названным Постановлением, заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет подается организацией в налоговый орган. К заявлению в обязательном порядке прилагается проект графика погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, в случае реструктуризации задолженности по регулируемым налогам согласованный с органом, уполномоченным принимать решение от имени субъекта Российской Федерации. Задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.
В силу части 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 данного Кодекса.
Законом Томской области от 05.09.2003 N 106-03 Закон Томской области "Об областном бюджете на 2003 год" дополнен статьей 5-1 следующего содержания: "Установить, что в 2003 году в порядке, установленном Администрацией Томской области, производится реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц - налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату данного налога, перед областным бюджетом".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Томской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Томской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 05.09.2003 N 106-03 и в целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц - налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), а также пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату данного налога, перед областным бюджетом путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления постановлением Администрации Томской области от 10.09.2003 N 41 а утвержден Порядок проведения реструктуризации.
Согласно вышеназванному Порядку налоговый орган по месту учета организации в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию с прилагаемыми к нему документами рассматривает эти документы и принимает соответствующее решение, которое направляется в адрес организации (пункт 4).
В случае наличия у организации задолженности по налогу на доходы физических лиц по текущим платежам по состоянию на первое число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности или несоответствия документов предъявляемым к ним требованиям налоговый орган по месту учета организации в течение 30 рабочих дней со дня получения документов возвращает их с указанием причины возврата.
Организация имеет право повторно на общих основаниях подать заявление после устранения недостатков, выявленных налоговыми органами по месту учета организации, но не позднее 01.12.2003.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что из содержания оспариваемого решения от 24.12.2003 N 08-11/5330 следует, что Инспекция произвела возврат СПК "Нелюбино" заявлений о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), а также по пеням и штрафам, начисленным за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц (подоходного налога), без исполнения. При этом в решении не были указаны причины возврата и выявленные недостатки.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда о том, что указанные нормативные акты Администрации Томской области не оспорены в установленном законом порядке и на момент рассмотрения спорных правоотношений являются действующими.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налоговый кодекс Российской Федерации и законодательство, регулирующее вопросы реструктуризации задолженности по налогам и сборам, не содержат ограничений в части реструктуризации задолженности налоговых агентов, следовательно, налоговые агенты не лишены права обратиться с заявлением о реструктуризации удержанного, но не перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц, а также начисленных пеней и штрафа.
По изложенным мотивам арбитражный суд кассационной инстанции доводы, изложенные в кассационной жалобе, признает несостоятельными и не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение 22.06.2004 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3232/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Томскому району - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)