Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 июня 2004 года Дело N А56-6498/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В., при участии от открытого акционерного общества "Карьеры доломитов" Васильевой А.В. (доверенность от 21.06.2004), Ивановского Ю.И. (доверенность от 27.01.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области Воиновой А.С. (доверенность от 05.01.2004 N 03-04/14), рассмотрев 22.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2004 по делу N А56-6498/04 (судья Рыбаков С.П.),
Открытое акционерное общество "Карьеры доломитов" (далее - ОАО "Карьеры доломитов", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 19.01.2004 N 11-09/643 о доначислении 444060 руб. земельного налога за 2001 - 2003 годы, начислении 3882 руб. пеней и взыскании 17138 руб. 61 коп. штрафа за его неполную уплату.
Решением суда от 26.03.2004 требования Общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение от 26.03.2004, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права - положений законодательства, регулирующих порядок исчисления земельного налога.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Карьеры доломитов" 27.10.2003 представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 - 2003 годы. При исчислении налога Общество исходило из того, что сумма налога за конкретный год определяется посредством умножения ставки налога, установленной Законом Ленинградской области от 24.07.94 N 4-ОЗ "О плате за землю в Ленинградской области", на коэффициент, вводимый федеральным законом на соответствующий год.
По результатам проверки представленных Обществом деклараций налоговая инспекция приняла решение от 19.01.2004 N 11-09/643, которым доначислила налогоплательщику земельный налог, начислила пени за его неполную уплату, а также привлекла его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. По мнению налогового органа, при исчислении ставок земельного налога за 2001 - 2003 годы следовало применять повышающие коэффициенты к ставке предыдущего года.
ОАО "Карьеры доломитов" оспорило решение налогового органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции посчитал, что Общество правильно исчисляло сумму земельного налога, в связи с чем признал ненормативный акт налогового органа недействительным.
Кассационная инстанция считает судебный акт ошибочным и подлежащим отмене.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В силу статьи 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения соответствующими законодательными актами представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставка земельного налога в Ленинградской области в 2001 году - это ставка, предусмотренная нормативным актом Ленинградской области, увеличенная в 2,4 (2 х 1,2) раза; в 2002 году - в 4,8 (2 х 1,2 х 2) раза; в 2003 году - в 8,64 (2 х 1,2 х 2 х 1,8) раза.
Нельзя признать обоснованным довод налогоплательщика о том, что поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога не могли применяться в 2001 - 2002 годах, поскольку Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2001 год", "О федеральном бюджете на 2002 год", вводившие эти коэффициенты, в момент их вступления в силу выходили за рамки налогового периода, на который были установлены поправочные коэффициенты.
Федеральные законы, устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
При этом, как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О, должно быть выполнено требование о соблюдении определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.
Налогоплательщиком требование относительно указанного срока не заявлялось.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Общества - отклонению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2004 по делу N А56-6498/04 отменить.
Открытому акционерному обществу "Карьеры доломитов" в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Карьеры доломитов" в доход федерального бюджета 1500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2004 N А56-6498/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2004 года Дело N А56-6498/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В., при участии от открытого акционерного общества "Карьеры доломитов" Васильевой А.В. (доверенность от 21.06.2004), Ивановского Ю.И. (доверенность от 27.01.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области Воиновой А.С. (доверенность от 05.01.2004 N 03-04/14), рассмотрев 22.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2004 по делу N А56-6498/04 (судья Рыбаков С.П.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Карьеры доломитов" (далее - ОАО "Карьеры доломитов", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 19.01.2004 N 11-09/643 о доначислении 444060 руб. земельного налога за 2001 - 2003 годы, начислении 3882 руб. пеней и взыскании 17138 руб. 61 коп. штрафа за его неполную уплату.
Решением суда от 26.03.2004 требования Общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение от 26.03.2004, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права - положений законодательства, регулирующих порядок исчисления земельного налога.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Карьеры доломитов" 27.10.2003 представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 - 2003 годы. При исчислении налога Общество исходило из того, что сумма налога за конкретный год определяется посредством умножения ставки налога, установленной Законом Ленинградской области от 24.07.94 N 4-ОЗ "О плате за землю в Ленинградской области", на коэффициент, вводимый федеральным законом на соответствующий год.
По результатам проверки представленных Обществом деклараций налоговая инспекция приняла решение от 19.01.2004 N 11-09/643, которым доначислила налогоплательщику земельный налог, начислила пени за его неполную уплату, а также привлекла его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. По мнению налогового органа, при исчислении ставок земельного налога за 2001 - 2003 годы следовало применять повышающие коэффициенты к ставке предыдущего года.
ОАО "Карьеры доломитов" оспорило решение налогового органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции посчитал, что Общество правильно исчисляло сумму земельного налога, в связи с чем признал ненормативный акт налогового органа недействительным.
Кассационная инстанция считает судебный акт ошибочным и подлежащим отмене.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В силу статьи 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения соответствующими законодательными актами представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставка земельного налога в Ленинградской области в 2001 году - это ставка, предусмотренная нормативным актом Ленинградской области, увеличенная в 2,4 (2 х 1,2) раза; в 2002 году - в 4,8 (2 х 1,2 х 2) раза; в 2003 году - в 8,64 (2 х 1,2 х 2 х 1,8) раза.
Нельзя признать обоснованным довод налогоплательщика о том, что поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога не могли применяться в 2001 - 2002 годах, поскольку Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2001 год", "О федеральном бюджете на 2002 год", вводившие эти коэффициенты, в момент их вступления в силу выходили за рамки налогового периода, на который были установлены поправочные коэффициенты.
Федеральные законы, устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
При этом, как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О, должно быть выполнено требование о соблюдении определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность платить налоги.
Налогоплательщиком требование относительно указанного срока не заявлялось.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Общества - отклонению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2004 по делу N А56-6498/04 отменить.
Открытому акционерному обществу "Карьеры доломитов" в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Карьеры доломитов" в доход федерального бюджета 1500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ДМИТРИЕВ В.В.
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ДМИТРИЕВ В.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)