Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2011 ПО ДЕЛУ N А33-13094/2011

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2011 г. по делу N А33-13094/2011


Резолютивная часть постановления объявлена "20" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" декабря 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеевой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" сентября 2011 года по делу N А33-13094/2011, принятое судьей Куликовской Е.А.,

установил:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение Нижнетанайская средняя общеобразовательная школа (далее - заявитель, учреждение) (ОГРН 1022400649457, Красноярский край, Дзержинский район, с. Нижний Танай) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю (далее - инспекция, налоговый орган), (ОГРН 1042441190010, г. Канск), выразившихся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.07.2011 N 15752 задолженности в сумме 4622 рубля 19 копеек без отражения информации о невозможности взыскания задолженности в принудительном порядке, и обязании налогового органа выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с указанием задолженности с отражением информации о невозможности взыскания указанной задолженности в принудительном порядке.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 сентября 2011 года заявленное требование удовлетворено частично, признаны незаконными действия инспекции в части выдачи справки N 15752 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.07.2011 без информации об утрате инспекцией права на взыскание в принудительном порядке задолженности в сумме 4522 рубля 19 копеек. В остальной части заявления отказано. Суд в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов учреждения обязал налоговый орган выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с информацией об утрате возможности взыскания в принудительном порядке задолженности в сумме 4522 рубля 19 копеек.
Инспекция обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконными действий, выразившихся в отражении в справке N 15752 задолженности в сумме 4522 рубля 19 копеек без указания сведений об утрате инспекцией возможности ее взыскания в принудительном порядке, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что суд рассмотрел не тот предмет спора, который был заявлен учреждением. По мнению налогового органа, суд неправильно истолковал заявленные требования, так как требования заявителя сводятся по существу к признанию незаконными действий налогового органа во включению спорной задолженности в справку.
Также инспекция считает, что суд не дал оценку приложению к справке, в которой налоговый орган указал на пропуск срока для взыскания задолженности в сумме 4622 рубля 19 копеек.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 09.11.2011 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) инспекцией учреждению выдана справка N 15752 по состоянию на 01.07.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, в которой отражены, в том числе сведения о задолженности последнего перед бюджетом в сумме 4622 рубля 19 копеек, из них задолженности по пеням в сумме 4122 рубля 19 копеек, задолженности по штрафам - 500 рублей.
В суде первой инстанции в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам, в соответствии с которым они признают факт наличия у заявителя по состоянию на дату выдачи справки о состоянии расчетов задолженности в общей сумме 4622 рубля 19 копеек, в том числе задолженности по пеням 4122 рублей 19 копеек и штрафам - 500 рублей, из них:
- - задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 21 рубль, образовавшейся до 2007 года;
- - задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 71 рубль, образовавшейся до 2007 года;
- - задолженности по штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме 200 рублей, образовавшейся до 2007 года;
- - задолженности по пени по налогу на имущество организаций в сумме 1 рубль 97 копеек, по штрафу по налогу на имущество организаций в сумме 100 рублей, образовавшейся до 2007 года;
- - задолженности по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет в сумме 8 рублей, образовавшейся до 2007 года;
- - задолженности по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 4120 рублей 22 копейки, образовавшейся до 2007 года;
- - задолженности по штрафу в соответствии со статьей 126 Кодекса в сумме 100 рублей, образовавшейся после 2007 года.
Учреждение, полагая, что сроки совершения налоговым органом действий по принудительному взысканию указанной задолженности истекли, обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов с отражением в ней указанной задолженности без отражения информации о невозможности взыскания задолженности в принудительном порядке.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) налоговых органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли эти действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 22 Кодекса установлено, что права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Из подпункта 10 части 1 статьи 32 Кодекса следует, что налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Согласно названным методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Таким образом, суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, обоснованно исходил из того, что в справке о состоянии расчетов должна быть отражена полная и достоверная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, поскольку она затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов.
В справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 15752 по состоянию на 01.07.2011 налоговым органом включена в том числе задолженность последнего перед бюджетом в сумме 4622 рубля 19 копеек, из них задолженность по пеням в сумме 4122 рубля 19 копеек и по штрафам 500 рублей.
В связи с отсутствием доказательств принятия налоговым органом мер принудительного взыскания спорной задолженности и истечением установленных статьями 46, 47, 48, 70 Кодекса совокупных сроков для принудительного взыскания задолженности, возникшей до 2007 года, в бесспорном либо в судебном порядке, а также положений статей 114 и 115 Кодекса о судебном порядке и сроках взыскания налоговых санкций, действовавших в период привлечения к налоговой ответственности, суд правильно признал, что сведения о наличии у учреждения неисполненной обязанности по уплате указанной суммы задолженности в общей сумм 4522 рубля 19 копеек, отраженные в справке о состоянии расчетов с бюджетом, без указания на невозможность взыскания этого долга в принудительном порядке, нарушают права заявителя.
Вместе с тем, ссылаясь на пункт 2 статьи 48 Кодекса с учетом положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", суд признал, что налоговым органом не утрачено право на взыскание с учреждения штрафа в размере 100 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Кодекса.
Данные выводы суда налоговый орган по существу не оспаривает, указывая в апелляционной жалобе на то, что решение судом первой инстанции принято не в соответствии с предметом заявленного учреждением требования.
Апелляционный суд считает данный довод инспекции несостоятельным, так как учреждением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были представлены заявления (л.д. 23-24,36) об изменении предмета требований и уменьшении размера заявленных требований, которые были приняты судом первой инстанции. Настоящее дело рассмотрено судом первой инстанции в соответствии с предметом заявленного учреждением требования и уточненного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования.
Ссылка инспекции на приложение к справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 15752, в которой налоговый орган указал на пропуск срока для взыскания задолженности в сумме 4622 рубля 19 копеек, не может быть принята во внимание, так как указанная справка не содержит сведений о наличии приложении к ней, налоговый орган не доказал вручение такого приложения заявителю вместе с указанной справкой, учреждение не подтверждает получение справки вместе с приложением.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, поэтому государственная пошлина за рассмотрение дела в апелляционной инстанции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" сентября 2011 года по делу N А33-13094/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Л.А.ДУНАЕВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)